Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Materialy_dlya_studentov_1-2-_temy.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
169.47 Кб
Скачать

О. М. Мельникова. Заметки о музыкальной жизни череповца конца XIX - начала XX века

По данным, представленным в Череповецком календаре на 1890 год, в Череповце проживало более шести тысяч человек, большинство из них - мещане и крестьяне[1]. Разумеется, соответствующими были и музыкальные пристрастия. Учитель Уломской школы В. А. Антипов[2] писал: "Из музыкальных инструментов самым любимым и распространенным является гармошка, редко балалайка; других мне не приходилось встречать. Череповецкие гармоники под названием "черепанки" до последнего времени, пока их не стали вытеснять немецкие и итальянские (тальянки), славились. Плясать учатся тоже сами по себе. Пляшут больше всего на свадьбе, в местные праздники, когда находятся "под хмельком", у трезвого ноги не гнутся, как они говорят..."[3]. Что касается гармонного промысла, то в "Списке населенных мест Новгородской губернии" за 1912 год говорится о том, что наряду с овсом, льном, маслом, сыром и сапогами из Череповца и Череповецкого уезда вывозили еще и гармони[4]. В самом Череповце на начало XX века были три гармонные мастерские: 1) на улице Благовещенской в одноэтажном деревянном доме располагалась гармонная мастерская крестьянина Ефима Петровича Смирнова; 2) на улице Садовой в деревянном одноэтажном доме - гармонная мастерская отставного унтер-офицера Кирилла Алексеевича Смирнова; 3) на улице Покровской в двухэтажном деревянном доме помещалась гармонная мастерская крестьянина Дмитрия Николаевича Крылова. Именно эта мастерская спустя некоторое время превратилась стараниями своего хозяина в "Фабрику и Склад музыкальных инструментов, швейных машин и велосипедов Д. Н. Крылова".

Вообще к музыке в старом уездном городке Череповце относились весьма серьезно и с любовью. Об этом убедительно рассказывает рукопись виолончелиста череповецкого симфонического оркестра Якова Аболина. Пожелтевшие от времени страницы обыкновенной школьной тетради открывают нам имена "большого любителя музыки скрипача Александра Константиновича Мигаловского - казначея уездного казначейства, прекрасного виолончелиста Каменского Л. Н. ..."[9]. Все они являлись членами музыкально-драматического кружка при театре "Соляной городок" в городском саду. В оркестре кружка было, по утверждению Я. Аболина, "3-4 первых скрипки, 2 вторых, один альт, 2 виолончели, один контрабас. Группу деревянных духовых составляли одни флейтист и два кларнетиста, медных духовых - 2 трубача, 2 медных альтиста (взамен отсутствующих валторн) и один тромбонист. Ударников было 2 - большой и малый барабан..."[10]. Музыкальный драматический кружок время от времени ставил спектакли и концерты с участием симфонического оркестра. На концертах оркестр исполнял популярные увертюры, концертные вальсы, марши. С началом войны 1914 года симфонический оркестр распался ввиду мобилизации в армию большей части его участников. Примечательно, что в оркестре было довольно много музыкантов юного возраста. На медных и деревянных духовых инструментах играли учащиеся реального училища, имевшего свой духовой оркестр.

В учебных заведениях Череповца музыкальному образованию подрастающего поколения отводилось далеко не последнее место. По сведениям, представленным в Памятной книжке Новгородской губернии за 1897 год, пение как самостоятельная дисциплина преподавалось только в учительской семинарии и в городском женском хозяйственно-ремесленном училище. В обоих учебных заведениях учителем пения был Григорий Яковлевич Егоров, которому впоследствии за заслуги перед городом был присвоен статус личного почетного гражданина[11]. В 1905 году в Череповецкой женской гимназии наряду с пением преподавались уже и танцы. Занятия вела Софья Петровна Конде-Марквод-Рентгартен, а в Леушинской церковно-учительской женской школе под попечительством игуменьи Леушинского монастыря Таисии - пение и музыка как две отдельные дисциплины. С 1874 по 1885 год преподавал пение в реальном училище Федор Никанорович Лаговской [12]. Он создал симфонический оркестр и вел хоровой кружок, поставил оперы "Жизнь за царя" и "Аскольдова могила", в которых все партии исполняли учащиеся. С 1906 года Ф.Н.Лаговской работал в Александровском техническом училище, где на пение и музыку положено было два часа в неделю во всех трех начальных классах, что даже превосходило часы, отведенные на геометрию.

Согласно смете расходов Череповецкого уездного земства, на обучение пению в 1914 году расходовалось 135 рублей. Земство же выделяло средства и на покупку музыкальных инструментов для учебных заведений (в частности, в отчете городской управы за 1914 год есть запись о поступлении заявки от А.К.Мигаловского на выписку музыкальных духовых инструментов, а также на покупку двух скрипок). Именно земство во многом способствовало развитию и поддержанию музыкальной культуры в Череповце. В статье "На какие нужды расходуются земские сборы" автор пишет: "Вся внутренняя трудовая и культурная жизнь населения держится деятельностью земств"[13]. Земство выделяло деньги на покупку музыкальных инструментов для учебных заведений города, открывало профессиональные школы с расширенной программой обучения музыке и пению, помогало устраивать всевозможные культурные мероприятия и праздничные гулянья в городе.

Массовые увеселения проходили обычно в Милютинском саду. Народ с интересом слушал и местных виртуозов, и заезжих знаменитостей: "16 августа состоялось гулянье в Милютинском саду. Сад был декорирован с большим вкусом, особенно изящно была украшена зеленью, фонариками и флагами терраса "Соляного городка", служившая эстрадой для хора и оркестра балалаечников. Все номера пения исполнялись хором под управлением г. Шемановского достаточно стройно и выразительно, с особым же интересом слушались: известная солдатская песня "Солдатушки-ребятушки" с малюткой-запевалой и "Многие лета". С удовольствием слушали и хорошо сыгравшийся оркестр балалаечников под управлением г. Якобсона"[14]. 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]