Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом-Гражданско правовая охрана 3 личности гр...doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
322.56 Кб
Скачать

3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой охраны личности гражданина в Российской Федерации

Как и те проблемы, которые объективно существуют в области защиты прав и законных интересов граждан, пути их решения носят как теоретический, так и практический характер.

Говоря о проблемах охраны гражданских прав личности были отмечены некоторые вопросы касающиеся гарантий прав долевой собственности.

Вызывает сомнение в частности справедливость правовой конструкции нормы ст. 250 ГК в части распространения правил преимущественной покупки только на случаи отчуждения доли путем заключения договора купли-продажи или мены. Считаем, что правила преимущественной покупки доли должны распространяться, по крайней мере, на все случаи возмездного отчуждения доли. Правда, и тогда остается возможность для недобросовестных участников общей долевой собственности "обойти" эту норму, заключив вместо возмездной сделки с третьим лицом безвозмездную сделку. Это тем более актуально, когда речь идет о жилых помещениях, принадлежащих гражданам. Необходимо распространить право преимущественной покупки на все случаи возмездного отчуждения квартир.

Затронутая в предыдущим пункте настоящей работы проблема защиты прав граждан, вкладывающих свои денежные средства в долевое строительство жилья в настоящий момент частично решается благодаря новому закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости». В частности, благодаря этому закону удалось:

1. Установить единые для всех участников рынка недвижимости правила реализации проектов по строительству и приобретению жилья с использованием средств граждан и их объединений.

2. Разработать механизмы защиты граждан, вкладывающих средства в строительство и приобретение жилья.

3. Обеспечить минимальный уровень административных барьеров, стоящих перед компаниями, занимающимися реализацией проектов на рынке строительства и приобретения жилья.

Анализ положений указанного выше Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что законодатель при регулировании отношений, связанных со строительством жилья с привлечением денежных средств граждан отдает предпочтение в основном административным методам регулирования данных отношений, и недостаточное внимание уделяет собственно гражданско-правовым методам.

Защита же прав граждан как инвесторов возможна и необходима, в первую очередь, в части обеспечения им возможности влияния на процесс реализации жилищного проекта еще на этапе строительства.

Представляется, что для оптимального решения вопроса о соблюдении баланса интересов всех участников инвестиционного процесса следует все же окончательно определиться с правовой природой договора долевого участия в строительстве. Отношения долевого участия в строительстве жилья, в том числе с участием граждан, должны быть надлежащим образом урегулированы прежде всего гражданским законодательством. При этом возможно выделение договора долевого участия в строительстве в качестве самостоятельного вида договора с четким определением сторон, предмета договора, иных существенных условий, прав и обязанностей сторон, ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору и т.п.

Гражданско-правовое урегулирование отношений долевого участия в строительстве поставит в строгие правовые рамки их участников, будет способствовать снижению рисков дольщиков и повышению привлекательности такого способа решения жилищной проблемы, как участие граждан в строительстве многоквартирных жилых домов.

Совершенствование процедур защиты прав и свобод личности – важнейшая и неотложная задача нашего государства.

В настоящее время много внимания уделяется проведению судебно-правовой реформы. При этом основные акценты смещены на возможность привлечения судей к административной и даже к уголовной ответственности. Возможно, в наиболее экстремальных случаях эти меры будут оправданы32.

Однако вряд ли эти меры будут в значительной мере содействовать улучшению процесса судопроизводства, способствовать принятию более объективных судебных актов и возрастанию доверия граждан к работе судейского корпуса.

Очень серьезной проблемой в деятельности судов по защите прав и свобод личности является необходимость повышения качества и оперативности рассмотрения гражданских дел.

Если главной и конечной целью гражданского судопроизводства является защита прав и охраняемых законом интересов, то нормативно закрепленным средством достижения этой и других целей судопроизводства как раз и выступает выполнение задач по правильному и быстрому рассмотрению дела.

Рассмотреть дело правильно значит рассмотреть его в соответствии с требованиями материального и процессуального права, вынести по нему законное и обоснованное решение, добиться в случае необходимости его принудительного исполнения.

Рассмотрение дела в соответствии с требованиями права означает и справедливое его рассмотрение. Раздающиеся к судам призывы обеспечить при рассмотрении дел справедливость вообще, судить прежде всего по совести связаны с тем, что справедливость – не только правовая категория, но и нравственная, политическая, религиозная и т.п. Причем представления у разных людей по поводу справедливости могут отличаться.

Иногда встречаются суждения, что решение суда может быть правовым, но несправедливым, и наоборот. Однако такая постановка вопроса возможна лишь в том случае, если под правом понимать любую совокупность норм, санкционированных государством. Если же к праву относить только те законы и иные нормативные акты, которые соответствуют принципам, смыслу и содержанию права как общеобязательной форме равенства, свободы и справедливости, то такая постановка вопроса лишена какого-либо смысла, поскольку справедливость здесь является внутренним свойством права.

Иными словами, при юридическом правопонимании несправедливость – проблема не права, а неправового закона.

Основанием для такого правопонимания являются положения действующей Конституции РФ о ее высшей юридической силе и прямом действии, о неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод, о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, об их определяющем значении для смысла, содержания и применения законов, о всеобщем равенстве перед законом и судом33.

Все это имеет большое практическое значение, поскольку правосудие по гражданским делам должно обеспечить именно правовую, а не какую-либо иную справедливость.

Данные судебной статистики казалось бы, говорят о неплохом качестве рассмотрения гражданских дел.

Так, за последние два года не были обжалованы или были обжалованы, но оставлены без изменения вышестоящими судами и вступили в законную силу 98,1% вынесенных районными судами решений, отменено всего 1,9% решений, но это означает, что ежегодно отменялось около 60 тысяч решений, и это вызывает серьезную озабоченность.

Рассмотреть дело быстро значит рассмотреть его в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и согласно статистическим данным так рассматривается подавляющее большинство гражданских дел.

В первом полугодии 2005 года с нарушением сроков всеми судами России рассмотрено лишь 5,7 % гражданских дел, но это, тем не менее, составляет более 260 тысяч дел. При этом иногда дела не могут найти разрешения по году и более34.

Приведенные цифры показывают, что фактов для критики судов более чем достаточно.

Как было отмечено выше весьма актуальной в настоящее время является проблема компенсации морального вреда, причиненного личности.

Защита права представляет собой восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Однако в отношении нематериальных прав это практически невозможно. Если человек испытал психическое и нравственное страдание в связи с унижением его чести и достоинства, то не понятно, что должен сделать человек (организация), виновный в нанесении ему морального вреда (оскорбления), для восстановления положения, существовавшего до нарушения. Да и что конкретно нарушено? Мы говорим о праве на нематериальные блага, но ведь нарушается право на них, а вред наносят моральному, нравственному, одним словом – психическому и эмоциональному состоянию человека. В чем он выразился, как восстановить то психоэмоциональное состояние, которое существовало до нарушения, в конечном итоге зависит от самой личности, которой нанесли вред. Разумеется, определить то, какие конкретно действия должно совершить лицо, виновное в нравственном страдании личности, для восстановления пострадавшей психики, для восстановления прежнего эмоционального состояния, невозможно. Поэтому практически всегда причиненные нравственные страдания компенсируются в денежной форме. Денежные средства – это своего рода "общий знаменатель" разрешения всех вопросов компенсации нарушения нематериальных благ. Именно денежная сумма побуждает в человеке определенные положительные эмоции для восстановления его психоэмоционального положения, существовавшего до нарушения права.

Но тогда возникает другой вопрос: а каков должен быть размер денежной компенсации в каждом конкретном случае? Законодатель точно указал, что вопросы определения размера компенсации морального вреда должны решаться судом с учетом особенностей личности. Однако если для одного человека оскорбительные действия вызвали определенную психическую реакцию, то у другого человека те же оскорбительные действия могут вызвать меньшую или большую негативную психическую реакцию. А как тогда определить размер причиненного вреда? Никаких конкретных рекомендаций законодатель не предусмотрел.. Но на практике суд решает его следующим образом: если в деле есть доказательства того, что лицо после случившегося события обращалось за психологической, психиатрической помощью, был зафиксирован случай обращения за скорой медицинской помощью: гипертонический криз, сердечный приступ, инфаркт, инсульт и т.д., – то это самые явные для суда доказательства причинения морального вреда. Причем чем больше материального вреда здоровью было нанесено, тем более вреда было нанесено и психике человека. Организм человека работает таким образом, что возникновение нарушений (отклонений) в работе какого-либо одного органа в свою очередь повлечет отклонения (нарушения) в работе других органов. Поэтому если человек пережил в связи с каким-либо событием сильное душевное волнение, то это может впоследствии выразиться в нарушении сна, повышенном чувстве страха перед каким-либо объектом, нарушении нормальной работы сердечно-сосудистой системы, что затем повлечет и другие отклонения.

Во всех случаях при рассмотрении в судах дел о компенсации морального вреда судьи при определении суммы, подлежащей взысканию с причинителя вреда, должны смотреть именно на те "последствия", которые наступили для здоровья человека в функционировании других его органов.

Весьма характерным при этом является Постановление Пленума Верховного Суда РФ №10 от 24 марта 2003 года:

"При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что по правоотношениям, возникшим после 3 августа 1992 г., компенсация определяется судом в денежной или иной материальной форме, а по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 г., – только в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Исходя из этого, размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий"35.

Из данного содержания Постановления Пленума следует, что в каждом конкретном случае (рассмотрении дела в суде) суд при определении размера компенсации, подлежащего удовлетворению, должен учитывать:

1) степень вины причинителя вреда;

2) характер и объем причиненных истцу нравственных страданий;

3) что нельзя ставить в зависимость размер компенсации морального вреда и размер компенсации, подлежащей взысканию в связи с материальным вредом;

4) требования разумности и справедливости;

5) что могут быть и иные, заслуживающие внимания обстоятельства.

В суде все данные обстоятельства необходимо доказывать.

Рассмотрим несколько вариантов совокупности возможных доказательств по делу в зависимости от ситуации причинения морального вреда.

Наиболее часто моральный вред причиняют:

1. при причинении вреда здоровью и жизни пострадавшего, его близкого родственника;

2. в результате оскорбления пострадавшего или клеветы;

3. в результате совершения уголовного преступления;

4. некоторые случаи причинения имущественного вреда.

Каждый из указанных вариантов нанесения морального вреда имеет свою специфику доказывания.

В некоторых случаях причинения имущественного вреда компенсации подлежит и моральный вред. Например, это касается тех случаев, когда у человека украли вещь (ее стоимость явно не дотягивает до возбуждения уголовного дела по факту хищения, кражи), но эта вещь очень дорога ему по личным причинам (с ней связаны какие-то воспоминания) и в результате ее кражи он испытал сильное душевное волнение, переживал потерю вещи. Это не тот случай, когда моральный вред обязательно подлежит возмещению, поэтому здесь необходимо доказывать причинение нравственных и психических страданий. В подобных ситуациях доказать причинение морального вреда и обосновать размер, подлежащий возмещению можно, если доказать суду свои нравственные страдания. Фактически суду необходимо представить доказательства того, что человек обращался за помощью к психологу, психиатру, находился под наблюдением последних. Возможно, что человек не обращался за помощью к психологам, но у него, например, случился гипертонический криз, сердечный приступ и т.д. В таком случае представить суду только справки (выписки из истории болезни) о том, что человек находился на лечении в связи с расстройством сердечно-сосудистой системы, будет явно недостаточно. Действительно, мало ли по какой причине у него случился гипертонический криз. Сам факт того, что гипертонический криз по времени совпал с кражей любимой вещи, ее умышленным уничтожением, не означает, что он случился именно по этой причине. Необходимо, чтобы в документе обязательно было указание на причину возникновения такого расстройства. Специалисты-медработники не всегда указывают на причины возникновения тех или иных нарушений в работе органов человека, иногда причину установить почти невозможно, и часто бывает несколько вероятных причин. А для убеждения суда необходимо категоричное указание на одну причину - факт причинения морального вреда. Поэтому если после стационарного лечения в больнице причины нарушений (в работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы) не отражены в истории болезни, других медицинских документах, то нужно обратиться за помощью к специалисту-психологу (может быть, и психиатру), пожаловаться ему на потерю сна, постоянное состояние тревоги. Необходимо объяснить, что вас тревожит произошедшая недавно ситуация (событие). Главное – получить медицинский документ, подтверждающий причину возникновения физического расстройства работы организма (его отдельных органов). Данный документ подтвердит (докажет) наличие причинной связи между произошедшим событием (которое причинило моральный вред) и причинением физического вреда здоровью, укажет именно психическую сторону (что именно из-за пережитого события возникли отклонения в работе организма) причиненного вреда.

Для того чтобы учитывать все нюансы того или иного гражданского дела, связанного с возмещением вреда судье необходимо иметь достаточно высокую квалификацию. На практике же судьи достаточно часто допускают различные ошибки, и не достаточно исследуют все имеющиеся в деле доказательства36.

Основными причинами судебных ошибок и волокиты являются те же самые, что и влияют на недостаточную доступность судебной защиты, т.е. чрезмерная нагрузка на суды. Представляется, что весьма существенную роль в устранении тех или иных «ошибок» в судебной практике может сыграть обобщающая практика и рекомендации Верховного Суда Российской Федерации. В постановлениях Верховного Суда РФ указываются типичные ошибки гражданского судопроизводства, рассматриваются различные спорные ситуации, а также даются рекомендации по тому как следует поступать в тех или иных ситуациях (хотя, конечно, такие рекомендации весьма условны в силу того, что реальные жизненные ситуации всегда гораздо сложнее, и не в одном Постановлении Суда невозможно предусмотреть всех особенностей того или иного дела). Таким образом. Опыт и практика Верховного Суда, очевидно должны играть положительную роль в процессе охраны гражданских прав личности.

Представляется, что для улучшения процесса судопроизводства и принятия более объективных судебных актов, а также для повышения гарантий по соблюдению прав человека необходимо в установленном порядке внести изменения в процессуальное законодательство (а также в практику его исполнения), позволяющее несколько разгрузить районные суды, переложив частично ответственность на мировые суды (институт которых, к сожалению, до последнего времени был развит незначительно).

Серьезной проблемой является и кадровый состав судов. Существуют определенные ограничения, связанные со стажем работы по юридической специальности для того чтобы человек мог занять должность судьи (стаж должен быть не менее 5 лет). В результате на практике зачастую получается такая ситуация: выпускник юридического вуза сразу не может устроится на должность судьи. Работая юристом в течении пяти лет человек становится достаточно высоким профессионалом, и работа судьи его уже более не привлекает (он находит себе более высокооплачиваемую работу). В результате на должность судьи зачастую назначаются люди которые проработали эти пять лет в суде в должности помощника судьи, либо секретаря суда. Это же в свою очередь приводит к некоторой стагнации и застою в «судебной мысли», так как не происходит практически никакого развития, не вливается так называемая «свежая кровь». Как представляется более удачным было бы заменить (либо на первоначальном этапе снизить) срок необходимого трудового стажа по юридической специальности, на серьезный квалификационный экзамен, проверку знаний претендента на должность судьи по различным отраслям права.

Осуществление этих мероприятий будет способствовать защите прав человека и развитию судебно-правовой реформы изнутри судебной системы, что представляется гораздо более эффективным способом, чем воздействие на эту систему извне.

Надо полагать, что успешному решению задачи защиты гражданских прав личности в большей мере будет способствовать совершенствование процессуального законодательства, безусловное выполнение судами всех инстанций требований, содержащихся в ГПК РФ, постоянное внимание к этой проблеме со стороны Верховного Суда РФ и критическое рассмотрение этих вопросов на пленумах Верховного Суда РФ и принятие на пленумах соответствующих постановлений.