Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Образов. депривация.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
2.16 Mб
Скачать

Глава I. Психологические основы детской депривации

1 .1. Концептуальные подходы к определению психологической сущности депривации

Проблема депривации сегодня вышла далеко за рамки социальных видов человеческой деятельности (космической, операторской, экспедиционной и др.) и широко изучается в социологии, образовании, медицине и психологии.

Термин «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, поте­рю. В основе его лежит латинский корень «privare», что значит «отделять». Префикс de в английском слове передает усиление значения корня. Для понимания полезно сравнить: лат. «pressare» – «пресс» – «давить» и англ. «depression» – «де-прессия» – «по-давление». В толковом словаре англий­ского языка «депривация» трактуется как «отчуждение или устранение не­обходимого или желаемого объекта, «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».

Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетво­рение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и име­ет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социу­ма, лишен ли с раннего детства материнской любви.

Близкими по значению в отечественной литературе можно признать понятия «изоляция» и «лишение». С. И. Ожегов термин «изоляция» тракту­ет: 1 – в смысле изолировать - лишать соприкосновения с окружающей средой; 2 – в смысле изолироваться - отдалиться (отдаляться) от окру­жающей среды. Данная трактовка термина приводит к понима­нию того, что изоляция может быть насильственной и добровольной (или вынужденной).

В психологическом словаре 1997 года изоляция определяется как «обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от при­вычных условий жизни и общение с другими людьми» и далее отмечается: «изоляция порождает сенсорный голод (недостаточность в притоке внеш­них воздействий)». Изоляцию стали обозначать также терминами «сенсорная депривация», «сенсорная изоляция». В данном издании понятия «депривация» и «изоляция» идентифицированы.

Анализ данного термина позволяет трактовать понятие «депривация» очень широко: это потеря, отчуждение, устранение, побу­ждение, лишение, изоляция, ограничение, недостаток. Пожалуй, именно слова «лишение» и «ограничение» и будут ключевыми для понимания сущности понятия «депривация». Неоднозначность интерпретации термина «депривация» подтверждает тот факт, что совокупное знание о депривации не является устойчивым. Часто термин «депривация» употребляется в со­четании с термином «состояние» или понятие депривации интерпретирует­ся как состояние. Так, например, Д. Хэбб, внесший большой вклад в изу­чение этой проблемы, определяет депривацию как состояние, связанное с биологически полноценной, но психически недостаточной средой.

Й Лангмейер и 3. Матейчек (1984), подчеркивая психическую основу лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребно­сти отмечают, что «речь идет не о физических лишениях, а исключительно о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей (психическая депривация)».

Данные авторы дают лако­ничное определение психической депривации, при этом становится оче­видным, что состоянию психической депривации предшествует жизнен­ная ситуация, где субъекту не предоставляется возможности для удовле­творения некоторых его основных психических потребностей в достаточ­ной мере и в течение достаточно длительного времени. Психическая депривация действительно состояние, но оно возникает как реакция на явле­ние депривации.

Говоря о депривации, Имеется в виду внешнее присутствие факто­ров, отдаляющих человека от необходимых источников удовлетворения жизненно важных или личностно значимых потребностей. Именно этой позиции придерживаются исследователи А.М. Прихожан и Н. Н. Толстых (1990) и подчеркивают, что при любом отделении человека от желаемых объек­тов, имеющем пагубные последствия, «существенна именно психологическая сторона этих последствий».

Вследствие этого, как утверждает Л.Н.Бережнова (2000), депривация – набор характеристик, сложная де­финиция, слагающаяся из ряда черт, к которой можно подойти от самых различных точек отсчета.

Так, например, кратковременное лишение чего-либо важного применяется для создания у субъекта не­которого уровня побуждения (стимула)

Депривация как сущее объективной реальности не может наблю­даться сама по себе и рассматривается только в контексте потребностной сферы человека (или животного). Именно это позволяет объяснить то, что депривация возникает в объективной реальности и, оказывая влияние на потребностную сферу, становится объективно-субъективной реальностью. Депривация связывается с невозможностью удовлетворения важных по­требностей, которая наступает в результате отделения человека от необхо­димых источников их удовлетворения. Поэтому «в зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие (А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, 1990).

В современных исследованиях, посвященных изучению деприва­ции, отчетливо проступают два направления. В основе одного направления лежит изучение влияния условий депривации на развивающуюся личность (Дж. Боулби, Х.Й. Лангмейер, 3. Матейчек, А.М. Прихожан, Н.А. Рычкова, Н.Н. Толстых, О.В. Хухлаева и др.). Источниками возможных депривирующих влияний признано считать: детские. дома, интернаты, приюты, детские колонии и т. п.

Второе направление основано на изучении депривирующих влия­ний, которые имеют разнообразные формы: аморальное поведение родите­лей, травмирующие позиции взрослых, от общения с которыми ребенок чаще всего не может устраниться (члены семьи, учителя, воспитатели), за­тяжные конфликтные ситуации (М.И. Буянов, А.И. Захаров, Е.С. Иванов, А.Е. Личко, Э.А. Минкова, Т.Я. Сафонов, Е.И. Цымбал и др.).

Первые исследования депривации были выполнены в первой половине XX века и связны с такими именами как Д. Брунер, Д. Гевирц, У. Денис, Г. Шеффер. История изучения депривации может быть представлена в следующих периодах, выделенных И. Лангмейером и З. Матейчеком. Первый период назван ими «эмпирическим», второй период – «мобилизующим», третий период обо­значился в качестве «критического», четвертый период, продолжающийся поныне, – «экспериментально-теоретический».

Эмпирический период начался приблизительно со второй половины прошлого столетия и завершился в тридцатых годах нынешнего. Дело касалось лишь накопления опыта и разрозненных сведений без четкого стремления к глубокому научному анализу.

Мобилизующий период охватывает 30-е и 40-е годы XX столетия. Его начальной вехой стали работы венской школы Ш. Бюлер, в основе ко­торых лежало изучение психического развития детей в различных неблаго­приятных условиях жизни.

Критический период приходится приблизительно на пятидесятые годы. Выяснилось, что «существует целый ряд ситуаций, при которых мо­жет возникнуть депривация. Так, указывается, например, на тот факт, что намного большее число детей, страдающих от недостатка материнской за­боты, в действительности проживает со своими матерями; логически изу­чением депривации начали заниматься в условиях семьи».

Экспериментально-теоретический период отличается углубленным изучением взаимодействия между организмом и средой в условиях депривации. Сегодня в центре внимания вопрос относительно результата взаимодействия формирующейся личности с депривационной средой (обедненной в смысле некоторых важных компонентов).