Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УБИ к.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
67.22 Кб
Скачать

§2. Убийство в иностранном законодательстве

Следуя международно-правовым предписаниям, почти все государства установили в своих законах неотъемлемое право человека на жизнь и объявили физическую неприкосновенность личности. Зарубежное уголовное законодательство достаточно сильно отличается от российского, этому способствует множество причин: исторические, социальные, экономические.

Во-первых, в зарубежных странах ответственность за преступления против жизни устанавливается как в уголовных кодексах, так и в отдельных законах. Например, в Англии, нет УК, наряду с судебными прецедентами действуют Закон об убийстве (1957), Закон о самоубийстве (1961).

Во-вторых, зачастую уголовное законодательство других государств отлично и определением момента начала и окончания жизни. В УК Канады рождение определяется моментом отделения ребенка от пуповины. Посягательство на жизнь будущего ребенка относится к убийству в отдельных штатах США, причем в одних штатах - в любой стадии развития плода. Однако чаще всего за рубежом преступления против нерожденной жизни именуются либо прерыванием беременности (ФРГ, Польша), либо незаконным производством аборта (Испания, Колумбия, Швейцария).

В-третьих, в некоторых странах убийством признаётся только умышленное деяния (Болгария, КНР, Польша), а в некоторых - и умышленные, и неосторожные (Грузия, Дания, Италия, Финляндия). В мусульманском праве преступления против жизни подразделяются на виды: умышленное убийство, неосторожное убийство, убийство близкое к неосторожному, опосредованное убийство.

В четвёртых, при дифференциации ответственности за убийство редко можно встретить такие термины как "привилегированный состав убийства" или "убийство при смягчающих обстоятельствах". В таких случаях используются другие понятия: тяжкое и простое убийство (Англия, Австрия, ФРГ, Швеция) или убийство первой и второй степени (Канада).

В-пятых, терминологически в зарубежном Уголовном праве часто принято выделять различные виды убийства по степени их тяжести. Современное английское право различает три вида убийства: 1) murder, 2) manslaughter и 3) infanticide. Термины «murder» и «manslaughter» при переводе на любой язык теряют свой специфический характер. Немцы переводят их словами «Mord» и «Totschlag», что также не отражает существа этих понятий, как и попытка перевести их на русский язык как умышленное и неосторожное убийство.4

И, наконец, в-шестых, именно в иностранном праве, Россия может почерпнуть опыт по регулированию отношений, связанных с, так называемым, убийством из сострадания.

Термин «эвтаназия» происходит от греческих слов eu — «хорошо» и thanatos — «смерть», что в буквальном переводе означает легкую смерть. До нынешнего момента, в России не было законодательных норм, регулирующих эвтаназию. Между тем, сейчас, она легализована в Голландии, Бельгии, с некоторыми оговорками в штате Орегон (США). Законом штата Орегон, в частности, предусмотрены очень жесткий набор правил эвтаназии:

- пациенту, по медицинскому заключению, должно оставаться жить не более полугода;

- пациент должен, как минимум, дважды потребовать эвтаназии в устном и один раз в письменном виде; между этими требованиями должно пройти не менее двух недель;

- пациент должен быть вменяемым и психически дееспособным;

- диагноз должен быть подтвержден двумя врачами;

- смертельная доза медикаментов вводится самим пациентом.

Нормы об эвтаназии также предусмотрены законодательством Азербайджана, Молдовы, Грузии и более чем 30 стран дальнего зарубежья.

Правомерность лишения жизни врачом по просьбе потерпевшего в случае, если он неизлечимо болен, не в силах перенести физические страдания, предусмотрена ст. 35 УК Японии. Однако в большинстве стран мира фактическое участие другого лица в самоубийстве независимо от физического и психического состояния потерпевшего - уголовно наказуемое деяние. Также дело обстоит и в нашей стране.

Ещё в 2006 году депутаты московской городской Думы предлагали ввести дополнительный пункт в ст.105 Уголовного Кодекса, регламентирующую ответственность за "убийство из сострадания".

Нельзя не отметить, что данный состав совсем чужд российскому праву. Впервые, похожая норма появилась в Уголовном уложении 1903 г., которое предусматривало смягчение уголовной ответственности за убийство, учиненное по настоянию убитого и из сострадания к нему.

В ст. 106 проекта УК РФ, принятого Государственной Думой в первом чтении, признаки соответствующего состава преступления были сформулированы следующим образом: "Лишение жизни из сострадания к потерпевшему (эвтаназия) в связи с его тяжелой неизлечимой болезнью и (или) непереносимыми физическими страданиями при условии его добровольного на то волеизъявления". Но в последующем эта норма не сохранилась.

Расширение перечня привилегированных составов убийства нежелательно само по себе. Сомнительна возможность точного применения нормы из-за большого количества оценочных признаков. Еще в 1922 г., на сессии ВЦИК было отмечено: "Можно доказать факт настояния (практика дала пример составления в этих видах даже засвидетельствованного протокола), но нельзя проверить факта сострадания".5

Много сложностей вызвало бы с установление таких признаков, как "тяжелая неизлечимая болезнь", "непереносимые физические страдания". Спорно и выдвижение в качестве основного признака волеизъявления потерпевшего. Подлинность волеизъявления может быть подвергнута сомнению.

Легализация эвтаназии связана не только с противоречием права и морали, но и с этическими, медицинскими и другими аспектами.

«Ничто и никто не может разрешить убийство невинного человека, будь он эмбрионом или плодом, или ребенком, или взрослым, или пожилым, неизлечимо больным, или умирающим. Кроме того, никто не может требовать совершить такое убийство ни в отношении самого себя, ни в отношении кого-либо другого, находящегося под его ответственностью»6, - такого мнение церкви по отношению к институту «милосердной смерти».

В России, с ее сильными православными воззрениями, эвтаназия вряд ли может быть внедрена.7

Уголовное законодательство различных стран включает много схожих составов преступлений против жизни, так как жизнь является высшим благом, охраняемым международным правом.

Изучение зарубежного опыта рассматривается как важный раздел науки уголовного права. Тем более, это актуально для российского права, которое должно совершенствоваться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]