Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОБЩЕСТВО И СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
111.62 Кб
Скачать

3. Наука и образование

Достаточно непрост вопрос о науке в России в XVIII – начале XIX века. Учеными-теоретиками в России в XVIII веке были иностранцы. Например, Даниил Бернулли. Швейцарский механик, с 1725 года академик петербургской АН, с 1733 года иностранный почетный член академии. Даже иностранцы, привлеченные вначале щедрыми посулами Петра, вскоре покидали Петербург – условия не соответствовали. Оставались гуманитарии, предметом исследования которых была русская история. Среди них Герард Фридрих Миллер – историк, исследователь Сибири. С 1731 года академик. Август Людвиг Шлецер – историк, автор трудов по истории летописания. Находился на русской службе в 1761-1767 году. Исключения единичны. Например – Леонард Эйлер. Выдающийся математик и механик. В 1727-1741 и 1766-1767 работал в России. Уровень образования общества даже к концу правления Петра был настолько низок, что даже студентов для основанного вместе с Академией университета привозили из-за границы. Иностранные профессора на иностранном языке (чаще на немецком) читали лекции для иностранных студентов в столице иностранного для них государства.

Необычна, в этой связи, фигура М.В. Ломоносова. Он был типичным представителем Просвещения в России, объединяя в своем лице и теоретика, и инженера. Во Франции были энциклопедисты. В России была одна «живая энциклопедия» - Ломоносов.

Проблемой в России было внедрение открытий. Описанный Ломоносовым закон сохранения вещества получил известность после вторичного открытия его Антуаном Лавуазье (химик, гильотинирован во время французской революции). Паровая машина Ивана Ползунова, будучи пущена в действие проработала 43 дня и заржавела на Урале, а Европа активно внедряла новинку Джеймса Уатта.

Отрасль, где россияне соперничали с европейцами – география. Рассматриваемый нами период был для России веком путешествий и путешественников. Два путешествия Витуса Беринга и Степана Крашенинникова на Камчатку, экспедиции Академии наук вдоль Северного морского пути, картографическая съемка Федором Соймоновым Каспийского моря и освоения Александром Барановым Аляски. Маршруты путешественников пересекались. У берегов Чукотки плавал Д. Кук. Пролив между о. Сахалин и материком впервые описал Жан Лаперуз. Закончил его открытие в середине XIX века Геннадий Невельской. В начале XIX века вслед за Куком описали Антарктическую область Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Первое кругосветное путешествие было совершено Иваном Крузинштерном и Юрием Лисянским в 1804-1806 (на 300 лет позже Ф. Магеллана). За ними последовали Ф.Беллинсгаузен, Федор Литке, Отто Кацебу.

  1. Образование

Самым распространенным было домашнее воспитание. Екатерина II ввела моду на трудовое воспитание. Будущие императоры Александр и Николай Павловичи под присмотром своей бабушки выращивали свой огород, обучались слесарному и токарному делу.

Обучив дома мальчика читать и писать, его везли в город в частный пансион, где воспитывалось до 10-15 учеников, которые жили и питались на квартире преподавателя. Аристократические семьи стремились определить своих детей в дорогие престижные заведения, например, в Пансион аббата Николя, где в год платили 15000 тысяч рублей. Этот пансион окончили – Чаадаев, Бенкендорф. Туда хотели определить и Пушкина, но открылся Царскосельский Лицей. Следующий ступенькой был Университет. Устройство Университета было в то время отлично от настоящего. Студенты были разных категорий. «Казеннокошные» жили при университете, были дети бедных дворян, бывшие семинаристы или однодворцы, получившие личное дворянство и не имевшие крепостных. От аристократов они отличались даже цветом мундира – малиновый. Аристократические студенты приезжали на лекции в своих экипажах.

Женское образование

Щеголиха XVIII века говорит: «Как глупы те люди, которые в науках самые прекрасные лета погубляют. Ужесть как смешны ученые мужчины; а наши сестры ученые – о! Оне-то совершенные дуры. Беспременно, как оне смешны! Не для географии одарила нас природа красотою лица, не для математики дано нам острое и проницательное понятие; не для истории награждены мы пленяющим голосом; не для физики вложены в нас нежные сердца. Для чего же одарены мы сиими преимуществами? – чтоб были обожаемы. В слове: уметь нравиться – все наши заключаются науки». Петр Великий одним из первых своих указов запретил венчать девушек, не умеющих подписать своего имени. Андрей Тимофеевич Болотов рассказывал, что кто-то пустил слух, что он колдун, потому что читает много книг, и девушка, к которой он сватался, отказала ему. Образец грамотной невесты: «и писать, и читать может, а если мать прикажет, то и книги читает!» Среди таких девушек, женщины одаренные выделялись особенно. Например, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, возглавившая две российские академии и работу над академическим словарем русского языка. В конце XVIII века она уже была не одинока. Николай Иванович Новиков первый озаботился образованием женщин. В типографии Московского университета он начал издавать романы и сказки из которых стали создаваться женские библиотеки. Что бы воспитывать будущих матерей, появляются частные пансионы, особенно французские. Здесь готовили светскую даму, умению занимать гостей и вести разговор. Одним из старых и почетных заведений, где обучались девушки из хороших семей, был Институт благородных девиц, расположенный в Смольном монастыре. Институт был основан при Екатерине II и пользовался покровительством царской семьи. Учиться в Смольном было престижно, после выпуска из смолянок делали фрейлин, это были завидные светские невесты. Обучение в Смольном продолжалось 9 лет. Сюда привозили маленьких девочек, лет 5-6, и они должны были жить в институте во все продолжение учебы, практически не зная родного дома. Таким образом думали уберечь смолянок от вредного развращающего влияния среды. Девять лет обучения разделялись на три ступени. Первая ступень – три года. Учениц этой ступени называли кофейницами. Они носили платья кофейного цвета с белым коленкоровым воротником. Жили в дортаурах по 9 человек с классной дамой. Средняя группа носила голубые платья. Их звали голубые. Старшие платья зеленые, но белые. Идеал.