Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7_Политические процессы конца 20-х -начала з0-х...docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
29.76 Кб
Скачать

Политические процессы конца 1920-х - 1930-х гг. И феномен гулаГа

Глобальные социально-экономические изменения, происходящие в стране с конца 1920-х гг., сопровождались существенными изменениями в политическом строе. Это проявлялось, во-первых, в том, что окончательно утвердилась монополия ВКП(б) на власть. Формально считалось, что власть принадлежит народу, но на деле она полностью сосредоточилась в руках партийно-государственного аппарата и его верхушки - номенклатуры. По Конституции 1936 г. высшим органом государственной власти провозглашался всенародно избранный Верховный Совет СССР, однако реальная высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б). Оно не только определяло основные направления внутренней и внешней политики, но и рассматривало массу второстепенных проблем, контролировало всю пирамиду власти. Важную роль в механизме управления страной играли Оргбюро, Секретариат и Орготдел ЦК ВКП(б).

5 декабря 1936 г. VIII съезд Советов принял новую Конституцию, которая зафиксировала изменения в политической системе советского общества. Прежде всего, менялась структура органов власти. Вместо областных, республиканских и всесоюзных съездов Советов вводились городские, областные и республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования. Вместо ВЦИК образовался Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат (Совет Союза и Совет Национальностей) и избираемый также всем населением. Ни о каком расширении прав союзных республик речи не было, наоборот, увеличилось число союзных наркоматов.Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательные права получали все граждане СССР независимо от их социального происхождения, исключение составляли лица, осужденные судом, и умалишенные. Социальная основа декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. Экономической основой Советского государства провозглашалась общенародная собственность в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Конституция провозглашала ряд социальных прав, которых не имела ни одна страна мира, - право на труд, на отдых, на лечение, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности. Труд объявлялся также обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу «Кто не работает, тот не ест». В Конституции декларировались такие демократические права и свободы, как свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту. Провозглашалась свобода отправления религиозных культов. Одновременно вводилась свобода антирелигиозной пропаганды, что на деле означало воинствующее наступление на церковь.

Аналогичные конституции приняли в союзных республиках, число которых увеличилось до 11. Статус союзных республик получили Казахстан и Киргизия.

 Происходило огосударствление партийных органов, сращивание их с государственным аппаратом. Меняется и сама партия. Массовые чистки и репрессии привели к уничтожению так называемой «старой гвардии». На смену ей пришла молодежь, не имеющая опыта политической работы и глубокого знания марксизма. Она нуждалась в постоянных подсказках и инструкциях сверху. Это ведет к утверждению исполнительно-приказных методов работы. Сужается круг деятельности профсоюзов. Они были лишены права регулирования трудовых отношений и оплаты труда. К началу 1930-х гг. были ликвидированы многие общественные организации. Причины их упразднения были различными. В одних случаях - малочисленность, в других - обнаружение в них «врагов народа». Уничтожению подверглись различные профессиональные организации, например, «Всесоюзная ассоциация инженеров», «Общество любителей российской словесности» и др. Сохранялись лишь те объединения, которые были подконтрольны и полезны государству (ОСОАВИАХИМ, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация помощи борцам революции - МОПР и др.). Вместо многочисленных литературных и художественных объединений создавались контролируемые партией Союзы писателей, художников, композиторов, кинематографистов и т.п.

Складывается система централизованного контроля и управления в экономике. В 1932 г. было принято постановление о перестройке управления промышленностью. Вместо ВСНХ создавалось три отраслевых наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. При каждом из них - большое количество главков, секторов и отделов.

Политическая монополия партии обусловила возникновение еще одной черты тоталитарного государства: господство одной идеологии и монополию на средства массовой информации. Со страниц газет и журналов, с помощью радио советских людей убеждали в том, что благодаря умелому руководству партии и Сталина страна сделала небывалые успехи в построении социализма, что эти успехи могли бы быть еще больше, если бы не подрывная деятельность бесчисленных врагов. В общественное сознание внедряется идея торжества марксизма-ленинизма, олицетворением которого стала личность Сталина.

С начала 1930-х гг. начинает складываться культ личности Сталина. 

Сущностные черты культа личности Сталина (из презентации)

  • военно-бюрократический характер: отсутствие обратной связи при движении команд сверху вниз; секретность деятельности номенклатуры; использование репрессий в качестве одного из стимулов активности масс (Э. Баталов);

  • культ как «социальное отношение»;

  • нередко изображение культовых личностей почитаются больше икон;

  • концепция «моральной экономии»: стремление подменить экономические и социальные отношения между государством и народом нравственными, когда граждане оказываются в неоплатном долгу перед государством, за что обязаны ему беззаветно служить (Джонс Брукс)

Провалы и неудачи социально-экономической политики ВКП (б) в конце 20 — начале 30 гг. вынудили партийное руководство переложить вину за срывы темпов индустриализации и коллективизации на «вредителей» из числа «классовых врагов». «Репетицией» «большого террора» в конце 30-х гг. XX века можно назвать «Шахтинское дело» (1928) и процесс Промпартии (1930) и другие менее громкие дела.

«Шахтинское дело» являлось «образцовым» в последующей череде «дел», связанных с развернувшейся в СССР кампанией борьбы с «вредителями-спецами». «Выйдя» непосредственно на Сталина, Евдокимов, полномочный представитель ОГПУ на Кавказе, представил аварии, часто случающиеся на шахтах треста «Донуголь», как результат деятельности нелегальной контрреволюционной вредительской организации, состоящей из старых (дореволюционных) технических специалистов. После рассмотрения вопроса прошли массовые аресты. Применение физического воздействия приводило арестованных в состояние крайнего физического и нервного истощения. Такими методами были добыты признания в умышленном вредительстве, в получении от заграничных руководителей крупных денежных вознаграждений, о планах переброски из-за границы оружия для членов контрреволюционной организации и повстанческих отрядов в казачьих районах. Среди обвиняемых большинство (35 человек) были горными инженерами, имевшими большой опыт работы на шахтах Донбасса. Более чем за два месяца до завершения следствия и начала суда развернулась пропагандистская подготовка показательного процесса. В передовых статьях «Правды» и «Известий», в выступлении Сталина на собрании партактива Москвы существование «контрреволюционной организации», «тайной группы» «буржуазных спецов» преподносилось как доказанный факт. Судебные заседания начались 18 мая 1928. Заседания продолжались 41 день. Из одиннадцати приговоренных к расстрелу для шестерых приговор заменили 10 годами заключения. Решением суда четверо обвиняемых были освобождены и четверо приговорены к условным срокам наказания. Остальные — к лишению свободы сроком от 1 до 10 лет с поражением в правах на срок от 3 до 5 лет.

После завершения «шахтинского дела» наступление на техническую интеллигенцию продолжилось с еще большим размахом. Под ударом оказались и остававшиеся относительно независимыми научно-технические общественные организации. Так, 27 августа 1929 была упразднена Всероссийская ассоциация инженеров (ВАИ), обвиненная в «пособничестве вредительству», корпоративности и элитарности, оторванности от рабочих и техников.

 

Подсудимыми на процессе Промпартии стали восемь крупных учёных-профессоров, специалистов в области народно-хозяйственного планирования и организации производства во главе с директором Теплотехнического института Леонидом Рамзиным. На его признательных показаниях было построено все обвинение. Суть обвинения — создание нелегального антисоветского Союза инженерных организаций (Промышленной партии), который координировал вредительство теперь уже в масштабах всей страны. Впервые в истории подобных процессов было выдвинуто также обвинение в попытке вооружённого свержения советской власти. Центр руководства партии якобы находился в Париже. Процесс Промпартии стал первым, когда все подсудимые признались по всем пунктам обвинения, вплоть до связи с французским премьером Пуанкаре. Пятеро обвиняемых были приговорены к расстрелу, остальные — к длительным срокам лишения свободы. Смертный приговор был затем заменён на длительные сроки тюремного заключения. Кроме основного дела были сфабрикованы т.н. отраслевые дела «Промпартии» о «вредительстве в различных отраслях промышленности. Всего по делам, связанным с Промпартией, было арестовано более 2 тысяч человек.