Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
177.15 Кб
Скачать

Мифология города рима

Ядром римской мифологии является миф о создании города Рима. Считается, что к латинам он проник от этрус­ков, а затем подвергался значительным изменениям и до­полнениям. Его канонический вариант рассказывается Вер­гилием в «Энеиде». Миф об Энее выполнял несколько важных функций: утверждал римлян преемниками гречес­кой цивилизации (Рим — вторая Троя) и потомками богов (Эней — сын Афродиты), которым было предначертано свы­ше править народами; объяснял некоторые важные собы­тия истории нации (война с Карфагеном). В своем закон­ченном варианте миф о прародителе римлян выглядит следующим образом. Эней — сын Афродиты и Анхиса — мужественно сражается на стороне Трои против ахейцев, а после взятия города готов разделить его судьбу. Но, послуш­ный воле богов, он забирает свой народ, троянские святыни (пенаты) и отправляется искать новую родину. Буря приби­вает его корабли к берегам Карфагена, где его радушно принимает Дидона, царица города. Любовь, возникшая между ними, становится причиной гибели Дидоны, когда по веле­нию богов Эней ее покидает. Трагическая смерть царицы (она восходит на костер и пронзает себя мечом Энея) при­звана объяснить будущие войны между Римом и Карфаге­ном. Дальнейший путь Энея связан с Сицилией, где он хо­ронит отца и устраивает игры в его честь, посещением царства мертвых, где Кумская прорицательница открывает ему великое будущее Рима и славу его потомков.

В устье Тибра, куда заходят корабли Энея, завершают­ся морские странствия героя. Эней и троянцы, обосновав­шись на новой земле, заключают мир с царем Латином и договариваются о свадьбе дочери царя Лавинии и Энея. Однако вождь племени рутулов Турн, считавшийся жени­хом Лавинии, начинает войну против царя Латина и при­шельцев. Небывалое воодушевление воинов, храбрость царя и покровительство богов решают дело в пользу Энея, который убивает Турна, но в этом бою погибает царь Ла-тин. Впоследствии Эней основывает город, названный в честь жены Лавинием, и ведет войны с Этрурией. В одном сражении, победоносном для латинов, Эней погибает. Од­нако вскоре распространяется слух, что многие воины ви­дели его, шествующего в сияющих доспехах и утвержда­ющего, что боги взяли его в свой мир. С тех пор Энею поклоняются как богу-родоначальнику, основателю рим­ского города.

Сын Энея, Аскании-Юл, к которому возводили свой род Юлий Цезарь и другие римские императоры, оставил мно­голюдный Лавинии и основал новый город у подножия Аль-банскои горы, раскинувшийся вдоль хребта и названный Альба-Лонга (Длинная Альба).

Сменилось несколько поколений потомков Энея. К эпо­хе царствования Нумитора и Амулия относятся события, результатом которых стало основание города Рима в апре­ле 753 г. до н. э. Нумитор, наследовавший власть, был от­теснен Амулием, который истребил все мужское потомство своего брата, а его дочь, Рею Сильвию, сделал весталкой. Когда у Реи Сильвии родились мальчики-близнецы, отцом которых был объявлен Марс, Амулий бросил детей в Тибр, а их мать заточил в башне. Однако дети не утонули, а были выброшены на берег. В тени огромной смоковницы детей вскормила волчица, а затем их подобрали и воспитали пас­тух Фаустул и его жена Акка Лоренция. Став взрослыми, Ромул и Рем восстановили справедливость: они отомстили Амулию, освободили свою мать и вернули трон Нумитору, а затем решили основать свой город. Священный знак, по­сланный братьям богами, определил их судьбу. Рем увидел шесть коршунов, Ромул — двенадцать, что предвещало две­надцать веков существования города. Видение близнецов объясняло происхождение старейшей жреческой коллегии — авгуров. Авгуры предсказывали будущие события, наблю­дая полет птиц и их поведение при кормлении. Первым ав­гуром считался Ромул, и его жреческий жезл хранился как особая святыня. Согласно традиции, государственные дея­тели Рима не начинали ни одного политического или воен­ного действия, не получив одобрения авгуров. Коллегия пти­чьих предсказателей просуществовала до эпохи империи, а затем превратилась в формальную процедуру.

Божественный знак стал причиной конфликта между братьями: Рем, увидев двенадцать коршунов Ромула, поза­видовал ему и, вступив с ним в бой, получил смертельную рану. Оставшись в одиночестве, Ромул основал город, дал ему собственное имя и стал его первым царем. Он учредил сенат, разделил граждан на два основных сословия — пат­рициев и плебеев, сформировал военные легионы и опреде­лил их функции. Ромул стал инициатором похищения саби­нянок, девушек из соседнего племени, что привело сначала к войне, а затем, после победы Ромула, к объединению са­бинян и римлян. Особую роль в прекращении войны сыгра­ли женщины, которые вышли на поле боя и убедили муж чин заключить мир. С тех пор женщины в Риме пользовались неизменным уважением и в их честь был учрежден празд­ник — матроналий.

После долгого правления Ромул внезапно исчез, а спус­тя некоторое время, явившись одному из друзей, поведал, что его, как когда-то Энея, боги забрали в свои мир, и те­перь он стал Квирином — богом-покровителем Рима.

Всего вместе с Ромулом мифологическая история Рима рассказывает о шести царях, которые выбирались всем на­родом, а не наследовали свою власть.

После Ромула царем стал Нума Помпилий, прославив­шийся благочестием и мудростью. Во время его правления прекратились войны и эпидемии, а бессмертные боги покровительствовали Риму. Так, ему на руки упал щит, посланный богами для спасения города. Для сохранности и неприкосновенности национальной святыни Нума Помпилии приказал сделать еще одиннадцать таких же щитов, которые с тех пор охранялись жрецами. Царь построил храм Весты — храм Верности — и провозгласил клятву верно­сти главной и важнейшей. Возлюбленной Нумы после смер­ти его жены стала нимфа источника Эгерия. Долгие часы проводил царь в тишине священной рощи со своей прекрас­ной возлюбленной. Окружающие царя считали, что близость с Эгерией сделала Нуму Помпилия более мудрым и чело­вечным, научила понимать богов. Прожив долгую и счаст­ливую жизнь, царь умер, оплаканный римским народом.

Следующим царем Рима стал Тулл Гостилий, который продолжал завоевательную политику Ромула. Он объявил войну городу Альба-Лонга, обвинив его жителей в похище­нии скота. Решить судьбу городов должен был поединок братьев Горациев (римляне) и Куриациев (альбанцы). В ходе ожесточенного боя пали двое братьев Горациев. Однако по­следнему римлянину удалось победить всех трех альбанцев и решить судьбу Альба-Лонги, которым теперь повелевали римляне. Героя Горация приветствовал народ, и только его сестра Камилла, которая была невестой одного из братьев Куриациев, оплакивала своего жениха. Гораций, возмущен­ный отсутствием патриотических чувств у Камиллы, убил сестру, а затем, соверши в очистительные жертвы, был оправдан римским народом. Несмотря на победу Горация, мир с альбанцами был недолговечен: альбанцы роптали и требовали пересмотра унизительных условий. Тулл Гости­лий хитростью сумел убедить альбанцев и римлян, что ви­новником нарушения договора дружбы является вождь Аль­ба-Лонги Меттий. По приказу царя римлян Меттий был схвачен, публично обвинен в предательстве и казнен. Но и этого Туллу Гостилию показалось недостаточным, и он при­казал полностью разрушить Альба-Лонгу, а жителей увес­ти в Рим. Однако жестокая расправа с городом и его вож­дем Меттием разгневала богов: несмотря на попытки Тулла Гостилия умилостивить их, Юпитер поразил его молнией.

Следующим царем Рима стал Анк Марций, внук Нумы Помпилия, унаследовавший мудрость своего великого деда. Он уделял значительное внимание ритуалам и богослужениям, но когда соседние племена стали разорять римские поля, царь напал на них и одержал убедительную победу. Он разрушил многие соседние города, а жителей переселил в Рим. После удачных войн границы римского государства значительно рас­ширились, и царю пришлось построить в устье Тибра новый морской порт — Остию. В правление Анка Марция были по­строены первый мост через Тибр, храм Юпитеру, дарующему победы римлянам; введена специальная церемония — объяв­ление войны другому государству, которая с этого времени неукоснительно соблюдалась. Важным элементом ритуала было обращение к богам и ожидание их ответа. Введение это­го закона снискало славу Анку Марцию, так как отныне заво­евательная политика римлян проводилась как бы с ведома бес­смертных богов. Процарствовав 24 года, Анк Марций умер, оставив после себя процветающий город и добрую славу.

Следующий владыка Рима — Тарквиний Древний — не принадлежал к римским гражданам, а был пришельцем из этрусского города. Во время царствования Анка Марция Тарквиний стал выдающимся общественным деятелем, а после смерти царя произнес речь, в которой выгодно обри­совал собственные заслуги и был избран народом на трон. 38 лет царствовал Тарквиний Древний, и государство про­цветало, но погиб он не на войне и не от старости, а пал жер­твой мести сыновей Анка Марция, отстраненных им от тро­на. Преемником Тарквиния Древнего стал Сервий Туллий, воспитанник старого царя. Возвышение Туллия соверши­лось вновь в обход прямого престолонаследования, хотя в нем активное участие принимала Танаквиль — жена Тарк­виния Древнего. Мудрая царица руководствовалась тем, что Сервий Туллий будет лучшим пастырем римского народа, чем ее собственные сыновья.

Сервий Туллий прославился громкими военными побе­дами над этрусскими городами и законами, регламентиру­ющими жизнь римского государства, но, несмотря на муд­рость и предусмотрительность, царь был убит на ступенях форума. Это преступление совершил сын Тарквиния Древ­него Луций и его жена, родная дочь Сервия Туллия.

Царствование Луция Тарквиния, прозванного Тарквинием Гордым, стало для Рима страшной кровавой страни­цей. Жестокий тиран преследовал многих достойнейших людей города и расправлялся с ними. Не советуясь ни с кем, он объявлял и прекращал войны, нарушал договоры, истреб­лял не только своих противников, но и союзников. Сыновья Тарквиния Древнего отличались жестокостью и веролом­ством. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало насилие Секста Тарквиния, младшего сына царя, над прекрасной и благородной Лукрецией, женой Коллантина. Самоубийство Лукреции, не пожелавшей жить опозоренной, взывало к мести. Восстание возглавил Луций Юний, племянник царя, прозванный за медлительность ума «Брутом» (тупицей). Его семья была уничтожена Тарквинием Гордым, а сам он уцелел, так как притворился челове­ком слабым и недалеким. В речи, произнесенной Брутом перед согражданами, звучали справедливые обвинения про­тив царской семьи. Решением народа Тарквиний Гордый ли­шался власти и изгонялся из города с женой и детьми. Так была уничтожена в Риме царская власть и провозглашена республика. Во главе государства отныне стояли консулы, которые избирались народным собранием на один год. Пер­выми консулами республики стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллантин. Свергнутый царь многократ­но пытался восстановить свою власть, действуя уговорами и подкупом отдельных граждан. Когда был раскрыт заго­вор против республики, выяснилось, что активную роль в нем играли сыновья Брута. Заговорщики были объявлены предателями республики и казнены. На казни присутство­вал Брут, молчаливый и суровый. Следующие попытки вер­нуть себе власть Тарквиний Гордый пытался осуществить при помощи войска этрусков. В первом сражении римляне победили, но от руки сына Тарквиния погиб Брут. Первого героя республики почтили пышной погребальной церемо­нией, имя его стало символом борьбы за свободу отечества. Вторая попытка взять Рим была предпринята при помощи царя этрусков Порсены. Многочисленность врагов поко­лебала защитников Рима, и они обратились в бегство. Эт­русков остановил Гораций Коклес, приказавший разрушить мост и в одиночестве встретивший врага. Когда целый и невредимый герой вернулся в Рим, он был удостоен выс­ших наград, многочисленных даров граждан, а на централь­ной площади города была установлена посвященная ему статуя.

Третьим и последним испытанием для города стала оса­да Рима войском Порсены, которая привела к болезням и голоду. Для того чтобы спасти свой народ, юный Гай Муций решил пробраться в лагерь этрусков и убить царя. По­пытка оказалась неудачной, и он был схвачен. Порсена, тре­бовавший подробных сведений о дальнейших планах римлян, получил решительный отказ юноши. Когда же царь пригрозил сжечь его живьем, Гай Муций подошел к костру и опустил в пламя правую руку. «Знай же, сколь мало це­нят плоть те, кто чает великой славы!» — сказал царю рим­лянин. Порсена, пораженный бесстрашием юноши, отпус­тил его и начал переговоры, а затем снял осаду и вернулся в свои земли. Пойти на такой шаг его заставило известие о том, что триста доблестных римлян поклялись убить его. Муций, прозванный Сцеволой (левшой), удостоился сла­вы и любви сограждан. Так бесславно закончилась послед­няя попытка Тарквиния Гордого вернуть свою власть. Пер­вый консул Брут был провозглашен героем отечества, а для закрепления республиканского правления вступил в силу закон, осуждающий на смертную казнь каждого, кто подо­зревался в стремлении к захвату власти и установлении царского правления.

В эпоху Империи (с 30 г. до н. э.) религиозные пред­ставления существенно меняются. С одной стороны, Август восстанавливает традиции предков, возрождает жреческие коллегии и праздники, строит новые храмы, например храм Венеры и Марса, известный ныне под именем Пантеона.

С другой — получают распространение восточные куль­ты Исиды, Сераписа, Кибелы. И наконец, следует обоже­ствление Юлия Цезаря, состоявшееся в 42 г. до н. э., всего через два года после убийства, когда сенат признал погиб­шего императора божеством, а его культ утвердился по всей Италии. Следующим обожествленным императором стал Октавиан Август. Сначала был объявлен священным день его рождения, а затем, после его смерти, гений императора почитался как государственное божество. Сформировалась и новая жреческая коллегия — августалов, которая отве­чала за все официальные церемонии. Так был создан преце­дент: отныне римские владыки соперничали с богами, а на смену суровым республиканским добродетелям, канонизи­рованным мифологией и историей, пришла вседозволен­ность новой эпохи — эпохи Империи