Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_professora_Mezenko_A_M.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
695.3 Кб
Скачать

Ломоносовский период в развитии русского литературного языка. Значение м.В. Ломоносова в истории русского литературного языка

Как Кантемир, Татищев, Тредиаковский, Ломоносов был подлинным продолжателем дел Петра І.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – гениальный ученый-энциклопедист, обогативший открытиями почти все области знания; поэт, который заложил основы современного русского литературного языка, страстный поборник отечественного просвещения. По инициативе Ломоносова был основан Московский университет (1755), которому уже в советское время (1940) присвоено его имя.

М.В.Ломоносов по праву считается одним из первых выдающихся преобразователей русского литературного языка. Его труды «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г., изд. 1778 г.), «Краткое руководство к риторике» (1748), «Российская грамматика» (1755) и другие стали не только первыми образцовыми учебниками для гимназии и университета, но и явились началом научного изучения русского языка. Ломоносов внес большой вклад в развитие русской научно-технической терминологии, завершил и теоретически обосновал (вслед за начинаниями в этой области В.К. Тредиаковского) реформу русского стихосложения.

М.В. Ломоносов не только великий русский филолог; в силу своей гениальности он является основоположником отечественной науки вообще. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник» (А.С. Пушкин). Несомненно, перечисление заслуг Ломоносова может быть продолжено, ибо он много сделал для развития русского искусства и лингвистики, физики и географии, наконец – педагогики и методики преподавания. Надо добавить также, что все исследования и вся деятельность этого ученого-патриота последовательно и постоянно были направлены на благо Отчизны, на которую он благоговейно взирал «под углом ее сияющей будущности» (Н.В. Гоголь). Этой высокой цели служил Ломоносов и как педагог, служил энергично и самозабвенно, в теории и на практике. Всей своей деятельностью он утверждал принцип единства науки и практики, что явилось одной из самых характерных и сильных сторон его мировоззрения.

Вспомним о том, что в теории Ломоносов обогатил науку основополагающими открытиями и достиг многого в практике. Напомним в данном случае о его великих делах в области просвещения (имея в виду, что во всей многообразной деятельности Ломоносов постоянно связывал теорию с практикой, вел активную борьбу за технический прогресс, за развитие промышленности, сельского хозяйства, горного дела и др. Итак, приведем некоторые факты, характеризующие Ломоносова как выдающегося поборника отечественного просвещения. Добившись открытия Московского университета, Ломоносов делает все, чтобы обеспечить нормальную работу своего «детища»: разрабатывает «регламент», посылает лучших учеников в качестве преподавателей, создает при университете гимназию, которой руководит до последних дней жизни, преисполненный заботой о том, чтобы набирала силу народившаяся большая русская наука, чтобы множились Ломоносовы: «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы...».

Таков этот великий ученый и вдохновенный учитель, академик из крестьян, который, по замечательному выражению Пушкина, соединил «необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия...». Чтобы глубже осознать смысл этих слов и по-настоящему оценить огромный вклад Ломоносова – ученого и педагога – в жизнь, надо обратиться хотя бы к основным вехам его биографии.

Родился Ломоносов в 1711 году в северной деревне Денисовке, близ города Холмогоры Архангельской губернии, в семье помора. Отец его был крестьянином, занимался рыбным промыслом, к чему приохотил и сына Михаила, с которым надолго отправлялся в дальние плавания. Здесь, на лоне чудесной северной природы, в краю несметных богатств, подросток, а потом и юноша Ломоносов усердно трудился, получал яркие и незабываемые жизненные впечатления, оставившие неизлагаемый след и оказавшие на него благотворное влияние. Рыбаков и ремесленников, строителей судов, добытчиков слюды, соли, алмазов – людей самых различных профессий в тяжелом труде и лишениях видел в юности Ломоносов, работал рядом с ними. Академик В. Ламанский свидетельствовал в давно написанной (1864) биографии Ломоносова: ... Еще никто из наших замечательнейших общественных деятелей не испытывал в своей юности таких богатых и разнообразных впечатлений, не подвергался такому плодотворному и живительному влиянию, как Ломоносов».

Трудовую закалку, упорство в достижении цели, смекалку обрел Ломоносов в далеком северном краю. У соседа—крестьянина юноша научился грамоте, достал у одного мужика-грамотея «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого – две книги, которые потом Ломоносов назовет «вратами своей учености». Есть свидетельства о том, что юный Ломоносов не расставался с этими книгами, настолько усердно читал их, что выучил наизусть. Юноша Ломоносов наведывался часто в раскольничий монастырь, где были книги, грамотные монахи, среди которых оказались и получившие образование в Киевской академии.

В этих условиях Ломоносов – с его природным умом, настойчивостью, поразительной работоспособностью – усвоил, взял для себя максимум возможного и уже зрелым юношей в 19 лет ( как могли сказать взрослые – вместо женитьбы!) ушел учиться в Москву, ушел, что называется, в буквальном смысле слова, прибрел вместе с рыбным обозом в столицу.

Итак, природные способности, унаследованное от предков-крестьян трудолюбие, жажда знаний, добротные книги, попавшиеся ему в детстве, хорошие учителя, встретившиеся на жизненном пути, непреодолимое стремление к учению – вот многие благоприятные слагаемые, обеспечившие рост и успехи Ломоносова уже в ранние годы.

Придя в Москву, этот «отрок, пылающий ревностью к учению» (как сказано в одной из ранних биографий Ломоносова), поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию (чтоб понадежней чувствовать себя при поступлении, он пошел даже на хитрость – выдавал себя за дворянского сына). Вначале эта академия называлась Эллиногреческой (открыта была в 1687 году по предложению писателя и педагога Симеона Полоцкого) и была первым высшим учебным заведением в Москве. В академии Ломоносов учился с начала 1731 до начала 1736 года, где получил солидную подготовку по филологии в области классических языков и литератур. Затем выделявшийся успехами в ученье он был послан в Петербургскую Академию наук, а потом и в Германию для подготовки по химии, физике и горному делу. В эти годы Ломоносов становится известным после публикации первых научных трудов и оды «На взятие Хотина».

Начались годы его активнейшей деятельности в Академии наук – годы, ознаменовавшиеся не только напряженной научной работой, открытиями в различных областях, но и тяжелой борьбой с засилием иностранцев в Академии, за выдвижение русских ученых. С этих пор и до конца дней своих Ломоносов стоял в центре всей научной деятельности Академии наук.

Ломоносов был великим русским филологом; в этой области, «в стезе российской словесности Ломоносов есть первый», -- писал Радищев. На многие десятилетия, вплоть до 30-х годов ХІХ столетия, Ломоносов по праву пользовался «славой вождя» (А.Н. Радищев) русской филологической школы. И в наше время он продолжает оказывать влияние на развитие научной мысли в филологии. Сбылись слова того же Радищева, который предсказывал, что «слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, пролетит во устах народных за необозримый горизонт столетий».

М.В. Ломоносов беззаветно любил родной язык, считал, что он «имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает». Русский язык способен выражать «тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира, и в человеческих обращениях...». Ломоносов воспевал мощь, красоту и силу русского языка; взять хотя бы, к примеру, следующие строки:

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» (Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. VII. М. – Л., 1952, с. 391).

Ломоносов указывает на важность языка как первоосновы всякого учения; польза слова (языка) «толь велика, коль далече ныне простираются происшедшие от него в обществе человеческом знания».

Будучи выдающимся оратором своего времени, Ломоносов сделал многое для развития русского красноречия, уделял постоянное внимание разработке практических и теоретических вопросов в этой области. В доломоносовский период учебники устного и письменного красноречия составлялись духовенством; они издавались или на малопонятном для простого люда церковнославянском языке, или на почти вовсе недоступной латыни. Ломоносов написал впервые на русском языке «Краткое руководство к риторике» (1743), которое в переработанном виде вышло в 1748 году под названием «Риторика» и неоднократно переиздавалось. Книга включала хрестоматию (переведенные Ломоносовым образцы художественной литературы различных народов) и теоретическую часть по вопросам родной речи и письмо. По типу «Риторики» создавались все последующие учебники русского красноречия.

Много внимания Ломоносов уделял вопросам культуры речи. Он указывал на то, что речь учителя (и лектора) должна отличаться четкостью и выразительностью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]