Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
165.89 Кб
Скачать

3. Типология личности в трудовой деятельности

Личность в совокупности ее черт ярко проявля­ется в трудовой деятельности. Существует множе­ство типологий личности. Рассмотрим прежде всего общую типологию, безотносительно к какой-либо профессиональной деятельности. Ее автор, Э. Шпрангер, утверждает, что каждая личность по преимуще­ству своему относится к одному из шести типов.

1. Теоретический человек Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть в проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозмож­ности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое уби­вает его. Он изнуряет себя как психологическое су­щество ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания — истина любой ценой. Мир для него — это бесконечное производство сущ­ностей и система отношений зависимости. С помо­щью этого представления он преодолевает зависи­мость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охва­тывает целые эпохи; погружаясь в них, он связыва­ет прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечнос­ти, светящейся в непреходящей ценности его истин. В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он со­единяет в себе предметность, необходимость, всеоб­щую закономерность и логику. В наиболее естествен­ном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предваритель­ные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности.

2. Экономический человек Экономический человек — это не обязательно человек, связанный с производством. В самом об­щем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ста­вит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием эконо­мики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

3. Эстетический человек Произведение искусства может родиться только в душе эстетически переживающей: лишь из внут­реннего видения вырастает непосредственно данный созерцанию предмет искусства, и лишь из внутрен­него ритма души рождается музыка. Эстетический человек обладает собственным органом миропони­мания: особой способностью предвидения или про­никающей интуицией. Для теоретика люди подоб­ного сорта — мечтатели, романтики. Для последне­го природа представляет собой систему функцио­нальных уравнений или комплекс понятийно опре­деляемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический идеал противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен всегда перед лицом экономических ус­ловий жизни.

4. Социальный человек Для социального поведения характерен особый акт, а именно обращенность к чужой жизни и чув­ство себя в другом. Особая жизненная форма, кото­рую мы назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становит­ся ведущей жизненной потребностью. Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим явля­ется не социальный момент, а какие-то другие, на­пример, экономические или политические. Соци­альная направленность в своем высшем проявле­нии — это любовь. Она может быть основополагаю­щим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ве­дущей потребности, определяющей все индивидуаль­ное бытие. Отдельный человек становится предме­том любви как средоточие ценностей. Можно лю­бить другого человека, потому что в нем открыва­ются ценность истины или красоты, или святости.

5. Политический человек Людей, ведущей ценностью которых является власть, Шпрангер называет политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, и не яв­ляются политическими в прямом смысле. Можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в жизни без руко­водства. Они несамостоятельны в своих вкусах, дей­ствиях, суждениях, мировоззрении. Особый тип эта форма жизни образует, когда потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и под­ражании другому. Наряду с физическими и духов­ными политическими натурами политическими яв­ляются люди, ориентирующиеся на традиции.

6. Религиозный человек Религиозный человек — это тот, чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Из определения сути религиозности следует, что име­ются три основные формы религиозного типа, тре­тья из которых на самом деле находится между двумя остальными и имеет еще целый ряд более четких проявлений. Различение проводится на ос­новании того, в каком отношении находятся ценно­сти к общему смыслу жизни: позитивном, негатив­ном или смешанном (как позитивном, так и нега­тивном). Если все жизненные ценности пережива­ются как стоящие в позитивном отношении к выс­шему смыслу жизни, мы имеем тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отно­шение, то возникает тип трансцендентального мис­тика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая ре­лигиозная натура.

Исполнительская деятельность работника, ука­зывают С. И. Самыгин с сотрудниками, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, описывается исследователями семью психологичес­кими характеристиками (шкалами):

1) целенаправленность — бесцельность;

2) мотивированность — незаинтересованность;

3) самостоятельность — зависимость;

4) организованность — стихийность;

5) ответственность — безответственность;

6) компетентность — некомпетентность;

7) творчество — рутинность.

По этим шкалам можно составить психологи­ческие «профили» исполнителей и путем качествен­ного анализа выделить наиболее типичные.

Основными из них являются:

1) творческий тип исполнителя, самостоятельный, компетентный, ищущий;

2) сверхнормативный-целенаправленный, заин­тересованный, организованный;

3) регламентированный (наиболее распростра­ненный);

4) пассивный;

5) «преобразовывающий» указания руководителя;

6) низкомотивированный;

7) уклоняющийся тип исполнителя;

8) трудноуправляемые исполнители.

Среди трудноуправляемых служащих выделя­ют разновидности:

—ленивые: просто работают недостаточно;

— «злые»: «загрязняют» свои отношения с людь­ми раздражительностью и вызывающим поведением;

—беспомощные: так стремятся не потерпеть не­удачи, что обязательно ее терпят;

— эмоциональные: слишком купаются в своих чувствах;

— аморальные: ради собственного удовольствия используют людей и системы и наносят им ущерб;

—занимающие оборонительную позицию: воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;

— ожесточенные: «носятся» со старыми обидами;

— уклоняющиеся: активно избегают света;

— бесчувственные: их не трогают окружающие;

— неумные: делают неверные или ограничен­ные умозаключения;

— самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;

— запуганные: ограничивают свои потенциаль­ные возможности, опасаясь неизвестно чего.

Стремление к творчеству характерно для мно­гих людей.

Творческую личность отличает:

1. Открытость ума.

2. Отсутствие конформизма.

3. Напористость, склонность к самоутверждению.

4. Стремление работать «по своему расписанию».

5. Способность к напряженной работе в течение длительного времени.

6. Желание и вкус к рассмотрению иррациональ­ных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественному».

7. Склонность к работе с неясно определенными, запутанными и двусмысленными проблемами.

8. Отсутствие уважения к строго установленным правилам и нормам.

9. Любовь к свободной «игре идей», даже если это занятие окажется впоследствии пустой тратой времени.

10. Значительно больший интерес к неизвестно­му, чем к тому, что известно.

11. Терпимость к ситуациям неопределенности.

12. Потребность в новых, необычных впечатле­ниях.

13. Потребность в свободе, в частности, в свободе выбора исследовательской тематики.

14. Склонность к юмору.

15. Уровень интеллигентности, превышающий средние показатели.

В отличие от людей творческих ремесленники — люди, которые ждут постоянных указаний от руко­водителей и делают только то, что им скажут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Эту категорию людей можно встретить на лестничных площадках в местах курения, обнаружить в рабочее время в мага­зине. Выполняют они рутинную работу — машино­пись, калькирование, курьерские функции и т. п.

Эти типы хорошо накладываются на социальные и межличностные роли, который данный человек играет. Определив типологическую роль партнера по общению, руководитель может выбрать правиль­ные действия.

Психологи описывают следующие роли сотруд­ников организации.

Ломака. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно чтобы их долго обхажи­вали. При первой встрече не имеет смысла требо­вать от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время.

Любитель решать все с ходу. В противополож­ность Ломаке человек этой категории должен не­пременно принять решение к концу встречи. Если партнер намерен и дальше иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотел бы уклоняться, ему приходится вступать в борьбу, потому что «Любитель решать все с ходу» будет вынуждать его ответить «Да» или «Нет», просто, чтобы покончить с этим делом.

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь внимани­ем и заботой о партнере, выуживает какие-то сведе­ния, а сам ничего взамен не сообщает, а если и вы­дает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мне­ния, которыми с ним делились, он способен исполь­зовать по своему усмотрению.

Наставник. Наставник действительно заботит­ся об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Этим качеством с успехом пользуются другие люди, хотя Наставник бывает навязчив, склонен к мора­лизаторству и доминированию.

Хвастун. Коллегам и руководству приходится терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях Хвастуна на личном фронте и про­фессиональном поприще. Хвастуна нужно выслу­шать, похвалить и перейти к делу, которым пред­стоит заниматься.

Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить коллегам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним накануне. Ему нужно проявить сочувствие, поддержку, не осуждать его, однако и не терять бдительности: Рассказчик имеет тенденцию распускать слухи и передавать сплетни. Ему нельзя поверять тайны.

Предназначение и привязанность Ударников — это работа, так что руководителю часто приходится слышать, что они «работают как проклятые». К это­му нужно относиться сочувственно и выразить восхищение их преданностью делу. Не стоит доиски­ваться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людь­ми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты.

Доморощенный Психолог. Этому надо непрерыв­но анализировать все, что другие люди говорят или делают. Такому человеку нужно подтверждение его домыслов, поэтому достаточно подыграть Доморощен­ному Психологу, сказав что-нибудь в таком духе: «До чего вы проницательны!» или «Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог!».

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи, и теперь испытывает по­требность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, переска­зывающие историю своего взлета, хотят во что бы то ни стало поделиться и научить других, поэтому все должны спокойно сидеть и, возможно, даже почерп­нуть что-то полезное.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностя­ми. Если общаясь с подобным субъектом, коллега будет выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость, поэтому нужно терпеливо слушать и соглашаться, что в жиз­ни порой приходится бороться. При этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнан­ным, как собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторож­ным. Следует следить за своей речью, чтобы не сказать что-нибудь такое, что он может превратно ис­толковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи одеваться нужно строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Озабоченный или Озабочен­ная стремятся выглядеть как сексуально привлека­тельный объект и любую, даже невинную шутку могут обернуть как сексуальное домогательство.

Манипулятор. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю, пытается манипулировать любой фразой, любой си­туацией. С ним необходимо сохранять спокойный и приветливый тон. Основную свою задачу Мани­пулятор видит в том, чтобы произвести некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять Манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Г. Гибш и М. Форверг указывают, что в психологии существуют две основные модели социальной роли:

1) социальная роль определяется как сумма ожиданий, которые группа вкладывает в носителя определенной позиции группы;

2) социальная роль является шаблоном поведе­ния для определенных позиций, который должен быть сформирован носителем таких позиций в кон­кретном поведении в соответствии с его собствен­ными возможностями.

Процесс «очеловечивания» роли, по мнению не­мецких исследователей, включает по меньшей мере три составляющих:

1 — ЧТо личность должна привнести в роль (ис­ходя из требований роли как схемы поведения);

2 — что личность может привнести в роль (ис­ходя из индивидуальных характеристик);

3 — что получается на деле (как результирую­щая первых двух составляющих).

Исполнение роли в значительной степени зави­сит от социальных ожиданий. Это относится как к роли руководителя, так и к роли исполнителя. Со­циальные ожидания, или экспектации, — система требований относительно норм исполнения инди­видом социальных ролей. Экспектации представ­ляют собой разновидность социальных санкций, упо­рядочивающих систему отношений и взаимодей­ствий в группе. В отличие от официальных предпи­саний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе экспектации носят нефор­мальный характер. Две основные стороны соци­альных ожиданий — право ожидать от окружаю­щих поведения, соответствующего их ролевой пози­ции, и обязанность вести себя соответственно ожи­даниям других людей. Например, в кризисной си­туации подчиненные ждут, что руководитель пред­ложит нечто такое, что выведет людей из данной ситуации, и руководитель обязан это сделать.

Различают экспектации предписывающие, опре­деляющие должный характер исполнения индиви­дом роли, и экспектации предписывающие, опреде­ляющие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей субъек­та и конкретной ситуации.

И роли, и типология личности в значительной степени задаются самим человеком в зависимости от того, каким он хочет себя видеть, что ценит, чем хочет заниматься и каким себя представляет в пер­спективе. Иными словами, каждый человек в своей жизнедеятельности реализует определенную стра­тегию жизни. Руководитель, реализующий подобную стратегию, склонен к преуспеванию, в связи с этим часто при­нимает рискованные решения, которые могут обер­нуться конфликтами, производственными травмами и прочими негативными результатами непродуман­ных действий. Он импульсивен, направлен на раз­решение проблемы любой ценой, имеет сильную тен­денцию к доминированию. Одновременно он «жи­вет» в организации или проекте, предлагает нетри­виальные решения и берет ответственность на себя.

Подчиненный, реализующий подобную страте­гию, — явный или скрытый карьерист, имеющий тенденцию расталкивать локтями сослуживцев, вы­делиться, показать, на что он способен. Иногда из таких подчиненных вырастают лидеры, способные перерасти своих начальников.

3. Стратегии жизненной самореализации. Они включают:

—перцептивные ориентации: красивая, гармо­ничная, творческая жизнь, близкая по своему содер­жанию к художественному искусству;

—смысложизненные ориентации: свободное творчество и развитие собственных духовных и фи­зических сил; самосовершенствование, достигаемое посредством изменения жизненного пространства;

— ценностные ориентации: стремление к лич­ностной автономии и творческому состоянию; склон­ность к постоянному поиску альтернатив и углуб­ленному самоанализу; избирательное отношение к окружающим; плюрализм жизненной позиции;

—нормативные ориентации: отсутствие четких и строго установленных правил при соблюдении общепринятых норм и ограничений; уважительное отношение к свободе и образу жизни других людей;

— целевые ориентации: ограниченное исполь­зование целеполагания как инструмента конкрети­зации и практического воплощения жизненных смыслов.

Руководитель, реализующий данную стратегию, как правило, харизматическая личность, способная вести за собой благодаря не только профессиональ­ной подготовке, но и незаурядным личным каче­ствам. Такой человек видит проблему в перспекти­ве, принимает стратегические решения, лишь в не­значительной степени опасаясь, что плоды его тру­дов могут пожинать другие люди.

Подчиненный, реализующий данную стратегию, это идеальный сотрудник, потому что у него есть видение проблемы, над которой он работает, и лю­бовь к делу, которому он служит. Но так бывает толь­ко тогда, когда его труд соответствует представлени­ям данного человека о смысле жизни. В против­ном случае, когда труд является рутинным, такой подчиненный способен найти «отдушину» в другой сфере жизни, пренебрегая профессиональными обя­занностями и не всегда выполняя их достаточно добросовестно.

Сфера распространения типа стратегий опреде­ляется уровнем социально-экономического и куль­турного развития общества, а также способом про­изводства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влия­нием традиций, идеалов, верований.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]