Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
69 -83.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
129.31 Кб
Скачать
  1. 77. Співробітництва сша та рф у процесі роззброєння та скорочення наступальних озброєнь.

егодня процесс ядерного разоружения институциализирован только в формате Россия–США. Три других ядерных государства, официально признанные таковыми по ДНЯО[6], не выполняют своих обязательств по статье VI этого Договора и под различными предлогами уклоняются от участия в переговорах об эффективных мерах по сокращению ядерного оружия и ядерному разоружению. Правда, Великобритания и Франция в одностороннем порядке предпринимают меры по сокращению своих ядерных арсеналов. Что касается четверки не признанных де-юре ядерных государств (Израиля, Индии, Пакистана и КНДР), то они не являются участниками ДНЯО[7] и полагают себя свободными от обязательств по этому Договору.

Для того чтобы выявить динамику ядерного разоружения в мире, представляется достаточным оценить произошедшие за 2001–2009 гг. изменения в арсеналах ядерного оружия всех девяти нынешних членов «ядерного клуба». И начать следует с оценки арсеналов ядерного оружия США и России – двух ядерных сверхдержав, находившихся в тот период в рамках двусторонних соглашений об ограничении и сокращении своих стратегических наступательных вооружений в соответствии с двумя договорами – Договором СНВ-1[8] и Договором СНП[9].

США. На январь 2001 г. активный запас американских ядерных боезарядов составлял 8 876 единиц[10], из них стратегических боезарядов насчитывалось 7 206, нестратегических (или тактических) – 1 670 единиц. Помимо этого содержался запас ядерных боезарядов пониженной готовности[11] в количестве 40-45% активного запаса[12].

Соединенные Штаты, как и Россия, к 5 декабря 2001 г. выполнили свои обязательства по сокращению стратегических наступательных вооружений по Договору СНВ-1: в боевом составе американских стратегических наступательных сил (СНС) к тому времени осталось 1 238 развернутых носителей и 5 949 боезарядов, засчитываемых по правилам Договора СНВ-1[13], – что в 1,7 раза меньше, чем при подписани Договора СНВ-1[14].

На январь 2009 г. активный запас американских ядерных боезарядов составил 2 702 единицы, в том числе стратегических – 2 202 единицы, нестратегических – 500 единиц[15]. Дополнительно около 2 500 ядерных боезарядов пониженной боеготовности находилось в резерве.

Согласно опубликованным в мае 2010 г. данным, запасы американских ядерных боезарядов по состоянию на 30 сентября 2009 г. составляли 5 113 единиц[16].

Таким образом, арсенал ядерного оружия США за 8,5 лет сократился в 2,5 раза.

Россия. На январь 2001 г. активный запас российских ядерных боезарядов составлял 9 196 единиц[17]. Из них стратегических ядерных боезарядов насчитывалось 5 606 единиц, ядерных боезарядов для противоракетных систем – 1200 и нестратегических ядерных боезарядов – 2390 единиц. Дополнительно в неактивном резерве[18] содержалось примерно 12 000 ядерных боезарядов.

На 5 декабря 2001 г. в боевом составе российских стратегических ядерных сил (СЯС) имелось 1136 развернутых носителей и 5518 боезарядов, засчитываемых по правилам Договора СНВ-1[19]. Это в 2–2,2 раза меньше, чем на момент подписания Договора СНВ-1[20].

На январь 2009 г. активный запас российских ядерных боезарядов составил 4 834 единицы, в том числе стратегических – 2 787, для противоракетных систем – 701 и нестратегических – 1 346 единиц[21]. Кроме того предполагается, что в неактивном резерве содержалось более 8 000 ядерных боезарядов.

За 8 лет арсенал ядерного оружия России сократился более чем в 1,6 раза.

Наиболее существенные сокращения арсеналов ядерного оружия произошли у США и России. Эти страны привержены более глубокому сокращению и ограничению ядерных вооружений, о чем свидетельствует подписанный ими 8 апреля 2010 г. Договор по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Согласно этому Договору, через 7 лет после его вступления в силу предельное количество развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных вооружений, у каждой стороны Договора не будет суммарно превышать 700 единиц, а связанных с этими носителями боезарядов – 1550 единиц[53].

По проложенному США и Россией пути ядерного разоружения в определенной степени следовали Великобритания и Франция, хотя и вне рамок переговорного процесса.

5 мая 2010 г., в ходе Восьмой обзорной конференции по ДНЯО, в совместном заявлении к участникам форума официально признанные ядерные государства («ядерная пятерка») подтвердили «твердую приверженность своих обязательств по статье VI ДНЯО и свою неизменную ответственность за принятие конкретных и убедительных шагов в направлении необратимого разоружения, включая положение по проверке»[56]. Кроме того, 12 мая 2010 г., на той же конференции, Россия и США, подписавшие новый договор по СНВ, призвали другие ядерные государства присоединиться к российско-американским усилиям по ядерному разоружению и «внести активный вклад в дело сокращения и ограничения ядерных вооружений в условиях укрепления глобальной стабильности и обеспечения равной и надежной безопасности для всех»[57].

Ликвидация ядерного оружия – сокровенная мечта человечества со времени создания атомной бомбыС тех пор было разработано немалое количество планов ликвидации ядерного оружия под международным контролем[79], но ни один из них так и не был реализован, главным образом, из-за отсутствия подлинного желания у стран, уже имевших это оружие, с ним расстаться и стремления некоторых неядерных государств присоединиться к «ядерному клубу». Как отмечают разработчики Плана действий комиссии Global Zero, единственный способ устранить ядерную угрозу – добиться поэтапного, контролируемого уничтожения всех ядерных вооружений в рамках многостороннего соглашения, дойти до глобального ядерного нуля[81]. Предложенный ими План действий – это четырехступенчатый процесс, предполагающий подготовку, обсуждение, ратификацию и выполнение международного соглашения об уничтожении всех видов ядерного вооружения («соглашения о глобальном нуле»), которое будет иметь обязательную юридическую силу. Как считается, выполнение этого соглашения позволит достичь контролируемого и полного уничтожения ядерного оружия, установит необходимые для этого строгие принудительные меры и установит бессрочный запрет для всех стран на разработку, владение и использование ядерного оружия.

Первая фаза этого поэтапного процесса рассчитана на 2010–2013 гг. Ее реализация предполагает выполнение трех ключевых условий:

  • вслед за заключением Россией и США нового Договора СНВ должны начаться российско-американские переговоры о заключении двухстороннего договора о сокращении ядерных арсеналов этих стран до 1000 ядерных боезарядов у каждой стороны (срок выполнения – 2018 г.);

  • после подписания и ратификации двустороннего договора между Россией и США все остальные ядерные державы обязуются «заморозить» свои арсеналы ядерного оружия, а также принять участие в многосторонних переговорах по вопросу их пропорционального сокращения;

  • подготавливаются многосторонние переговоры.

Вторая фаза рассчитана на 2014–2018 годы. Как и первая фаза, она предполагает выполнение ключевых условий:

  • в рамках многосторонней программы Россия и США должны принять соглашение о сокращении своих ядерных арсеналов до 500 боезарядов у каждой стороны (срок выполнения – 2021 г.), в то время как прочие ядерные страны должны «заморозить» свои ядерные арсеналы до 2018 г., после чего последует их пропорциональное сокращение (к 2021 г.);

  • устанавливается всеобъемлющая система верификации и контроля над исполнением, подразумевающая необъявленные проверки на местах;

  • усиление мер предосторожности на объектах ядерно-топливного цикла для гражданских нужд с целью предотвращения использования сырья для создания ядерного оружия.

Третья фаза, рассчитанная на 2019–2023 гг., предполагает ведение переговоров по вопросу «соглашения о глобальном нуле», подписание всеми странами, обладающими ядерным потенциалом, международного соглашения, имеющего обязательную юридическую силу и предписывающего поэтапное контролируемое сокращение к 2030 г. всех ядерных арсеналов до нуля.

Четвертая фаза, рассчитанная на 2024–2030 гг., – это завершение поэтапного, контролируемого и пропорционального сокращения всех видов ядерных вооружений до нуля, а также продолжение работы всеобъемлющей системы верификации и контроля над исполнением «соглашения о глобальном нуле».

Члены комиссии Global Zero[82] осознают, что в такой сложной и динамичной политической инициативе, какой является достижение глобального ядерного нуля, невозможно предсказать, успехом или поражением увенчается каждая конкретная фаза и процесс в целом. Тем не менее, они не сомневаются, что нельзя преуспеть без детального поэтапного плана действий, предусматривающего выполнение ключевых условий на каждом этапе, и убеждены, что без такого плана действий уничтожение ядерного оружия останется далекой несбыточной мечтой.

С точки зрения выполнения, План действий комиссии Global Zero достаточно обоснован

К тому же ядерное разоружение должно осуществляться таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.