Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Павлов.docx
Скачиваний:
69
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
154.65 Кб
Скачать
  1. Трагедия а.С. Пушкина «Борис Годунов». Проблематика, конфликт, идейное содержание. Основные образы. Мастерство Пушкина-драматурга.

Еще во время пребывания на юге А. С. Пушкин начал задумываться над причинами, приведшими к поражению народных восстаний как в России, так и на Западе, он стремился понять, почему одни угнетатели лишь сменялись другими. Поэт обратился к истории России, ко времени смут, чтобы в них отыскать причины общественного, социального конфликта своей эпохи.

«Борис Годунов» — это прежде всего социальный конфликт между народом и властью. Еще в первой сцене в диалоге Воротынского и Шуйского появляется образ народа, и для бояр это, безусловно, сила, которой нельзя пренебрегать. Шуйский предлагает: Давай народ искусно волновать, Пускай они оставят Годунова.

Годунов пытается расположить к себе народ, он «отворил им житницы», «сыскал работы», но, убедившись в том, что народ все-таки не любит его.

В течение всей трагедии Годунов презрительно называет народ «чернью», часто говорит о народе: «они», «им», «их». Автор подчеркивает одиночество царя: Борис оставлен боярами, умирая, он советует сыну доверять Басманову и Шуйскому, не зная, что именно эти люди предадут его.

Основное внимание поэт уделяет нравственным мучениям Бориса — трагедии «несчастной совести». В Годунове борются два человека: цареубийца и справедливый, «добрый государь», ласковый отец и детоубийца.

Борис вступает в спор со своей честью. В кульминационной сцене трагедии Борис делает выбор окончательный: царь не дозволяет открыть святые, по словам патриарха, мощи убиенного царевича Димитрия для спасения русской земли от интервентов, чтобы обезопасить себя, не дать еще одного повода обвинить себя. Кроме социального конфликта в трагедии ясно виден конфликт двух культур: исконно русской и западной, принесенной интервентами. А. С. Пушкин противопоставляет чистому, высокому чувству Ксении расчетливую любовь Марины; искреннюю тягу к знаниям Феодора и образованность самозванца, щеголяющего знаниями латыни; скромному Пимену польского священника, советующего Лжедмитрию лгать народу; да и всему патриархальному устройству русского быта шикарные балы в доме Мнищека.

Главный герой трагедии, Борис Годунов, — русский царь, бывший боярин, пришедший к власти в 1598-м году. Н. М. Карамзин, которому А. С. Пушкин посвятил трагедию, считал Бориса организатором убийства, совершившим это кровавое преступление ради захвата власти, и поэт, соответственно, придерживался таких же взглядов.

Образ Бориса неоднозначен: любящий семьянин и справедливый политик, он совершает чудовищное преступление; затем мучается и страдает, раскаиваясь, но в главной сцене жажда власти побеждает совесть. А. С. Пушкин расценивает финал — смерть Бориса и его детей — как справедливое возмездие за совершенный грех. Образ Бориса Годунова помогает автору полнее и подробнее раскрыть главные идеалы трагедии — чистой совести, ответственности за совершенные поступки — и вывести мораль всей трагедии:

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!»

Довольно важной в раскрытии идейного содержания пушкинского “Бориса Годунова”, авторского понимания бед прошлого, современного, будущего есть сцена в келье монаха Пимена, какой прошлое, современное, будущее оценивает прежде всего через меру духовности человека, ее конкретных дел - величественных или греховных.

Пушкин в коротких эпизодах отрывистыми фразами персонажей мастерски передает психологию массы и индивидов, тем самым воссоздавая ответственность общества и конкретных личностей за современные и грядущие бедствия и всенародные катастрофы.

«Я пишу и размышляю», — говорил Пушкин о своей работе над «Борисом Годуновым». Он размышлял не только над страницами новой книги Карамзина, но и над судьбой самозванцев, над участью Бориса Годунова и Григория Отрепьева.

Борис Годунов и Самозванец у Пушкина похожи друг на друга. Оба самозванцы, и оба лицемеры. Каждый из них произносит «высокие слова», лицемеря и вживаясь в свою роль. А вжившись в свою роль, они повторяют эти слова уже искренно.

У Самозванца — тень Бориса Годунова, а у Бориса Годунова — тень Самозванца.

Они меняются тенями; как в волшебном зеркале.

«Кто на меня? — говорит Борис Годунов. — Пустое имя, тень...» — «Ужели тень сорвет с меня порфиру?».

В «Борисе Годунове» голос Пушкина звучал как «эхо русского народа».

«Борис Годунов» встретил сопротивление и со стороны критики. Н. А. Полевой: против «Бориса Годунова». Нет такого документа, доказывал Полевой, который бы подтвердил, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия.