Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vneshnyaya_politika_Rossii_istoria_i_sovremenno...docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
97.71 Кб
Скачать

3.2 Общая характеристика внешней политики XXI в.

Широкий спектр национальных интересов России вынуждает ее применять практически весь арсенал средств их реализации на международной арене.

С 1993 г. поныне отношения России с Западной Европой находятся под прямым воздействием двух факторов: процесса расширения НАТО и стремления иметь особые отношения с ЕС.

Вместе с тем Россия приняла стратегию развития отношений с ЕС, отношения с европейским интеграционным комплексом признаны одним из приоритетов российской внешней политики (на втором месте после отношений с СНГ). Россия всячески демонстрирует свою заинтересованность в расширении и углублении сотрудничества и даже не возражает против расширения ЕС на восток, указывая при этом, что она бы предпочла, чтобы ряд стран Восточной Европы сначала присоединились к ЕС, а потом к НАТО.В контексте отношений Россия — ЕС возникает серьезная проблема — как России следует относиться к новой европейской инициативе, связанной с формированием так называемой «европейской идентичности» в сфере безопасности и обороны. До Косовского кризиса Россия неоднократно обращала внимание на свое позитивное отношение к укреплению так называемой «европейской опоры» системы безопасности Запада, к формированию европейской идентичности в сфере безопасности и обороны, а также к общей внешней политике и политике в сфере безопасности. [21, c. 90-92],

Анализируя российскую политику по отношению к Западной Европе, к ЕС,

необходимо иметь в виду, что развитие сотрудничества с европейским интеграционным комплексом невозможно вне контекста отношений с другими международными и евро-атлантическими институтами, такими, как ОБСЕ, НАТО, Совет Европы. А стратегической целью может быть формирование «пространства безопасности и стабильности в Европе», понимаемого в широком смысле — с учетом политического, военного, экономического, социального, культурного, информационного, экологического и других измерений.

С точки зрения национальных интересов России важным регионом на территории бывшего Союза ССР является Центральная Азия. Сегодня в этот ре­гион включают Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Значимость данного геополитического пространства для России определяется, на наш взгляд, несколькими обстоятельствами:

- наличием на территории Центральной Азии значительных запасов при-родных ресурсов. Большое внешнеполитическое и геоэкономическое значение для России имеет обеспечение контроля над основными маршрутами их транс­портировки:

- соображениями национальной безопасности, поскольку именно с юга исходят основные, реальные, а не вымышленные угрозы для страны. Цент­ральная Азия для России является важных регионом в контексте обеспечения безопасности южных границ [16, c.113-117].

12 июля 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев утвердил новую «Концепцию внешней политики Российской Федерации». В документе декларируется преемственность линии развития, приоритетов и задач, сформулированных предыдущей Концепцией, о чем прямо говорится в тексте: «Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.»

Отдельные положения предыдущей Концепции при этом сохранены в новой в неизменном виде, некоторые скорректированы незначительно. Что важно, ни одно из положений Концепции 2008 г. не противоречит положениям Концепции 2000 г. Одновременно она не лишена значительных инноваций, особенно в части имиджевой составляющей, что нашло свое отражение, прежде всего, в расширении раздела «Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности».

Помимо задачи информирования широких кругов мировой общественности о позициях Российской Федерации по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях, а также процессах и планах внутреннего социально-экономического развития страны, достижениях российской культуры и науки, акцентируются и дополнительно подчеркиваются задачи «добиваться своего объективного восприятия в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности» [14, c.35].

Большое внимание российская дипломатия уделила в 2009 г. развитию отношений со странами Восточной и Юго-Восточной Европы – как теми, которые уже стали членами НАТО и ЕС, так и теми государствами, которые Евросоюз рассматривает в качестве «потенциальных кандидатов» на вступление. Эти страны имеют существенное значение, в том числе с точки зрения обеспечения транзита в нашем товарообороте с ЕС. Линия на наращивание сотрудничества с объединяющейся Европой, приближение нашей страны к стандартам ЕС и в дальнейшем останется в числе приоритетов российской внешней политики.

Несмотря на то, что нынешний финансовый кризис зачастую связывают, в том числе с недостатками американской кредитно-денежной политики, США сохраняют роль мирового экономического лидера, главного финансового центра, а доллар – основной резервной валюты. Тем не менее, активная позиция нашей страны в работе «Группы двадцати» имеет большое значение в контексте укрепления коллективных начал в решении ключевых мировых проблем. На этом фоне как-то на второй план отошла «восьмерка» как площадка взаимодействия России с наиболее развитыми странами мира, прежде всего – странами Запада и Японией, несмотря на то что «семерка» в условиях кризиса продолжает свою деятельность [20,0 c.19].

В ноябре 2009 г. обнародованы результаты социологического исследования «Падение Берлинской стены: до и после» (Россияне о внешнеполитических процессах), проведенного Институтом социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда им. Фридриха Эберта (Германия). Данные опросов свидетельствуют о сохраняющейся открытости россиян в отношении других стран и регионов, в целом положительной оценке завершения «холодной войны» (86%), объединения Германии, которое воспринимают как закономерное 56% респондентов. 48% россиян считают реалистичной задачу вхождения нашей страны в число 10–15 наиболее развитых стран мира.

Подобное настроение вполне перекликается с замечанием бывшего президента России Д.А. Медведева в Послании Федеральному Собранию 2009г. о том, что «наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации России. Нам нечего, как принято говорить, надувать щеки”.

Позитивным моментом стало создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, соглашение о котором вступит в силу с 1 января 2010 г. Очевидно, что регион СНГ является для нас важнейшим рынком сбыта продукции нашей обрабатывающей промышленности и машиностроения, продажи информационных и образовательных услуг [20,0 c.21].

Россия заинтересована в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей. Российские партнеры рассчитывают на сближение с Россией для реализации своих приоритетных задач. Поэтому внешняя политика должна быть исключительно прагматичной. Ее эффективность должна оцениваться по простому критерию: способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране».

Вопрос о внешнеполитической привязке и сохранении нейтрального статуса Украины останется одной из ключевых проблем российской внешней политики в ближайшем будущем.

В целом обоснованным представляется вывод о том, что на пространстве СНГ по-прежнему не удалось сформировать прозрачные и взаимовыгодные, отвечающие коренным интересам народов региона правила взаимодействия с учетом интересов России, в том числе с другими влиятельными центрами силы, прежде всего США и ЕС, продолжается линия на вытеснение нашей страны из региона.

Важнейшим показателем укрепления междуна­родного авторитета России стало взаимопонимание, достигнутое Россией с ведущими государствами Пер­сидского залива непосредственно после Мюнхенской конференции. Последующие дипломатические ини­циативы США в этом регионе оказались неубедитель­ными по той же причине, по которой американской стороне не удалось внести разлад между Россией и Европейским Союзом. На Ближнем Востоке, как и в Европе, англо-американская коалиция сделала ставку на конфронтацию между ведущими державами регио­на, притом построенную на религиозных различиях в сообществе исламских государств. Это следование конфронтационному стереотипу не только не помога­ет США добиться поставленной цели изоляции Ира­на, но также обрекает на новые провалы все прежние многолетние усилия Вашингтона по урегулированию палестино-израильского и внутрииракского конф­ликтов.

Вполне естественно, что в сложившейся ситуации внимание стран Ближнего Востока привлекается к Рос­сии — как более объективному арбитру в региональных конфликтах, а также перспективному экономическо­му партнеру.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]