Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
дипломмм.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
355.84 Кб
Скачать
    1. Осужденные к наказанию без изоляции от общества как социальная категория

Осужденные без изоляции от общества как социальная категория – это лица, попавшие в сложную жизненную ситуацию и не способные ее самостоятельно разрешить3. Практически большинство осужденных можно отнести к таким лицам, поскольку попадание из условий свободы в новую микросреду исправительного учреждения является уже «сложной жизненной ситуацией».

Уголовно-правовая составляющая осужденных говорит об их высоком и постоянно растущем уровне криминальной пораженности. Так, при общем снижении численности осужденных в исправительных колониях с 756,7 тыс. в 2000 году до 721, 1 тыс. (-35,6 тыс. или 9,5%) на начало 2003 года, значительно и стабильно увеличивается доля лиц, отбывающих наказание за убийства (с 92,7 до 103,8 тыс., то есть рост составляет 11,1 тыс. или 8,9 %); грабеж и разбой (+11,7 тыс. или 9,3 %)4. Следовательно, в ИК происходит концентрация наиболее опасных преступников.

Значительна социально-правовая и психическая деформация, педагогическая запущенность: 13,1 % осужденных – хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы, венерические больные. До 40 процентов имеют психические отклонения и даже заболевания в пределах вменяемости5. Снижается образовательный уровень осужденных, особенно молодых людей.

Отчетливо прослеживается тенденция концентрации в уголовно-исполнительной системе (УИС) лиц, характеризующихся комплексом сложных, накладывающихся друг на друга, взаимодополняющих социальных проблем, и являющихся носителями социальных пороков и патологий: болезней (в 2003 году в исправительных учреждениях содержалось 79,4 тысячи (11 процентов от всех осужденных) больных активной формой туберкулеза, 46346 (или более 5 процентов) ВИЧ-инфицированных, то есть каждый пятый инфицированный гражданин является осужденным), алкоголизма и наркомании; инвалидности и ограниченной трудоспособности; социальной неустроенности и дезадаптации (почти 70 процентов осужденных не имеют семей, 56,3 процента составляют лица, бывшие на момент совершения преступления без определенных занятий и законного источника существования, 68,1 тысячи отбывают наказание за совершение преступлений при особо опасном рецидиве, более половины всех содержащихся в УИС (364,7 тысячи) отбывают наказание в местах лишения свободы два и более раз, что свидетельствует об устойчивости асоциальных установок поведения, доминировании криминального опыта и способов разрешения собственных проблем6.

Таким образом, личность конкретного осужденного, общности осужденных (группы, коллективы, бригады, классы, отряды) как носители социальных проблем и их среда – основные объекты пенитенциарной работы. Тройственность объекта пенитенциарной работы в УИС предполагает глубокие внутренние взаимосвязи личности, общностей и среды осужденных. Они характеризуются спецификой, высокой степенью сложности, большим негативным и незначительным позитивным потенциалом для успешного самостоятельного разрешения собственных социальных и облегчения положения, сложившегося в период отбывания наказания.

Несмотря на наличие общих черт и свойств, объект пенитенциарной работы неоднороден и с целью определения оптимальных путей дифференцированной помощи, поддержки, защиты может быть разделен на группы по различным основаниям. Например, по степени выраженности социальных проблем и способности самостоятельно разрешать их некриминальным способом может быть выделена группа осужденных высокого риска. В нее включаются инвалиды, пенсионеры, молодые осужденные, переведенные из воспитательных колоний; женщины, имеющие детей до трех лет; больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью; не имеющие определенного места жительства; осужденные, подвергающиеся постоянному физическому и психическому насилию (притеснению) некриминального характера. Это категории наименее защищенных людей, имеющих, как правило, комплекс взаимосвязанных социальных проблем, особых нужд, представляющих угрозу для их равноправного существования в ИУ, разрешить которые самостоятельно они не могут. Эти осужденные нуждаются в различных видах постоянной помощи (материальной, морально-психологической, медицинской, юридической, пенитенциарно-педагогической и иной), поддержке, защите. Пенитенциарная работа с ними является приоритетной и обязательной, она приобретает характер сопровождения и даже комплексного обслуживания с привлечением медиков, психологов, воспитателей, представителей местных органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что некоторые из социальных проблем личностного уровня (инвалидность, старость, притеснения и другие) по объективным причинам, разрешить окончательно невозможно, поэтому реабилитационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах.

Вторую группу составляют осужденные, имеющие несколько социальных проблем объективно разрешимого свойства (распавшаяся семья, отсутствие профессии или невозможность заниматься определенным видом деятельности, неблагоприятное микроокружение и т.д.). Для этого после проведения социальной диагностики необходимо включение осужденного в общественно полезные виды деятельности, восстановление различными путями позитивных связей с родственниками, целевое консультирование о способах преодоления трудностей, периодическая поддержка и актуализация личностных ресурсов по самосовершенствованию.

В третью группу включаются лица, имеющие кроме осуждения одну или несколько несложных социальных проблем, как правило, возникающих и преодолевающихся в период отбывания наказания. К ним относятся необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания), пенсий, страховок; содействие в устройстве на работу, поступление на учебу и продолжение образования в вузах; восстановление родительских прав, установление опеки; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, помилования, условно-досрочного освобождения; содействие в получении необходимых медикаментов, очков, протезов, а также специализированном лечении. При этом специалист по пенитенциарной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осужденного.

Еще одну (четвертую) группу осужденных составляют лица, не имеющие сложных социальных проблем, кроме осуждения или содержания в местах лишения свободы, или способные преодолеть их самостоятельно. Будучи самодостаточными людьми, они часто входят в секции социальной помощи самодеятельных организаций осужденных, либо проводят волонтерскую социальную работу по принципу «равный помогает равному» с другими лицами, нуждающимися в непрофессиональной помощи. Пенитенциарная работа с этой группой осужденных может быть сведена к формированию и содействию в реализации перспективных жизненных планов, а также стимулированию позитивного развития и готовности к полноценной жизни на свободе.

Кроме предложенной выше классификации, осужденные могут быть дифференцированы и по другим основаниям, в соответствии с которыми определяется групповая технология работы.

В зависимости от уровня криминальной пораженности, других психолого-педагогических, социальных особенностей и соответствующих вида и условий отбывания наказания: осужденные к наказаниям без изоляции от общества; отбывающие наказание в колониях-поселениях; в воспитательных колониях; исправительных колониях; тюрьмах; исправительных колониях для пожизненно лишенных свободы. Пенитенциарная работа различается и на различных этапах: в период предварительного следствия и содержания под стражей; в процессе отбывания наказания в ИУ (адаптационный период – пребывание в карантине, основной этап, заключительный, связанный с интенсивной подготовкой к освобождению), постпенитенциарный период, предполагающий реадаптацию и социальную реабилитацию на свободе.

Таким образом, в исправительных учреждениях присутствуют среди объектов пенитенциарной работы несколько категорий осужденных:

- те, кто объективно нуждается в социальной помощи и поддержке, не инициирует эту помощь, но и не отказывается от нее в случае ее представления,

- те, кто объективно нуждается в социальной помощи, но отказывается от контакта и сотрудничества с социальными работниками,

- наконец, те, кто в качестве добровольного клиента сами инициируют оказание им социальной помощи и поддержки.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрены еще две обязательные категории осужденных, с которыми обязаны работать соответствующие специалисты:

- осужденные, прибывающие в ИУ и находящиеся в карантине,

- освобождаемые осужденные, которых необходимо по специальным программам подготовить к жизни на свободе, помочь им в бытовом и трудовом устройстве, социальной реадаптации.

Что касается второй категории, то в случае письменного отказа от помощи в бытовом и трудовом устройстве социальная работа с ними сводится к минимуму – оформлению необходимых документов.

С учетом местных особенностей, сложности оперативно-служебной обстановки по решению руководства исправительного учреждения в качестве обязательных объектов социальной работы могут быть выделены и другие категории осужденных: например, лица, склонные к суициду, имеющие психические аномалии, являющиеся злостными нарушителями режима. Однако, представляется, что названные категории лиц в большей степени нуждаются в комплексной помощи социальных педагогов, медиков и психологов, чем социальных работников.

Отбывание наказаний осужденными без изоляции от общества соответствует принципу гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве. Данный принцип в Уголовно-Исправительном Кодексе РФ по сравнению с ранее действующим Исправительно-Трудовым Кодексом РСФСР воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражающая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, a также развития их полезной

инициативы.

Реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) в направлении гуманизации условий отбывания наказания, совершенствования законодательства, предоставляющего осужденным расширенные права, в том числе, на получение психологической помощи, предполагает изучение и учет в пенитенциарной практике индивидуально-психологических особенностей различных категорий преступников.

Личность осужденного нужно рассматривать как интегральное качество человека, который выбрал и совершил те или иные преступные действия для удовлетворения своих потребностей вследствие присущих ему индивидуально-психологических особенностей, социальных установок и был приговорен судом к различным видам наказания.

Оно включает в себя взаимосвязанный комплекс социально-демографических, уголовно-правовых, пенитенциарных, социально-психологических и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение индивида, характеризуют его общественную опасность, а также могут способствовать объяснению причин его совершения. Понятие личности осужденного в определенной степени имеет условный и формальный характер, поскольку отнесение определенных действий к числу криминальных и уголовно-наказуемых зависит от законодателя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]