Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинар №5.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
72.06 Кб
Скачать

Религиозное воспитание

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию.

Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии.

В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Последовательность общего хода нравственного воспитания, намеченная Гербартом, была обусловлена его пониманием самого характера нравственности.

Гербарт в нравственном развитии ребенка, как и в развитии его интереса, выделял четыре ступени:

  • первая ступень «память воли» связывалась им с необходимостью выработки твердого характера по отношению к внешним условиям;

  • вторая ступень «выбор» предполагала осмысление субъектом положительных и отрицательных сторон всего того, к чему от стремится, учет условий, необходимых для достижения желаемого;

  • третья ступень «принцип» связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, здесь происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения, всех поступков и действий;

  • на четвертой ступени нравственного развития воспитанника, по терминологии Гербарта, - "«борьба"»- складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании.

Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас зажечь другую».

К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:

    1. удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.

    2. Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».

    3. Устанавливать четкие правила поведения.

    4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

    5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.

    6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.

В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитателю необходимо ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети проявляли свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми методами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающий детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиваться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение", а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартианской теории.

Центральный тезис рассуждений Гербарта формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека.

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Здесь воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучать элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.

Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.

Формирование многостороннего интереса предусматривалось через изучение истории античного мира и древних языков (время), изучение географии и математики (пространство), а также через нравственное воспитание и религию (человек).

Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства.

Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования, которое включает в себя упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока.

Педагог при этом играет огромную роль; обучая, воспитывая, направляя деятельность учащегося, корректируя его поведение, активизируя его эмоциональные и физические силы.

Таким образом, можно утверждать, что Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания, вследствие чего педагогика была представлена систематически развитым и в то же время строго дифференцированным единым целым. В научно-теоретическом обосновании и логически выдержанном изложении и состоит основная его заслуга в истории педагогической мысли. Вот почему можно утверждать, что с именем Гербарта связана первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании, представления о педагогике как самостоятельной науке.

Говоря о Гербарте, можно утверждать, что он был первопроходцем в области приведения обучения в соответствии с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему осуществить дальнейший шаг в развитии дидактики. В конкретно-дидактическом плане его идеи, в отличие от дидактических идей Песталоцци и Дистервега, обращены преимущественно к среднему образованию, что и следует иметь в виду.

Педагогические идеи Гербарта, в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием оказали большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики воспитания.

19 век в целом был «золотым» для педагогики, особенно в Германии, где проблемам воспитания помимо собственно педагогов огромное внимание уделяли и философы, и ученые, и государственные деятели.

Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни.

  1. Элементарная педагогика Ф. Фребеля в контексте «философии тождества» Ф.В. Шеллинга.

  1. Педагогическая концепция Ф.А.В. Дистервега:

ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg), Фридрих Адольф Вильгельм (29.Х.1790 -7.VII.1866) - немецкий педагог-демократ. По окончании ун-та преподавал в 1812 - 20 физику и математику в ср. школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, директор учит, семинарий в Мёрсе (1820 - 32) и Берлине (1832 - 47). Эти семинарии, в к-рых Д. преподавал педагогику, математику, нем. язык, заслуженно считались образцовыми. В 1827 - 66 Д. издавал пед. журнал "Rheinische Blatter fur Erziehungund Unterricht..."("Peйнские листки для воспитания и обучения..."), в к-ром особое внимание уделял нар. школе. В этом журнале он поместил св. 400 статей. Д. стремился к объединению нем. учительства. В 1832 - 41 он создал в Берлине 4 учит, об-ва, а в 1848 был избран председателем "Всеобщего немецкого учительского союза". В июле 1848 Д. вместе с депутатами "левой" фракции прусского нац. собрания подписал "Записку 23", авторы к-рой выступали против конфессиональной школы и требовали единой нар. школы для "всех детей нации без различия состояний и будущего призвания". Д., хотя и признавал религию в духе рационалистич. христианства, в своих статьях протестовал против опеки церкви над шкодой и критиковал церковные догматы, называя их "религиозным абсолютизмом". В 1847 Д. за "опасное вольнодумство" был отстранён от должности, а в 1850, после подавления революции 1848, уволен в отставку, но продолжал заниматься литературно-пед. и общественной деятельностью до конца жизни. С 1851 Д. издавал "Padagogisches Jahrbuch" ("Педагогический ежегодник"), обличая на его страницах наступление, предпринятое реакционными силами в области народного образования. Большое влияние на учительство и на общественное мнение Германии оказала его борьба против "регулятивов" - реакционных школьных законов, изданных прусским пр-вом в 1854. Авторы "регулятивов", считая, что "мыслящие люди опасны", стремились изгнать из школы всякое проявление свободомыслия и превратить её в оплот прусской монархии. Д. в выступлениях в печати и с трибуны Палаты депутатов, куда он в 1858 был избран от берлинского учительства, заявлял, что цель этих законов - восстановить "старые заставы против страсти к нововведениям и переворотам посредством стеснения и обуздания мысли".