Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
530271_48F86_bernshteyn_n_a_fiziologiya_dvizhen...docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
3.42 Mб
Скачать

1 Спортивная игра как целое строится уже в уровне действий; здесь речь идет об отдельных сукцессивных эпизодах действий с мячом.

1 Мы используем этот удобный термин, введенный Semon, что нимало не обязывает следовать и его взгля­дам на вещи.

1 Первыми деавтоматизируются ловкие движения, искусные манипуляции и т.д., т.е. теряется возмож­ность использования фоновых синергий; далее — "динамические адекватные схемы", т.е. движения манипулирования с пространством (С7); наконец, в последнюю очередь — вообще произвольные дви­жения (пирамидный подуровень (С2), так называемая моторная апраксия).

1 В числе таких низовых, в норме бессознательных перешифровок премоторные больные часто утрачивают так называемую антеципацию (см. гл. VIII), т.е. способность предваряющего, предусмат­ривающего планирования своих движений. Премоторный больной, на середине пути которого поставлен стул, не пойдет с самого начала слегка вкось чтобы миновать его, а двинется прямо к конеч­ной цели и, лишь вплотную подойдя к стулу, крутым поворотом обойдет его (наблюдение А. Лурия).

1 Едва ли требуется специальная оговорка об обязательном наличии фонов из уровня А во всех действиях, ведущихся на уровне D. 134

1 Ряд приводимых здесь примеров больных автор заимствует из наблюдений А. Лурия, которому при­носит живейшую благодарность.

1 Одна интересная подробность характеризиет отличие этих "сверхвысших" автоматизмов, проицирую- щихся из £ в Д от обыкновенных, являющихся проекциями из D в С и ниже. Выработка предметного автоматизма, т.е. автоматизационная передача координаций из предметного уровня в уровень пространственного поля или в уровень синергий, сопровождается по разъясненным уже причинам превращением топологического движения в метричное. Действительно, автоматизмы предметного уровня всегда метричны, как известно всякому наблюдавшему их. Наоборот, автоматизмы, которые мы назвали "сверхвысшими" (из Е и D), как речь, письмо, движения смычковой руки скрипача, могут при любой степени автоматизации сохранять топологический характер.

1 Ни для красного ядра, ни для substantia nigra и corpus Luysii млекопитающих не установлено надежных гомологов у рептилий и птиц. Само красное ядро очень сильно изменяется в фило­генезе млекопитающих. Для substantia nigra предположительными гомологами у птиц являются nuclei ectopedunculares, для corpus Luysii — nucleus rotundus (Ariens Kappers, Spatz). 146

1 До этого момента прозревания обычно не удается вызвать у детеныша и феномена децеребрационной ригидности.

1 При вставании грудной ребенок использует довольно сложный прием, обозначаемый Schaltenbrand как quadrupedales Syndrom: поворачивание со спины на живот, вставание на четвереньки, выпрямление колен, все еще стоя на четвереньках, наконец, вставание на ножки — вместо обычного для взрослого человека вставания со спины путем подъема туловища за счет сгибания тазобедренных сочленений. У грудного ребенка момент тяжести туловища с головой слишком велик сравнительно с моментом ног для используемости взрослого приема.

2онтогенетического развития и созревания координационных уровней и кинетиче­ских систем двигательный акт ползет по уровням кверху вплоть до того, на ко­тором он будет реализоваться далее во взрослом состоянии.

Своеобразно, что схватывание видимого предмета 4—5-месячным ребенком продолжает иногда совершаться с описанными иррадиациями и гиперкинезами еще и тогда, когда затаскивание в рот предмета, находящегося в руке, выпол­няется уже вполне координированным, простым и однократным флексорным движением. По-видимому, это объясняется тем, что движение ручки ко рту с предметом или без него соответствует по направлению естественному влечению ребенка, в том время как для схватывания и присвоения себе предмета, подвешенного в поле зрения, необходимо сделать противоречащее примитивному влечению экстензорное движение от себя, что удается позже и значительно труднее.

1 Очень легко воспроизвести это ощущение "растерянности" руки таким простым опытом: поставить перед собой зеркало и, заслонив правую руку от глаз листком картона или бумаги так, чтобы видеть ее только в зеркале, нарисовать квадрат и крест диагоналей внутри него ("конверт") или еще что-нибудь в этом роде.

1 Мы относим к ведущим коррекциям, смысловое содержание которых определяет и требуемый ведущий уровень построения, те коррекции, которые обусловливают смысловой успех или неуспех решения двигательной задачи в ее целом. Однако не все коррекции, осуществляемые ведущим уровнем, обязаны являться и ведущими коррекциями. Если только в ведущем уровне имеются нужные для фоновой отделки движения сензорные качества, то он же может, наряду с нижележещими собратьями, ока­заться в той или иной мере загруженным и фоновой работой.

1 Мы уже указывали выше (см. гл. III), что подобные самостоятельные фоны самостоятельны только по генезу, в то время как их фактическое оформление существенно видоизменяется под воздействием возглавляющего их ведущего уровня.

2Автоматизмы иногда подразделяют на низшие, обслуживающие ведущий уровень пространственного поля С, и высшие, представляющие собой фоновые компоненты для действия уровня Д но это подразделение не имеет существенного значения. Конечно, автоматизмы, реализующие специальные навыки в уровне действий Д гораздо сложнее и многообразнее "низших"; они могут сами иногда представлять собой довольно сложные структуры, с собственными фонами в еше ниже лежащих уровнях.

Необходимо сделать здесь примечание, что совершенно ошибочно представлять автоматизмы как стойкие стереотипы. Автоматизмы обладают приспособи­тельной вариативностью и пластичностью в полную меру свойств и средств того уровня, на котором они реализуются; существенная особенность их только в том, что они не нуждаются в сознании для своего протекания.

Из самого определения автоматизации вытекает, что она может осуществлять­ся и в действительности осуществляется в несколько раздельных приемов, по числу компонент, которые приходится по ходу построения навыка подверг­нуть автоматизационному переключению. Эти отдельные автоматизационные переключения могут намного отстоять одни от других по времени, растя­гиваясь на значительную часть всего процесса упражнения. При этом каждое очередное переключение совершается всегда не постепенно, а четким скачком — новшеством, которое обучающийся вдруг обнаруживает у себя при очередном возобновлении упражнения. Наконец, что точно так же следует из сказанного, автоматизация представляет собой непременно скачок по качеству — ив смысле внезапного улучшения в выполнении той или иной стороны движе­ния, и в смысле изменений в ее структуре и в характере управляющих ею коррекций. Это последнее обстоятельство объясняется, конечно, тем, что переключение компоненты движения на другой уровень означает перевод ее на управление другой афферентации со всеми присущими ей качественными оттенками точности, вариативности, разграничения между заботливо корриги­руемыми и индифферентными сторонами и т.д. В частности, очень частый вид автоматизационного переключения из оснащенных телерецепторами корти­кальных уровней в проприоцептивный уровень синергий В сопровождается широ­ко известным и характерным явлением снятия зрительного контроля. Субъект вдруг обнаруживает, что он может выполнять ту или другую деталь движения не глядя и что обратное включение зрения, наоборот, начинает уже мешать ему и сбивать его.

1следил он именно за качеством ряда. — Н.Б.) ("Анна Каренина". Ч. 3, гл.IV). Дальше, в гл. V: "Чем долее Левин косил, тем чаще и чаще чувствовал он минуты забытья, при котором уже не руки махали косой, а а сама коса двигала за собой все сознающее себя, полное жизни тело, и, как бы по волшебству, без мысли о ней, работа правильная и отчетливая делалась сама собой**. Здесь очень ярко выражены: предметный характер ведущего мотива, автоматизированность всего процесса и уже упоминавшаяся выше (см. гл. VI) иллюзия ведения всего движения исполнительным орудием его. Дальше видно, как у мало тренированного Левина автоматизация сбивается при тех смысловых изменениях ситуации, которые имеют для себя у опытного Тита вполне авто­матизированные двигательные корреляты: "Трудно было только тогда, когда надо было прекращать это сделавшееся бессознательным движение и думать, когда надо было окашивать кочку или невыполонный щавельник. Старик делал это легко. Приходила кочка, он изменял движение и где пяткой, где концом косы подбивал кочку с обеих сторон коротенькими ударами. И, делая это, он все рассматривал и наблюдал, что открывалось перед ним"... "И Левину, и молодому малому сзади его эти перемены движений были трудны. Они оба, наладив одно напряженное движение, находились в азарте работы и не в силах были изменять движение и в то же время наблюдать, что было перед ними". В этом замечательном тексте много тонких наблюдений над деавтоматизацией и над явлением сбиваемости. Весь пример ценен как автобиографическая зарисовка с натуры. (Выделения в тексте сделаны Н.А. Бернштейном. — Примеч. ред.).

7. Зак. 4414

У животных, у которых рабочим органом для очень многих двигательных актов служит морда, несущая на себе телерецепторы, это обстоятельство несомненно очень сильно препятствует указанному обобщению сензорных полей и подчеркивает значение, какое имел переход многих операций от пасти к руке.

1 В гл. IV было указано, что почерк, как и походка, туше, повадки и т.п., определяются уровнем В, что совершенно правильно, но требует уточнения. Уровень В придает почерку его общий выразительный облик, проявляющийся в его округлости, угловатости, решительности и т.п.; уровень же С2 обусловливает стандарты геометрических очертаний отдельных букв и письменных знаков.

1 "Длительное вхождение в работу (на протяжении часа и больше) главным образом имеет место в тех видах производственного труда, где темп движений рабочего не обусловлен скоростью работы механизмов; однако вхождение в работу может иметь место и при работе на конвейере. По преи­муществу длительное вхождение в работу наблюдается при ручных операциях, связанных с неболь­шими физическими усилиями, и там, где характер работы требует большой координации движе­ний".

1 Наиболее часто встречаемые формы заикания представляют собой гиподинамические персевера­ции с чисто функциональным генезом. Принадлежность их к тому или другому уровню неясна; наиболее вероятна связь их с нижним подуровнем пространственного поля С/, почему мы и упоми­наем их здесь. Являющееся правилом исчезновение заикания при пении подкрепляет это предполо­жение. Объясняется это тем, что пение, базирующееся в основном на стриальных фонах, мобили­зует подуровень striati, снимая его функциональную гиподинамию.

1 Пациенту предлагают написать слово "революция". Если он пишет "руция" — это простая сензорная аграфия. Если задание выполняется в виде "реререция", или "ревввв", или, наконец, в виде много­численных повторений верного написания заданного слова — это все различные варианты персе­вераций, определяющиеся особенностями локализации и структуры очага. Наконец, писание слова "революция" в ответ на всевозможные дальнейшие задания есть "застревание". Нельзя не вспомнить по поводу излагаемого прекрасной зарисовки у Н.С. Лескова (рассказ "Котин-Доилец и Платонида", гл. III) невропатического ребенка, систематически проявлявшего свой страх перед учителем в виде стереотипной персеверации при писании своего имени "Константинтинтинтинтинтин..." и т д

1 Ниже будет показано, что этот вопрос придется расчленить на три более детальных. 230

1 В гл-V было высказано по поводу приспособительной вариативности, отличающей акты уровня пространственного поля от штампов уровня синергий, что эта вариативность непосредственно необ­ходима для точного прилаживания этих актов к наилучшим решениям обусловливающих их дви­гательных задач. Отсюда может получиться впечатление, что широкая вариативность, т.е. низкая кучность, в ряде случаев существенно связана с высокой целевой точностью и меткостью. Действи­тельно, случаи вроде меткой стрельбы в лёт очень ярко сочетают оба показателя: большую приспосо­бительную вариативность прицельного жеста и столь же большую меткость, т.е. малую среднюю ошибку выстрела. Однако более внимательный анализ показывает, что в этом случае, как и во всех аналогичных ему, те коррекции, которые обусловливают высокую меткость, обязаны обеспечивать и столь же высокую кучность, иначе все равно меткой стрельбы не получится; вариативность же прицельного жеста обслуживается при этом коррекциями совершенно другого строения и состава. Это ярче видно на тех примерах, где целевая приспособительная вариативность движения регулируется другим уровнем, нежели целевая точность: например, предметные цепи действий тореадора, вариатив­ность вспомогательных движений которого не нуждается в описании, решающий же жест укола в область продолговатого мозга быка (С2) максимально стандартен и точен, поскольку всякая погрешность в нем против целевой точности грозит смертельной опасностью. Итак, в самом пункте целевой точности меткость существенно неотделима от кучности.

1'Отличительным признаком от уровня В, точно так же не допускающего переключений из правой в левую руку, является то, что акты уровня D во всевозможных других отношениях выносят любые вариации, тогда как уровень В сбивается ими.

Аналогичные явления дают и другие барбитураты, но с вероналом они получаются в наиболее чистом виде.

1 Лсратян Э.А. // Журн. высш. нервн. деятельности. 1963, Т. 5; Булыгин И.A. 11 Там же. 1964. Т. 14, вып. 1; Крестовников А.Н. 11 Теория и практика физ. культуры, 1949. N 5; Крестовников А. Н. 11 Там же. 1951. N 1; Лехтман Я. Б. // Вопр. психологии. 1958. N 5; Лехтман Я.Б. "Физиология актив­ности" и высшая нервная деятельность // Тр. фак. физ. культуры и спорта при ГДОИФК им. П.Ф. Jlec- гафта. 1963. Вып. 23; Философские вопросы высшей нервной деятельности и психологии. М.: Изд-во АН СССР, (Е.В. Шорохова, В.М. Каганов. Философские проблемы психологии; А.Г. Воронин, Н.А. Шустин, Я.Б. Лехтман, А.А. Зубков, А.О. Долин, В.Н. Черниговский, A.M. Зимкина — выступ­ления; Э.А Асратян и П.Н. Федосеев — заключительное слово); Шпильберг П.И. // Физиол. журн. СССР. 1953. Т. 39, N 1.

1А.А. Стуколовым под названием кинографии.

1 Например, кинематография человека с надетыми на него лампочками или с намеченными в избранных пунктах поверхности его тела светлыми точками. Последний прием особенно тщательно разработан

1 Эта техника наиболее подробно изложена в кн.: Попова Т. С., Могилянская З.В. Техника изучения движений. М.: Стандартизация и рационализация, 1934.

1 Очерк опубликован в журнале "Архив биологических наук" (1935. Т. 38, N 1).