Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мешкова Н.Н. - Ориентировочно-исследовательская...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
1.98 Mб
Скачать

3.3. Город как развивающая среда

Основываясь на изложенном выше представлении о приспособительном значении психики, можно сделать заключение о том, что успешность существования отдельной особи и городских популяций видов-синурбанистов зависит от того, насколько полно представлены в образе мира свойства, связи и отношения этого мира (городской среды), необходимые для удовлетворения всей совокупности его потребностей, насколько быстро и точно происходят актуализация части образа мира при попадании особи в тс или иные жизненные ситуации в условиях города и последующая ориентировка \: них на основе образа. В свою очередь качества образа мира, формирующегося на протяжении всей жизни животного, зависят от ос» >бе и ноете и деятельности, поведения его в условиях го -

43:

рода, от того, насколько широки и разнообразны его связи с этой средой, и от особенностей самой среды.

Для того чтобы разобраться в этом сложном процессе поведенческой адаптации к существованию животных в городе, где все переплетено и взаимообусловлено, и подойти к выявлению конкретных психологических механизмов адаптации, рассмотрим то, что происходит, более подробно. И начнем с последнего, т. е. с роли среды, ее воздействия на животных.

Напомним особенности городской среды обитания животных, отличающиеся от природных местообитаний, которые выделены нами как определяющие направленность и характер поведенческих адаптации в условиях города. Это исключительное разнообразие городских местообитаний, общая высокая несезонная изменчивость городской обстановки, непредсказуемый и нередко катастрофический для животных характер изменении среды обитания, а также разнообразие деятельности и постоянное присутствие самого человека. По сравнению с природной средой город может, не-:омненно, быть охарактеризован как обогащенная среда, в первую эчерсдь за счет предметов антропогенного происхождения, которые животные в большей или меньшей степени используют, а также за счет высокой изменчивости и непредсказуемости ситуаций, их частой новизны.

В исследованиях, посвященных влиянию условий развития, выращивания животных на их последующее поведение и способности, было показано, что содержание животных (мышей) в "обогащенных" условиях (в просторных клетках с предметами для исследования и игры, со всевозможными лесенками, мостиками и полочками для передвижения по всему объему помещения) по сравнению с содержанием в "стандартных" условиях (т. е. в обычных клетках) существенным образом повышает адаптивные способное™ животных, а контакты с новыми предметами (мышей помещали ежедневно в течение месяца в просторную клетку, где они могли обследовать новые предметы) улучшают их способность к нахождению пищи (Henderson, 1964, 1977). Показано также, что мыши, выросшие в обогащенной среде, чаще вступают в контакт с новыми предметами (Misslln, Ropartz, 1981), а зверьки, предварительно обучавшиеся решать некоторые двигательные задачи, активнее исследуют "открытое поле" (Kvist et al., 1981). Эти экспериментальные данные весьма показательны. Они свидетельствуют о том, что обогащенная среда, создавая условия для разнооб-

44

разного взаимодействия — манипуляционного, локомоторного, с ее компонентами, для упражнения моторики, развития перцептивных способностей, оказывает на животных развивающее воздействие, расширяя их возможности к приспособлению. Несомненно, это происходит не только за счет снижения отрицательного эмо-циогеиного воздействия от попадания животного в новую ситуацию (при тестировании), но и за счет развития психического отражения, обогащения и все большей дифференцированности их образа среды.

Если даже сравнительно непродолжительное (от нескольких недель до нескольких месяцев) пребывание в "обогащенных" лабораторных условиях заметно повышает приспособительные возможности животных, то какое же огромное развивающее значение должна иметь для видов-синурбанистов естественная обогащенная среда — город. Нам кажется, что осознание этого влияния урбанизированной среды на психику животных еще впереди, причем не только у экологов, занимающихся проблемой синурбанизации, но и у самих зоопсихологов.

Позволим себе провести некоторую аналогию. В детской психологии существует понятие "развивающая среда". Имеется в виду насыщенная разнообразными предметами (игрушками, "взрослыми" объектами разнообразною назначения), изменчивая, стимулирующая локомоторную и маиипуляционную активность ребенка, его познавательные способности среда. Эту среду для детей предлагается создавать специально, с целью развития его внимания, памяти, мышления, эмоций (Игра дошкольника, ред. С. Л. Новоселова, 1989). Пусть не покажется странным такое сопоставление. Мы полагаем, что в данном случае для этого есть все основания. Действуют общие закономерности развития психики. Ведь психиче:кос отражение, образ мира субъекта — человека или животного — формируется во взаимодействии с этим миром, будь то мир, окружающий ребенка, или среда обитания животного. И от того, насколько сложно, разнообразно и изменчиво то окружение, с которым субъекту приходится устанавливать связи, от характера этих связей и зависит полнота и глубина образа мира, степень развития ого психических способностей, которые проявляются при ориентировке субъекта в мире па основе его образа. Л как следствие — и степень успешности использования этого мира идя реализации потребностей, его включенности в деятельность человека или животного.

45

Поэтому городская среда обитания животных со всеми се специфическими чертами вполне может рассматриваться, как нам кажется, если се сравнивать с природной средой, по механизму своего воздействия, как среда, обладающая развивающим эффектом и вполне, также по механизму воздействия, сопоставима с развивающей средой, которую детские психологи предлагают создавать для развития психики дошкольника.

Говоря об урбанизированной среде как о развивающей среде в отношении видов-синурбанистов, мы, разумеется, имеем в виду не просто воздействие се на животное как на нечто пассивное. Исходя из рассмотренной выше деятсльностной природы психики мы подразумеваем, что развивающий эффект в отношении психики животного (а в конечном итоге и деятельности тоже) даст сама деятельность животного в городской среде, его активное взаимодействие с разнообразными объектами этой среды, попадание в различные незнакомые ситуации, приспособление к ним и к среде в целом. Именно за счет этого взаимодействия обогащается содержание образа и увеличивается пластичность поведения животного. Убедиться в том, что городская среда обитания действительно называет развивающее влияние на психику животных, можно Jbuio бы, сравнив поведение особей одного и того же вида, но взятых из двух разных популяций — городской и природной, в таких экспериментальных ситуациях, в которых они могли бы проявить свои адаптационные способности, показать возможности ориентировки на основе имеющегося у них образа мира.

Если же мы несколвго изменим подход к проверке высказанного выше предположения, то избежим многих методических трудностей, связанных с получением и отбором экспериментального материала. Этого можно достичь, если сравнивать животных не как конкретных особей, на которых определенным образом отразилось их пребывание в городской среде, с особями из природной среды,- предполагаемого развивающего воздействия не испытавших. Можно сравнить особей, которые родились в лаборатории от животных, отловленных в городе (т. е. из городских популяций) и в природе (т. с. из природных популяций). Это сделать несравненно проще, хотя и остаются трудности с получением животных из "чистых" природных популяций, никак не связанных с урбанизированной средой. Сравнивая таких особей, мы, конечно, ничего не можем сказать о непосредственном развивающем влиянии городской среды на конкретную особь. Но все же мы сможем оценить

46

это косвенно, через популяциониый уровень. Л как было показано в гл. 2, именно этот уровень имеет решающее значение, когда речь идет о способности того или иного вида животных приспосабливаться к существованию в урбанизированной среде. Поскольку только на ноиуляциошюм уровне могут закрепиться особенности поведения и психики, обеспечивающие адаптацию.

Нам удалось провести такое сравнительное исследование на примере мышей p. Mus. Мы сравнили ориентировочно-исследовательскую деятельность при освоении обстановки человеческого жилища у потомков домовых мышей (Mus musculus musculus) из городской популяции и чисто природной, а также поведение в различных ситуациях новизны — при освоении новых помещений различной сложности и площади, при встрече с новыми объектами па освоенной территории — у двух видов p. Mus: M. musculus т., также из городской популяции, и рюкюйской мыши М. caroli, вида, обитающего в массовых количествах в местах, измененных хозяйственной деятельностью человека (посевы злаков, гари и пр.), но никогда не встречающегося в городе. Результаты проведенного нами сравнения представлены в гл. 5.

Итак, мы предлагаем представление о развивающем влиянии урбанизированной среды в качестве объяснительного принципа, позволяющего подойти к пониманию происхождения исключительной пластичности поведения высших позвоночных, обитающих в городах, особенно видов-эвсииантропов, таких, как серая крыса, домовая мышь, серая ворона. Однако, говоря об этом, нельзя забывать, wo, помимо самой урбанизированной среды, животные, о которых идет речь, находятся иод влиянием другой среды, а именно среды, образуемой особями своего вида, с которыми на протяжении всей жизни постоянно взаимодействует животное. Как показано в гл. 2. значение этой среды исключительно велико. В условиях города, где связи мсж)\у представителями одного и того же вида животных еще более тесные (в силу высокой плотности, а также значительного удлинения периода, когда молодые особи остаются в непосредственной близости ОГ родителей и продолжают общаться с ними), роль "социальной" среды еще более возрастает. Не будет, очевидно, преувеличением паше предположение о том, что для видов-еннурбанистов, относящихся к высшим позвоночным, "социум" также выступает как среда, оказывающая развивающее влияние на их психику. Обеспечивается :тго игожде всего наличием почти постоянного визуальное кчццлкм

47

между особями, благодаря чему значительная часть взаимодействий каждой особи с компонентами урбанизированной среды', как к результаты этих взаимодействий, могут быть восприняты другими, находящимися поблизости особями. При развитой способности к наблюдению за происходящим вокруг, способности к отражению не только отдельных объектов среды, но и связей между ними (а эти способности характерны для высших позвоночных, как животных, относящихся к высшему уровню развития перцептивной психики (Ладыгина-Коте, 1958; Фабри, 1976), виды-синурбанисты, прежде всего эвсинантропы, такие как серая крыса, домовая мышь и серая ворона, получают, при достаточном развитии у них способности научаться при помощи подражания (Фабри, 1974; Фабри, Филиппова, 1982; Мешкова, 1988; Palland, Will, 1977; Huang-1-Ning, К. De Quardo, 1983; Beck, Galef, 1989; и др.), практически неограниченные возможности обогащения имеющегося образа мира за счет перенятых у других особей способов взаимодействия с компонентами урбанизированной среды, особенностей поведения в самых различных ситуациях.

-