Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
FILOSOFIYa_konspekt_lektsy.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
174.59 Кб
Скачать

Философия Европейского средневековья

(вопросы 9-10 экз. билетов)

(конец VI в. – XIV в.) – от падения Рима до итальянского Возрождения.

1. Формирование средневековой философии. (Учебник Фролов)

С VII в. – чисто европейское Средневековье.

Датировка философии Средних веков не совсем совпадает с гражданской историей.

Почему? - Проблемы, определяющие специфику философии средних веков возникают уже в поздней античности в связи с возникновением христианства.

По античности ключевое слово – Космологизм.

Культура средних веков Теоцентрична.

Теоцентризм (если прямо прочитать – «в центре бог», но буквально может ли бог быть в центре – он вне мира).

Ее абсолютным смысловым центром является Монотеизм – вера в единого бога.

Ключевой текст – священное писание.

Все основные сферы культуры должны своими средствами раскрыть ключевые смыслы священного писания (единобожия).

В такой духовной ситуации проблематизируется само существование философии.

Формирующаяся (ее еще нет, в условиях своего начала) христианская культура в первые века своего существования обостренно ощущает свою новизну, поэтому противопоставляет себя всему язычеству.

Философию создали греки, язычники. Она возникла и абсолютно процветала в языческой культуре. А, следовательно, это первый аргумент против философии.

Не следует ли на этом основании отказаться от философии как языческого наследия?

ЗАЧЕТНЫЙ ВОПРОС:

А сводимо ли наследие античной философии по своим основным смыслам язычества?

тот же вопрос: По основным смыслам учения греческая философия ближе к язычеству или к монотеизму?

Ответ: Греческая философия с самого начала стремилась понять единое начало всего существующего (но это только один кирпичик в ответе), даже на уровне природных стихий (но это начало, критикуемое самим Аристотелем).

В дальнейшем, это начало понимается как реальность сверхприродная и сверхчувственная. Все это позволяет оценить античную философию как «рациональное введение к истинам христианства (единобожия)». (сказано во II веке Климентом (Александрийским)).

Еще в досократической философии была версия единобожия (в Элейской школе).

Сугубо умственное, т.е. интеллектуальное, понимание единобожия – это и есть граница греческой философии.

Даже язычники подозревали единобожие.

Проблема только накручивается.

Интеллектуальное прозрение единобожия не мешает самим авторам учений быть принципиальными противниками христианства.

ПАРАДОКС:

Например, Плотин (создатель Неоплатонизма) - его философия официально принята (дозволена) в средневековой культуре.

Его философия - основание для истолкования священного писания. Сам Плотин в Римской империи писал сочинения против христианства.

Начать здесь !!!

Проблема соотношения философии и религии => веры и разума.

Проблема соотношения философии и религии, а значит, разума и веры, проясняется только на основании антропологии (христианское представление о человеке принципиально не совпадает с языческим). Величайшие прозрения античных философов основаны на деятельности разума (греческая философия – своеобразный культ разума).

Ощущения обманывают, страсти запутывают, и только один ум направляет душу к истине. В христианской антропологии понимается, что все человеческие способности (сама природа) искажены, но не при сотворении человека, а после грехопадения самого человека => разуму нельзя доверять, как и остальной природе человека. В формирующейся христианской мысли возникает недоверие к разуму и даже обоснование критики разума. Самую критическую позицию разуму выразил Тертуллиан (II в.) (аналог в России – Л. Шестов – XIX-XX вв.).

Тертуллиан обостренно чувствует принципиальную новизну Нового Завета (Евангилиевских истин). Несводимость этих истин ни к какой прежней системе: ни к каким прежним знаниям ни в философии, ни в религии. Основные Евангилевские события, на которых основан сам смысл спасения, не поддаются рациональному толкованию (этим занималась философия).

«Сын божий был распят. Не стыдимся этого, хотя это и постыдно. Сын божий умер. Вполне верим этому, хотя это и нелепо. И погребенный воскрес». – Тертуллиан.

«Итак верую, ибо абсурдно» - кредо Тертуллиана.

Тертуллиан предлагает отказаться от разума перед лицом истинной веры, но все-таки разум относится к тем свойствам, которые отличают природу человека от всего остального сотворенного, делает человека богоподобным. Человек не в праве от этого отказываться. Опасен искошенный (?) разум, но разум, освобожденный от искажений, может быть эффективным орудием, в том числе и для защиты христианского вероучения от язычников, и, в последующем, орудием для борьбы с Ересью (искажением разум).

На этом основании формируется позиция Аврелия Августина (Августин Блаженный) (это самый закат Римской империи. Свидетель самого сильного разрушения Рима. Сын римского чиновника. Получает блестящее римское образование. Философию изучает у лучших учителей неоплатонизма. Мечтал о карьере на форуме. Принимает христианство, и, соответственно, возникает проблема соотношения христианского вероучения и античной философии. Как и у Тертуллиана).

Августин также признает, что «ум человеческий, предоставленный самому себе, способен натворить много зла». Но он различает ум по его сущности и искаженный (предоставленный самому себе), т.е. погруженный в искаженную человеческую природу. По сущности, разум может быть очень сильным и эффективным орудием, но для этого надо найти средства очистить его от человеческих искажений.

Средство очищения – истинная вера. Так возникает кредо Августина: «Чему верю, то и разумею» (верю, чтобы понимать).

Кредо Августина получает мировое распространение, является основанием почти всякой религиозной философии. Кредо говорит, что вера – основание истинного разумения, она направляет и возвышает разум, избавляет его от опасных (искажений) отклонений. (см. текст о соотношении пути разума и пути авторитета).

Фома Аквинский в 13 в. дает системные изложения почти всех проблем западной схоластики (по универсальности его учения сравнивают с готическими соборами).

Он также признает, что в священном писании есть истины, которые выше всякого человеческого разумения. Они выше разумения, но необходимы для спасения. Одновременно, есть истины, которые можно рационально объяснить. «Не надо бояться этого делать». Рациональные истолкования сделают священные истины понятнее и ближе человеку.

Итак, средневековая философия будет существовать в форме рационального истолкования текстов священного писания – экзегетика (экзегеза – «Истолкование»).

Теоцентризм в философии означает постоянное восхождение мысли к богу (к священному писанию), как предельному основанию для решения любых философских проблем.

Наряду с теоцентризмом, важнейшим принципом средневековой философии является КРЕОЦИОНИЗМ.

Подлинный монотеизм возможно только как креоцеонизм. Креоцеонизм – бог, как творец, мир – творение. Абсолютное бытие должно быть понято как творчество, иначе оно абсолютным не является.

Такое понимание бога открывается только в священном писании, поэтому античной философии, даже на уровне самых ее высочайших достижений – не доступно. Античные философы понимают абсолютное бытие как идеальное начало, а потому вынуждены признать первоматерию. В библейском миропонимании признание первоматерии невозможно. «Признание первоматерии ограничили бы возможности творца» (Аврелий Августин).

Средневековая философия предпринимает попытки философского доказательства бытия Бога. Как такое возможно? Действует принцип «о Боге судим по последствиям». Бог в своей сущности непознаваем – важнейший принцип любого богословия. Но это не означает, что он недоступен человеческому пониманию на уровне проявлений. Любое творение, даже человеческое, свидетельствует о своем создателе. Мир – творение, а значит, следствие Бога. От следствия в той или иной степени, можно восходить к причине или даже первопричине.

Именно на этом основаны 5 доказательств Фомы Аквинского в схоластике. Изначальное доказательство, не сводимое к чистой логике, предложено в восточной ПАТРИСТИКЕ (Византия). Внимательное созерцание мира позволяет разглядеть порядок, гармонию, красоту. Гармония никогда не может возникнуть в результате действия стихийных сил. Степень возникновения стихийной гармонии крайне мала. Гармония всегда свидетельствует о наличии целенаправленного действия. «Красота есть свидетельство присутствия Бога в мире» - эстетическое доказательство. В западной схоластике превращается в логическое, оттого становится беднее.

Августин важнейшее свидетельство в пользу бытия бога находит в душе. Душа по происхождению христианна, а потому несет в себе память о своем творце (текст из «Исповеди»).

Вообще проблема соотношения души и тела является важнейшей составляющей антропологической проблемы. Августин, следуя традиции неоплатонизма, всячески возвышает душу над телом, сохраняет платоновское негативное отношение к телу. Он определяет душу как субстанцию, приспособленную для управления телом. (т.е. душа самодостаточна). «Они едины, но не слиянны».

Фома Аквинский только единство души и тела считает полной субстанцией, т.е. сам человек.

Только тогда человек активен, может делать что-то для своего спасения. Следовательно, смерть - нарушение этого единства, отделение души от тела.

(вопр 11)

Важнейшей проблемой Средневековой, как и любой религиозной философии является ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА., т.е. проблема сущности добра и происхождения зла. Добро в христианском понимании – это не сфера человеческих оценок, это даже не система ценностей. Добро совпадает с самим бытием. В средневековой философии действует принцип «Бытие и благо обратимы». Они прежде всего не просто обратимы, а полностью тождественны в боге. Бог есть абсолютное бытие, т.е. источник всякого другого бытия. Соответственно, добро в мире первично, абсолютно, в обосновании не нуждается.

СХЕМА (изначальное существование зла исключается)

Появляется в результате самого акта творения.

Откуда зло, если мир сотворен богом? Юридически, ответственность должна быть переложена на самого творца (кто сотворил, тот и отвечает). Средневековая философия занимается оправданием бога за зло мира - ТЕОДИЦЕЯ («Оправдание бога»). Вначале Бог творит существа не обладающие (не имеющие) свободы воли, действующих согласно инстинктам, т.е. прямо исполняющие волю Творца – занимают свое место в системе мирового целого, т.е. (а значит) не нарушают предустановленной гармонии.

КРОМЕ ТОГО… (на следующей паре»!!»!

Страница | 25

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]