Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kollok.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
930.82 Кб
Скачать

Вопросы для подготовки к коллоквиуму по курсу «Демография».

  1. Концепция демографического перехода.

Собственно о процессе перехода от высоких уровней рождаемости и смертности к низким. впервые заговорил французский демограф А. Ландри, применив в 1934 термин «демографическая революция». Термин «демографический переход» как обозначение коренных изменений в процессе воспроизводства населения применил в 1945 американский демограф Ф. Ноутстайн. Демографическим переходом принято называть смену типов воспроизводства населения

В отечественной демографии типологию этапов демографического перехода А.Ландри использует А.Г.Вишневский («Воспроизводство населения и общества»). Он выделяет три типа воспроизводства населения, присущих соответственно присваивающей, или архаичной экономике, аграрному и индустриальному обществу; на каждом этапе изменяется характер социального контроля над смертностью: от архаичного уровня, зависящего от естественного отбора, до полной блокировки последнего в современном обществе. Снижение смертности расширяет область демографической свободы, общество в целом, семья, личность освобождаются от давления демографической необходимости, и рождение детей становится областью сознательного, рационального выбора.

Содержание перехода

Возникает новый тип рождаемости: удлинение брачного периода у женщин уже не означает повышения рождаемости; показатели брачной рождаемости снижаются; общество и государство предоставляет людям возможность самим решать, когда и сколько детей рожать; население постепенно переходит к собственному контролю над рождаемостью (аборты, контрацептивы). Переход к этому типа рождаемости характерен в основном для развитых стран. В ходе демографической революции происходит полное обновление механизмов управления рождаемостью. Для стабилизации численности населения в условиях низкой смертности необходимо значительно большее снижение рождаемости.

Равновесие первого типа было характерно для исконного периода человеческой истории. Именно оно отражено в многообразии культур, институтов, моральных и социальных норм. Движение к равновесию второго типа все эти нормы ломает. Поэтому демографический переход – «подлинная революция, оказывающая огромное воздействие на жизнь общества», говорит Вишневский. Он настаивает на том, что эта революция не является следствием каких-либо иных процессов (индустриализации, урбанизации и т.д.) а является равноправной частью общей модернизации. Демографическая революция невозможна без них и наоборот.

Собственно переход в России можно рассматривать в двух контекстах. Во-первых, наши демографические процессы нужно сравнивать с происходящими в других странах. Во-вторых, вписывать демографию в изменения в смежных сферах – образовании, здравоохранении, трудовых отношениях.

Тезис о революционизирующем воздействии новых демографических реалий Анатолий Вишневский проиллюстрировал массой фактов. Приведем лишь некоторые из них:

– за 90 лет (1897-1989 гг.) доля городского населения в России выросла с 15 до 74%

– за 100 лет (1897-2002 гг.) младенческая смертность снизилась с 260 до 13,3 смертей на тысячу родившихся; до 20 лет ныне доживет 97-98% рождающихся детей, а в 1900 г. – всего 50-51%;

– ожидаемая продолжительность жизни за те же 100 лет выросла с 30-31 до 64-65 лет;

– число рождений на одну женщину за тот же срок упало с 7,5 до 1,32 (для простого воспроизводства населения нужно сейчас около 2,2); средний размер семьи снизился с 5,5 до 3,2 человек;

– резко упала нагрузка детьми (соотношение численности детей и взрослых в работоспособном возрасте) и выросла (но не так значительно) нагрузка пожилыми;

– отсроченная продолжительность жизни в рабочем возрасте – так демографы называют время, которое предстоит прожить среднему новорожденному в интервале 20-60 лет (с учетом того, что не все доживают до этого интервала) – за те же сто лет увеличилась с 16,8 до 34,7 лет.

Изменения в образе жизни

Демографический переход – не только изменение количественных параметров, но и смена образа жизни. Так, резкий рост продолжительности жизни в старости качественно изменил содержание этого возраста. Появился даже специальный коэффициент – доля населения в возрастах, в которых «ожидаемая продолжительность жизни не превышает 15 лет». Благодаря повышению ожидаемой продолжительности жизни нынешние 60-летние находятся на другой стадии жизненного цикла: они здоровее, активнее, а в развитых экономиках еще и больше предрасположены к инвестициям.

Этот подход – отсчитывать возраст не от рождения, а от предполагаемой смерти – был введен для того, чтобы не сравнивать нынешних 60-летних с их ровесниками, скажем, полувековой давности. Важна и граница, за которой ожидаемая продолжительность жизни падает ниже 15 лет. Для России это порядка 56 лет для мужчин и 65 для женщин, в США – 68 и 71 год соответственно.

Меняется все «расписание жизни» людей, что влечет за собой перестройку соответствующих институтов. Теперь можно продолжать образование до 25, а то и 35 лет, а еще век назад многие просто не доживали до такого возраста. Теперь старость вовсе не означает иждивение и дожитие – в передовых странах с ней скорее связаны активные виды отдыха – турпоездки и т.д. Меняется все – семья, работа, медицина, секс, досуг, межпоколенная солидарность. «Этот список не имеет конца», – подчеркнул Вишневский.

Суть демографической революции особенно хорошо видна на примере материнства. В 1984 г. во Франции провели опрос мужчин и женщин старше 18 лет, поинтересовавшись, какое событие сильнее всего изменило жизнь женщины в XX веке. Абсолютное большинство – 34% – назвали таким событием появление противозачаточных таблеток. Сейчас есть страны (в первую очередь в Скандинавии), где больше половины детей рождается вне брака, в России таких 30% (против 12-13% в 1990 г.).

Анатолий Вишневский настаивает, что демографический переход затрагивает все страны независимо как от действий правительств, так и от особенностей национальных культур. В подтверждение он привел данные о среднем возрасте, в котором женщины рожают. С 1980-х гг. женщины стали позже рожать, причем это происходит синхронно в десятках стран. Огромные массы людей спонтанно ищут новые формы организации жизни. В той же Скандинавии 85-90% женщин живут в незарегистрированных союзах. Программу пропаганды контрацептивов начал даже исламский Иран. Уже несколько лет там нельзя получить разрешение на брак, не посетив курсы планирования семьи, где рассказывают об использовании презервативов. В стране разрешены и пользуются популярностью не только гормональные контрацептивы для женщин, но и операции для мужчин, не желающих больше иметь детей.

Мягкое управление переходом

По мнению Вишневского, все это демонстрирует, что по своей сути демографический переход не поддается никакому внешнему контролю. Политическими средствами его можно только ускорить, если двигаться не «против», а «по ходу» истории. Так, например, поступает Китай. Сегодняшняя Россия находится в авангарде процесса, перейдя от роста к убыли населения, и никакими средствами эту тенденцию не переломить, уверен Вишневский. Остается работать над повышением качества жизни.

В глобальной перспективе демографическая модернизация несет колоссальную угрозу всему человечеству, виной тому ограниченные ресурсы. Население растет из-за того, что снижение смертности обгоняет снижение рождаемости. И хотя рождаемость обязана снизиться – таковы неумолимые тенденции, – когда именно это произойдет, предсказать по большому счету невозможно. Пока демографический переход сопровождается усилением мировой демографической ассиметрии: перенаселенные страны Юга продолжают расти, тогда как в некоторых развитых странах обозначилась тенденция депопуляции.

Пример снижения рождаемости, неизбежного в ситуации повышения продолжительности жизни, должна показать миру Европа, считает Анатолий Вишневский. Многие европейские страны пытаются, не занимаясь социальной инженерией, чутко реагировать на происходящие изменения, при этом не вступая в конфликт с культурой и традицией. Например, во Франции для гомосексуальных пар разработали юридическую форму союза (не брака), учитывающую тонкости налогового законодательства и родительских прав, рассказал замдиректора Института демографии ГУ-ВШЭ Сергей Захаров. Интересно, что после легитимации ей активно пользуются по преимуществу гетеросексуалы.

Демография в целом неуправляема, но нужно учиться подстраиваться под нее, чтобы модернизация не привела к печальным последствиям, призывает Анатолий Вишневский.

Сергей Петрович КапИца в книге «Общая теория роста населения»:

При демографическом взрыве происходит исторически внезапное появление молодого активного поколения.

Факторы потери системной устойчивости:

  1. при прохождении развивающихся стран через демогр. переход, который происходит в 2 раза быстрее чем в Европе.

  2. Демографические градиенты на границах государств: в Сибирь теряет население, а на севере Китая оно стремительно растет.

  3. Урбанизация: неравномерность распределения рабочей силы, безработица и, как следствие, преступность.

Именно в сохранении устойчивости состоит главная ответственность мирового сообщества.