Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
chart_5.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
252.93 Кб
Скачать

Консолидированные таможенные пошлины ес на импорт основных сельскохозяйственных товаров, %

Наименование товара

Размер пошлины

Наименование товара

Размер пошлины

Пшеница

173

Масло сливочное

254

Сахар-рафинад

274

Говядина

174

Источник: БИКИ № 22 (7448) 27 февраля 1996 г.

Как следует из приведенных данных, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве содержит ряд существенных ограничений развития российского экспорта, причем в наиболее чувствительных и коммерчески весьма эффективных товарных группах готовых изделий и наукоемкой продукции. Кроме того, по отношению к российскому экспорту предусмотрен и более жесткий подход в части антидемпинговых процедур. Наличие в Соглашении таких дискриминационных статей дает серьезные основания настаивать на его незамедлительной корректировке. Не менее важным аргументом в пользу незамедлительного пересмотра многих условий СПС является также и существенное расширение состава Союза за счет стран, являющихся заметными торговыми партнёрами России (Польша, Чехия, Словакия и др.). Поскольку условия внешнеэкономического взаимодействия с этими государствами в связи с их вступлением в ЕС принципиально изменились это, естественно, требует адекватного отражения в тексте нового Соглашения. Руководство ЕС согласилось на проведении переговоров по условиям нового соглашения о торгово-экономическом взаимодействии с Россией, однако, из-за негативной позиции Польши, связанной с принятыми Россией мерами по ограничению импорта мяса из Польши в Россию, переговоры по пересмотру СПС снова отложены.

    1. НАФТАСевероамериканская ассоциация свободной торговли (Northamerican Free Trade Association)

Достаточно активно развиваются интеграционные процессы в Западном полушарии, где в настоящее время действуют 14 таких группировок. При этом такие образования как Организация американских государств (ОАГ), Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС) и Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) ориентированы в большой степени на экономическое развитие региона в целом. Осуществляется согласование экономической и социальной политики стран региона, вырабатываются общие позиции по стратегическим вопросам социально-экономического развития и т.д.

Однако, в регионе действуют также и объединения, имеющие целью решение более конкретных задач и занимающиеся экономическими проблем отдельных интеграционных образований. Так, “МЕРКОСУР” представляет собой интеграционное объединение четырех государств – Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая на уровне, предусматривающем отмену пошлин и нетарифных ограничений внутри группировки; свободное движение не только товаров и услуг, но и капиталов и трудовых ресурсов; введение единого внешнего тарифа и т.д., что в соответствии с ранее приведенной классификацией может быть отнесено к уровню интеграции “общего рынка”.

Наиболее мощной в экономическом и политическом плане интеграционной группировкой на Американском континенте является НАФТА – Североамериканская ассоциация свободной торговли. Интеграционные процессы в североамериканском регионе длительное время осуществлялись на фирменном, банковском и отраслевом уровнях вне государственного и межгосударственного влияния и регулирования. Лишь в 1988 г. было заключено межгосударственное Соглашение о зоне свободной торговли между США и Канадой. Тесные экономические отношения между США и Канадой существуют давно. Значительная часть внешней торговли Канады ориентирована на рынок США и для этой страны Канада является крупнейшим партнером, на долю которого в конце 90-х годов приходилось почти 22% экспорта США, что практически равноценно экспорту этой страны на весь совокупный рынок ЕС.

Американский капитал занимает ведущие позиции на канадском рынке, причем отдельные отрасли канадской промышленности почти целиком принадлежат американским компаниям. Между США и Канадой существует безвизовое перемещение граждан этих стран. Хотя этим соглашением не были предусмотрены какие-либо наднациональные органы управления, все же уровень интеграции США и Канады практически соответствовал параметрам зоны свободной торговли.

В 1992 г. к этим государствам присоединилась Мексика и эти три страны заключили Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) – Northamerican Free Trade Association (NAFTA). Соглашение вступило в силу с января 1994 г. и предусматривало создание единого экономического пространства с последовательно либерализующимися условиями движения товаров, услуг и инвестиций внутри ассоциации. Предусмотрена трехстадийная в течение 15 лет ликвидация практически всех торговых и инвестиционных барьеров и принятие унифицированных законов в сфере трудового и экологического законодательства. Фактически сформирована зона свободной торговли с населением более 430 млн. чел. (ЕС – 485 млн. чел.), совокупным ВВП более 13 трлн. долл. ( ЕС – почти 12 трлн. долл.) и удельным весом в мировом экспорте почти 20% при доле ЕС более 40%.

Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской зоне свободной торговли означает создание в Западном полушарии регионального интеграционного объединения, которое по своему экономическому потенциалу способно стать одним из важнейших факторов эволюции современного МРТ и может существенно изменить соотношение сил между основными экономическими и политическими полюсами процесса глобализации.

Основные предпосылки успешной реализации целей этой интеграционной группировки заложены в научно-техническом и инвестиционном потенциале США и Канады и дешевых природных и трудовых ресурсах Мексики. Так в середине 90-х годов стоимость рабочей силы в Мексике (около 50 центов/час) была на порядок ниже, чем в США и Канаде.

Очевидно, что основным локомотивом НАФТА являются транснациональные корпорации США. Американский капитал рассматривает рынок этой интеграционной группировки как серьезную альтернативу европейскому рынку, доступ на который по мере углубления европейской интеграции становится для многих американских товаров все более затруднительным. В этих условиях использование огромного потенциального рынка Мексики с ее населением более 100 млн. чел. для американских корпораций представляет значительный интерес.

Одной из основных особенностей рассматриваемой интеграционной группировки является значительное экономическое превосходство лидирующего государства – США над остальными участниками вместе взятыми. В 2005 г. на долю США приходилось более 90% совокупного ВВП, более 70% внешней торговли и т.д. Приток иностранных инвестиций в американскую экономику в 6 раз превышает соответствующий показатель Канады и Мексики. Прямые инвестиции США за рубежом в 9 раз превосходят объем вывоза капитала из двух других участников Соглашения.

Крупномасштабный перенос трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств в Мексику дает возможность американским фирмам снижать издержки производства и, тем самым, повышать конкурентоспособность своей продукции.

Канада через участие в этой интеграционной группировке рассчитывает на существенное расширение рынков сбыта для продукции своих укрепляющихся современных высокотехнологичных отраслей производства: информационных технологий, коммуникационного оборудования, измерительных приборов и т.д., а также на приток дополнительных прямых инвестиций в страну.

Наиболее амбициозные ожидания от использования преимуществ интеграционного процесса имела, естественно, Мексика. Создание зоны свободной торговли содействовало росту объема прямых иностранных инвестиций, строительству нескольких тысяч новых предприятий (особенно в северных регионах страны, примыкающих к США), причем с участием не только американского, но и японского капитала. Мексика рассчитывает ускорить темпы развития национальной экономики, через привлечение иностранных инвестиций и современных технологий осуществить техническое перевооружение своего производства и через 10-15 лет по уровню развития приблизиться к промышленно развитым странам.

В какой-то степени эти надежды оправдываются. Либерализация движения капитала содействовала росту иностранных инвестиций, снижению уровня безработицы и росту заработной платы и т.д. Экономические успехи Мексики дали основания для приема ее в состав ОЭСР – клуба промышленно развитых стран.

Существенно вырос объем взаимной торговли в рамках НАФТА, что было обусловлено снятием большинства тарифных и нетарифных ограничений (кроме сельхозпродукции, текстиля и некоторых других видов). Беспошлинным режимом торговли обеспечены уже две трети американского экспорта в рамках НАФТА. Созданы условия для унификации технических стандартов и санитарных норм и т.д. На долю Канады и Мексики приходится уже треть внешнеторгового оборота США. В последние годы средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составляет более 20%, с Канадой – 10%.

Вместе с тем, не все поставленные цели достигнуты и в североамериканской интеграционной группировке существуют трудности, разногласия и далеко не однозначные оценки результатов интеграционных процессов. Резко обострилась экологическая обстановка в северных регионах Мексики в связи с существенным ростом промышленных мощностей в регионе, отмечается потеря рабочих мест в южных районах США (Калифорния), осложнились социальные проблемы в Канаде в связи со снижением реальной заработной платы и т.д.

Мексика оттеснила канадские фирмы с американского рынка автомобилей и запасных частей к ним, нефтепродуктов, информационного оборудования и некоторых других. Дешевый импорт из Мексики представляет определенную угрозу для текстильной и др. подотраслей легкой промышленности Канады. Появились признаки оттока капиталов и рабочих мест из Канады в Мексику с более дешевой рабочей силой. В Канаде не утихают сомнения в долгосрочной конкурентоспособности США в масштабах глобальной экономики. Не ослабляется и беспокойство по поводу размывания принципов собственной внешней политики и утраты культурной самостоятельности Канады.

Первая годовщина деятельности НАФТА ознаменовалась глубоким финансовым и экономическим кризисом в Мексике.

Этот кризис не был результатом каких-либо конъюнктурных просчетов мексиканского правительства. Причины кризиса имели стратегический характер и означали ошибочность политики развития, базирующейся в основном на иностранных инвестициях и излишне оптимистических ожиданиях масштабных и сиюминутных дивидендов от участия в НАФТА.

Самые первые признаки финансовых проблем повлекли за собой лавинное бегство спекулятивного иностранного капитала из Мексики в объеме около 12 млрд. долл. В пять с лишним раз сократились валютные резервы страны и национальная денежная единица была девальвирована на 40%. Экономический кризис привел к спаду производства и росту безработицы.

Было очевидно, что Мексика самостоятельно из этого кризиса выйти не может. Более того, обвальное бегство иностранного и национального капитала (т.н. “эффект текилы”) затронул и многие другие страны, в первую очередь Центральноамериканских соседей Мексики.

В этих условиях США и руководство международных финансовых институтов приняли решение оказать финансовую помощь Мексике, опасаясь, в первую очередь, за стабильность мировой финансовой системы. США прежде всего беспокоились и за репутацию НАФТА – организации, воплотившей американскую концепцию интеграционного объединения неолиберального толка и являвшейся одной из основных опор американской стратегии в конкурентной борьбе за мировое лидерство с ЕС и Японией.

Мексике была выделена финансовая помощь в беспрецедентно больших объемах – около 50 млрд. долл. Декретом Б.Клинтона Министерство финансов США выделило 20 млрд. долл. и под прямым влиянием США руководство МВФ и Мирового банка приняли решение о предоставлении Мексике кредитов 17,8 и 10 млрд. долл. соответственно на достаточно льготных условиях. Никогда ранее ни США, ни МВФ не финансировали единовременно какое-либо государство в таких объемах и в такие сжатые строки.

Благодаря указанным крупномасштабным долларовым инъекциям, мексиканский кризис был преодолен в 1996-1997 гг. Тем не менее он остудил эйфорию, связанную с созданием НАФТА и перспективами скорого, как казалось, присоединения ряда латиноамериканских государств к этому интеграционному образованию.

Тем не менее, американская администрация полна решимости углублять интеграционные процессы на американском континенте и расширять состав их участников, Заявили о своем намерении о вступлении в НАФТА Аргентина, Чили и некоторые другие страны Центральной и Латинской Америки, хотя, например, Бразилия негативно отнеслась к этому предложению. Позицию руководства США выразил бывший президент страны Б.Клинтон, заявивший о намерении создать самый масштабный на планете общий рынок от Аляски до Огненной Земли с населением около 850 млн. человек. Однако, попытка администрации США ускорить решение о создании всеамериканской зоны свободной торговли уже к 2003 году, предпринятая в очередной раз на встрече министров внешней торговли 34 американских государств в апреле 2001 г., снова не удалась.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]