Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vopros_7.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
32.4 Кб
Скачать

Вопрос № 7.

I и II Государственные думы

В марте-апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. Были избраны 448 депутатов, представлявших преимущественно либерально-буржуазные и демократические партии: 153 кадета, 107 трудовиков, 63 "автономиста" (депутаты национальных окраин - поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане), 13 октябристов, 105 беспартийных и 7 прочих. Таким образом, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43%, трудовиков 23%, представителей националистических групп 14%; пятую часть депутатов представляли беспартийные.

27 апреля 1906 г. депутаты I Государственной думы собрались в Зимнем дворце. К ним с краткой приветственной речью обратился Николай II, который обещал "сохранить незыблемые установления", дарованные им народу. Затем депутатов на пароходах доставили в Таврический дворец - место работы Думы. Председателем I Государственной думы был избран представитель либеральной московской профессуры кадет С.А. Муромцев.

I Государственная дума проработала всего 72 дня. Центральное место в ее заседаниях заняло обсуждение аграрного вопроса. Рассматривалось два аграрных законопроекта - от кадетской партии за подписью 42 депутатов ("проект 42-х") и 104-х депутатов трудовой группы Думы. И тот и другой предлагали создание "государственного земельного фонда" для наделения землей безземельного и малоземельного крестьянства. Кадеты требовали включить в этот фонд казенные, удельные, монастырские и часть помещичьих земель, выкупив последние у их владельцев по рыночной цене. Кадеты выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену у помещиков той земли, которая сдается ими в аренду. Кадеты говорили помещикам, что без отчуждения части их земли не избежать жакерии. Твердолобых помещиков они называли "революционерами справа", не понимавшими, что единственный способ избежать революции - наделение крестьян землей. Трудовики требовали для обеспечения малоземельных и безземельных крестьян отвести им участки "по трудовой норме" за счет казенных, удельных, монастырских и частновладельческих земель, превышавших эту норму, ввести уравнительно-трудовое землепользование. Большинство депутатов-трудовиков потребовало также объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета, расширения законодательных прав Думы, установления ответственности министров перед "народным представительством" (т.е. перед Думой). Острые дебаты в Думе по аграрному вопросу находили живейший отклик в крестьянстве. В Думу стала поступать масса крестьянских наказов депутатам с требованием радикального решения аграрного вопроса - вплоть до конфискации помещичьих земель и объявления их общенародной собственностью. "Требуйте земли и воли, - писали в наказах крестьяне, - не бойтесь конфликта, мы за вас. Ваши требования справедливы, они же - наши; отступать некуда, лучше умереть разом, чем умирать без земли голодной смертью". В своих наказах крестьяне требовали созвать Народную думу из подлинных представителей народа, ибо только такая Дума и может решить земельный вопрос в интересах народа. Но предварительно необходимо созвать Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

13 мая 1906 г. в Думе была оглашена правительственная декларация, которая объявляла "безусловно недопустимым" принудительное отчуждение даже части помещичьей земли. Правительство ответило также отказом на требования депутатов Думы даровать амнистию политическим заключенным, расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. В ответ за это правительственное заявление Дума по предложению трудовиков приняла решение о недоверии правительству и замене его другим.

Царское правительство под предлогом, что Дума не только не "успокаивает народ" а еще более "разжигает смуту", 8 июля 1906 г. распустило ее. Когда утром следующего дня депутаты явились на заседание в Таврический дворец, то на дверях увидели манифест о роспуске Думы. Трудовики предложили собраться в Петербурге и издать манифест о том, что Дума не подчиняется этому правительственному акту и призывает народ сплотиться вокруг нее. Но кадеты выступили с предложением всем депутатам отправиться в Выборг. Здесь 9 - 10 июля 200 де путатов (кадеты, трудовики и социал-демократы из меньшевиков) под писали воззвание "Народу от народных представителей" (так называемое "Выборгское воззвание"). Депутаты призвали население в знак протеста против разгона Думы прекратить выплату налогов, выполнение других повинностей, новобранцам предлагали не являться на призывные пункты и т.д. до тех пор, пока не будут объявлены выборы во II Думу. Подписавшие "Выборгское воззвание" подверглись краткосрочному аресту. Когда правительство обнародовало дату выборов во II Государственную думу, кадетская фракция заявила, что необходимость в пассив ном сопротивлении отпала.

Правительство пока не решилось изменить порядок выборов в Думу, но старалось повлиять на ее будущий состав путем репрессий против наиболее авторитетных в народе лиц. Крестьяне, со своей стороны готовясь к выборам в Думу, стремились сберечь своих будущих депутатов от ареста и высылки. Их укрывало население, имена их до поры до времени не оглашались. Крестьяне собирали деньги в помощь своим кандидатам и их семьям. Учитывая горький опыт I Думы, крестьяне считали своих кандидатов "мучениками за народное дело". Уполномоченные

от крестьян, направляясь на съезды выборщиков, прощались на случай ареста со своими семьями. Данные факты - свидетельствуют, в какой острой, нервозной обстановке проходили выборы во II Думу.

Выборы во II Государственную думу состоялись в феврале 1907 г. II Дума оказалась "левее" первой. Из 518 депутатов II Думы 223 принадлежали к левым партиям и группам (66 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов и 104 трудовика), 99 мест имели кадеты, 44 октябристы, 10 - крайне правые. Социальный и профессиональный состав депутатов II Думы был таков: 153 крестьянина, 28 рабочих, 57 дворян-землевладельцев, 26 купцов, 33 чиновника, 36 врачей, 37 адвокатов, 19 издателей, писателей и журналистов, 20 инженеров и агрономов, 10 духовных лиц, 8 профессоров и 7 военных.

Первое свое заседание II Дума открыла 20 февраля 1907 г. Председателем Думы был избран земский деятель кадет Ф.А. Головин. Ка деты приняли тактику "бережения" Думы, т.е. не дать повода правительству для ее разгона. Однако избежать им этого не удалось. II Дума просуществовала всего 102 дня. В ней, как и в I Думе, центральное место занял острый аграрный вопрос. Левые фракции Думы потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность.

Важнейшее место в ряду проблем, обсуждавшихся I Государственной думой, занимал аграрный вопрос. Кадеты подготовили так называемый законопроект 42-х, составленный в соответствии с их аграрной программой. За постепенную национализацию земли и введение уравнительно-трудового землепользопапия ратовали трудовики (законопроект 104-х). Законопроект 33-х, правда, отвергнутый Думой без обсуждения, предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собствепности на землю. В целом характер аграрных прений в Думе вызывал недовольство правящих кругов.

Аграрный вопрос. Аграрной проблеме кадеты уделяли очень много внимания. Если в программе КДП, принятой на учредительном съезде, раздел, касающийся аграрного законодательства, достаточно краток, то впоследствии аграрный законопроект был разработан кадетами более детально. О деятельности КДП в Думе в направлении разработки земельной реформы позволяет судить целый ряд источников:

1) Проект закона “О мерах к расширению и улучшению крестьянского землепользования”, внесенный кадетской фракцией в Государственную Думу [8];

2) Объяснительная записка по проекту закона о мерах по расширению и улучшению крестьянского землевладения [9];

3) Проект аграрной реформы, внесенный членом кадетской партии и фракции А.В.Васильевым [10];

4) Общие положения аграрной реформы, принятые аграрной комиссией кадетской фракции [11];

5) Заявление 42-х членов партии “Народной свободы” по аграрному вопросу, внесенное на рассмотрение Государственной Думы 8 мая 1906 года [12].

Во введении к проекту закона “О мерах к расширению и улучшению крестьянского землепользования” отмечается, что “содействие правительства к приобретению закона на основании настоящего закона оказывается тем крестьянам и лицам других сословий, по своему быту не отличающихся от крестьян, для которых земледелие составляет основной источник средств к жизни и притом — лишь в мере действительной необходимости в видах удовлетворения насущных потребностей. Содействие это оказывается через Главный Земельный Комитет и губернские и уездные земельные комиссии” [13].

Кроме того, на те же учреждения возлагались дополнительные обязанности:

а) устранение чрезполосности крестьянских надельных земель с прилегающими владениями, общности пользования крестьян с частными владельцами и недостатков в расположении и очертации крестьянских наделов;

б) направление операций Крестьянского Поземельного Банка по содействию покупкам земель у частных владельцев теми крестьянами, которые не пользуются содействием правительства... [14].

В отделе 1 проекта (п. 4) определялись предельные размеры расширения крестьянского землевладения, которые должны были устанавливаться “по соображению с наличными, в каждой местности, запасами казенных удельных и частновладельческих земель, с качеством земель и с местными условиями крестьянского хозяйства” [15], но не могли превышать, “даже для местностей с наибольшими запасами земли, высших, в каждой уезде, размеров высшего или указанного надела по местным положениям 19 февраля 1816 г.” [16].

Ограничение размеров крестьянских землевладений по существу означало более длительную (некоторой аналогией которой может служить известный “прусский путь”) земельную реформу, рассчитанную на несколько этапов.

Глава II проекта (п. 8) устанавливала, что для расширения землевладения крестьян обращаются прежде всего ближайшие к ним земли “из коих в первую очередь казенные и удельные, а также земли различных ведомств, монастырей, городских обществ и иных учреждений “за недостатком же их — земли частных владельцев всех сословий” [17]. Более того, п. 15 гласил: “Земли, на которых владельцами не ведется хозяйство за собственный счет могут подлежить принудительному отчуждению...” [18].

Имущественные права землепользователей и землевладельцев регулировались в главе IV: “Земли, приобретенные на основании настоящего закона, признаются собственностью приобретателей, причем, однако, недра этих земель остаются в распоряжении правительства” [19].

Особое место в проекте занимает отдел V “Об учреждениях по части расширения и улучшения крестьянского землевладения”. Кадеты прекрасно осознавали важность того, как и кем будут проводиться на практике требования аграрного законодательства. Статья 61 возлагает практическую работу на Главный Земельный Комитет, который должен состоять под председательством Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием [20] и в составе которого должны находиться Управляющий Крестьянским Поземельным Банком, по одному представителю от Главного Управления Землеустройства и Земледелия, от Министерства финансов, Юстиции, Внутренних дел и Главного Управления Уделов по назначению Главных начальников этих ведомств [21]. К вышеперечисленным лицам прибавлялись избранные “Государственной Думой, по ее усмотрению, из своей среды или из числа не входящих в состав ее лиц, известных своими знаниями и опытностью по вопросам землеустройства” [22].

Для обеспечения влияния Думы на действия Главного Земельного Комитета предусматривалось, что члены его от Государственной Думы “избираются в числе, равном числу правительственных членов, на срок, определяемый самой Думой” [23]. Данный проект сопровождался Объяснительной запиской, констатирующей, что необходимость в решительных мерах к расширению крестьянского землевладения отчетливо осознается в настоящее время всеми общественными кругами и всеми партиями, в особенности же самим народом...” [24]. Как уже подчеркивалось, кадеты не считали необходимым немедленное и полномасштабное проведение радикальной аграрной реформы. Справедливо отвечая, что по существующему реестру земли может не хватить для наделов по 40-50 десятин, кадеты считали, что “предстоящая земельная реформа должна быть поставлена в гораздо более узкие рамки, чем обеспечение всего крестьянского населения землею по нормам местных положений 19 февраля 1861 г.” [25].

Вместе с тем подчеркивается в “Объяснительной записке”, что необходимо самое тщательное внимание к интересам общей и сельскохозяйственной культуре, настоятельно требующим сохранения в стране значительной площади частности землевладения.

“Поэтому целью реформ следует поставить отнюдь не всеобщее дополнительное наделение, а лишь устранение случаев редкого малоземелья среди того частноземледельческого населения, которое не нашло исхода из своей земельной нужды в подземледельческих заработках и в интенсификации своего хозяйства...” [26].

Постепенность, как основа аграрной реформы, выражена и в проекте, внесенном членом Кадетской партии и фракции А.В.Васильевым. Постепенный переход земли в собственность всего русского народа и в пользование населения на трудовом начале означал, по мнению А.В.Васильева, постепенное осуществление двух основных идей русского народного правосознания: 1) свободы земли от права собственности; 2) право всякого человека приложить свой труд на земле [27].

Проект Васильева, как мы видим, отличается большим радикализмом в вопросе собственности на землю. Для ускорения перехода частновладельческих земель в собственность народа предлагалось установить на них, кроме обложения на нужды волости и земства, государственный прогрессивный поземельный налог; предоставить государству преимущественные права при всякой продаже земли приобрести ее в свой земельный фонд по справедливой оценке, а также право “экспроприации земель, служащих орудием закабаления трудящихся соседей или необходимых для удовлетворения острой нужды соседнего населения в земле” [28].

Различные проекты аграрного законодательства были резюмированы в предложениях фракции кадетов, внесенных в 1 Государственную Думу (так называемый проект 42-х). Под этим предложением, в частности, стояли подписи кн. П.Долгорукова, М.Герценштейна, Д.Протопова, М.Петрункевича, Д.Шаховского. “Проект 42-х” был внесен 8 мая 1906 г. “Государственная Дума, — говорилось в нем, — в своем последнем заседании признала, что она “не исполнила бы своего долга, если бы она не выработала закона” для удовлетворения острой земельной нужды трудового крестьянства путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих” [29].

Обсуждение аграрного законопроекта продолжилось на заседаниях Думы с 15 мая по 5 июня и только затем согласованный вариант был передан в комиссию [30], так и оставшись неосуществленным из-за последовавшего вскоре роспуска Государственной Думы.

19 мая 1906 104 депутата Трудовой группы внесли своей законопроект (проект 104-х). Суть аграрной реформы по законопроекту сводилась к образованию «общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и малоземельного крестьянства путем отдачи ему – не в собственность, а в пользование – участков в пределах определенной «трудовой» или «потребительской» нормы. Что касается помещиков, то трудовики предлагали оставить им лишь «трудовую норму». Конфискация земли у помещиков, должна была, по мнению авторов проекта, компенсироваться вознаграждением помещиков за изъятые земли.

6 июня появился еще более радикальный эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. Обсуждение аграрного вопроса в Думе вызвало рост общественного возбуждения в широких массах и революционные выступления в стране. Желая укрепить положение правительства, отдельные его представители – Извольский, Коковцев, Трепов, Кауфман – выступили с проектом обновления правительства путем включения туда кадетов (Милюкова и др.). Однако это предложение не получило поддержки консервативной части правительства. Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева», начали по их словам «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству Горемыкина и потребовала его отставки. В ответ некоторые министры объявили бойкот Думе и перестали посещать ее заседания. Сознательным унижением депутатов был присланный в Думу первый законопроект об ассигновании 40 тыс. руб на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете.

По Закону от 5 октября 1906 крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный Закон от 9 ноября 1906 разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]