Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом-Гражданско правовая охрана 3 личности гр...doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
322.56 Кб
Скачать

Глава 1 Общетеоретические основы охраны личности гражданина

1.1 Нормативно-правовое закрепление охраны личности гражданина

Защита прав человека – вечная и постоянно возобновляемая тема не только в российской юриспруденции. Отрадно, что в отечественном правоведении интерес к "вечной теме" проявляют специалисты из различных отраслей права. Повышается значение межотраслевых исследований в области прав человека. Большое значение приобретает изучение влияния международных и особенно европейских стандартов в области прав человека на российское законодательство и правоприменительную практику. Охрана и защита прав и свобод личности с позиций гражданской юриспруденции – сравнительно новое правовое явление в свете действия положений Конституции РФ 1993 г.

Говоря о теоретических проблемах защиты прав и свобод личности, нужно отметить, что ценность государства, как гаранта защиты указанных прав, заключается, прежде всего, в его опоре на право. Именно праву, как регулятору общественных, финансовых, материальных и экономических отношений, принадлежит главенствующая роль.

В такой сложной системе как право существует один из, пожалуй, самых значительных элементов этой системы – права человека. Этот элемент зародился далеко не сразу с возникновением общества и даже не сразу с возникновением права. Права человека в своем становлении прошли длительный процесс развития.

Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.

Однако главное условие действенности Конституции – соответствие ее норм объективным законам развития регулируемых отношений1. Конституция есть закон, который принимает народ, для того чтобы определить условия передачи и осуществления власти и отношения между управляющими и управляемыми.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Рост числа научных работ и статей за последние несколько лет однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм. Например, Ю.И. Гревцов справедливо указывает на необходимость создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм2. Правоприменительная практика последнего времени свидетельствует, с одной стороны, о привыкании законодателя к решению возникающих проблем "на ходу", а с другой – о приспосабливании граждан к подобным экспериментам. Усугубляется это тем, что в России не накоплен достаточный опыт быстрого и эффективного решения проблем, упорядоченной реализации и гарантированности норм права.

Подходы Конституции РФ к институту прав и свобод человека и гражданина нашли свое выражение в учредительных актах субъектов Российской Федерации, которые так же, как и Конституция РФ, имели шанс стать "конституциями прав человека", однако этого не произошло. Основы правового статуса личности в России обусловлены не только ее конституционным строем, но и федеративным устройством государства. Определенный Конституцией РФ статус человека и гражданина, его права, свободы и обязанности действуют на всей территории государства, состоящей из территорий субъектов Федерации, где существует свой собственный правовой режим, который должен являться частью правовой системы государства.

Если основные права человека закрепляются именно в Конституции и конкретизируются в иных важнейших Федеральных законах, то их защита является обязанностью не только Федерации, но и субъектов. Поэтому в законодательстве субъектов РФ должны содержаться правовые нормы, не учреждающие, а защищающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие общие и юридические гарантии их осуществления, как перечисленные в федеральном законодательстве, так и дополнительные.

В силу того, что наша страна является федеративным государством, представляется, что конституции и уставы субъектов должны играть более активную роль в реальном гарантировании гражданам защиты их прав и свобод, поскольку конституции и уставы субъектов, в отличие от Конституции РФ, отражают конкретную обстановку в регионе, более приближены к условиям жизни граждан, к их национальным и территориальным интересам, обычаям и традициям. Сегодня конституции и уставы субъектов Федерации не используют в полной мере возможность непосредственно заняться созданием конкретного механизма реализации пока остающихся декларативными гарантий.

Блок гражданского законодательства, которое призвано защищать имущественные и личные не имущественные права личности формировался под воздействием социально-экономических реформ и переходом от огосударствленного, планово-централизованного хозяйства к регулируемой рыночной экономике. В этих условиях, на основе Конституции Российской Федерации принимались важнейшие законодательные акты, которые призваны регулировать и охранять гражданские права и свободы человека. К ним можно отнести:

- Гражданский кодекс Российской Федерации, его первая часть была принята 30 ноября 1994 года;

- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый 14 ноября 2002 года и вступивший в силу с 1 января 2003 года;

- Арбитражный процессуальный кодекс, принятый 24 июля 2002 года;

- Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1;

- Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»

- Федеральный закон «Об ипотеки» от 16 июля 1998 года №102-ФЗ, и др.

Стоит отметить, что все указанные нормативные правовые акты в области охраны гражданских прав личности принимались не в одночасье. Для принятия важнейших правовых актов необходима ситуация при которой такая норма права станет прежде всего нормой в обществе, а уже затем будет воспринята законодателем как обязательное правило поведения. То есть, по сути, подтверждается точка зрения большинства теоретиков в области права, о том, что законы (право) должны рождаться именно в обществе, а органы законодательной (представительной) власти лишь отражают данные «общественные» нормы в юридической форме – форме нормативно-правового акта.

В качестве примера такого положения можно привести хотя бы Федеральный закон №214-ФЗ от 30 декабря «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Принятие такого закона стало актуальным именно в силу того, что в обществе сложились отношения по строительству жилых домов с привлечением денежных средств населения (дольщиков). Однако данные отношения не были урегулированы специальным законом, что приводило зачастую к нарушениям прав участников долевого строительства, а зачастую и обыкновенному обману граждан. Принятый Федеральный закон позволил частично внести ясность во взаимоотношения между участниками долевого строительства.

Кроме всего прочего нужно учитывать, что защита имущественных и личных не имущественных прав личности осуществляется не только на основе нормативных актов. Нельзя забывать, что огромный пласт гражданских отношений лежит в области обязательственного права, которое в свою очередь регулируется зачастую договором, как одним из важнейших источников гражданского права. Договор также является важным элементом в защите имущественных прав личности.

Говоря о нормативных основах защиты гражданских прав личности нельзя забывать и о международных нормах права. Так как общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Одним из важнейших актов международного права является Европейская Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» (далее Конвенция)

Российская Федерация, реализуя суверенные полномочия, подписала и ратифицировала Конвенцию, приняв на себя вытекающие из нее обязательства, в том числе и по выполнению решений Европейского суда по правам человека. В статье 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" прямо установлено, что Российская Федерация в соответствии со ст. 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Норма, закрепленная в ч. 4 ст. 15 российской Конституции, выделяет две части международного права в целях применения в российской правовой системе. Это международные договоры Российской Федерации, которые имеют приоритет перед законами России, и общепризнанные принципы и нормы международного права, которым свойство приоритета в данной норме не придано.

Однако для защиты прав человека особое значение имеют именно "общепризнанные принципы и нормы", поскольку в ст. 17 Конституции Российской Федерации сказано, что "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

Конституция не говорит о преимущественном применении общепризнанных принципов и норм международного права перед национальными нормами в случае коллизии. Но Федеральный закон о международных договорах фактически определил равную юридическую силу договорных и обычных норм: "Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы", – говорится в его преамбуле. Поэтому гражданин вправе ссылаться на эти положения в обоснование прав и свобод при отсутствии таких правоустановлений во внутригосударственном законодательстве, а также в случае противоречия международных норм и российского законодательства.

Практика российских судов показывает, что они испытывают определенные трудности в применении общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении гражданско-правовой охраны личности гражданина.

Верховный Суд Российской Федерации, который в своих постановлениях стремится облегчить усилия судов общей юрисдикции по поиску необходимой нормы, не дает перечисления общепризнанных принципов и норм международного права, а лишь указывает их возможные источники. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" говорится: "Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах)... являются составной частью ее правовой системы"3.