Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольный текст Браслав ч 1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
473.6 Кб
Скачать

Берег Западной Двины

С высоты птичьего полета место слияния левого притока Западной Двины – Дисны с Двиной кажется сказочным уголком природы. Создается впечатление, что мы в городе и на природе одновременно. Мы находимся на берегу Зап. Двины в центре г. Дисны. Это здесь строился город по регулярному плану немецкого архитектора Хедеманна после 1569 г. Старостой в Дисне в те годы был "рыцарь и военник добрый" Баркулаб Иванович Корсак. Окинем взором городскую застройку, попробуем представить, как Дисна выглядела в средневековье.

Исторически в Дисне сложилось два центра: один на левом берегу Дисны: административный – с ратушей, торгово-ремесленнической площадью, а другой – на правом берегу реки, где была владельческая резиденция. Начнем реконструкцию административного центра. Это та часть, где мы теперь находимся. Согласна плана Хедеманна, творчески развившему в Дисне западноевропейскую градостроительную мысль с учетом местной специфики, город создавался в ограниченных природных условиях. С трех сторон его омывали реки – Зап. Двина и Дисна, которую местные жители ласково называют Дисенка.

В центре размещалась Г-подобная в плане площадь, от которой в трех направлениях параллельно расходились ряды улиц. Они располагались так, что это обеспечивало связь их с центром и пристанями. Среди них выделялись две главные магистральные улицы. Одна из них шла к замковому острову и называлась Замковая – теперь Юбилейная. Именно по ней мы приехали на берег Двины. Другая шла к Воскресенской церкви и называлась Духовская, позже – Воскресенская, а теперь это ул. Кирова.

Главная площадь была сердцем города, на ней находились только наиболее значительные учреждения – ратуша, правовославный Воскресенский монастырь. Остальное пространство было занято торговыми рядами. Как и в западноевропейских городах, в Дисне пространство храма и рынка – понятие социальной антропологии, находились в единстве.

Все улицы города имели названия. Как и в Европе, они получили наименования в средневековье, с XVI в. и позже они назывались по занятиям жителей, их именам, по географическим признакам: Въездная, Пробойная, Замковая, ля паркана, за парканом, Нарбутовская, Шишовская, Дорошковская. Духовская проходила возле церкви. Названия Красная, Кохановская, Земянская имеют разные объяснения, но каждая улица получила свое название не зря.

Дисненская городская топография имела свои особенности из-за ограниченного пространства: ни один храм не находился на главной площади. Например, францисканский монастырь, существовавший с 1630 г., находился на самом опасном участке – непосредственно в городской стене, на берегу Двины. Более престижным было положение парафиального костела – его здание находилось под стенами православного монастыря. Такое расположение костел получил только потому, что строился по приказу Стефана Батория. Все храмы тогда были деревянными. Еще одной особенностью городской застройки было то, что, в отличие от других городов Беларуси, здесь почти отсутствовали огороды. Дома стояли плотно друг к другу и только в периоды пожаров появлялось свободное пространство между ними.

В Дисне не обнаруживаются следы варягов, хотя этот город был торговым, ведь стоит он на Зап. Двине, которая была оживленной и бойкой дорогой международного значения, частью грандиозного транснационального коридора – пути "из варяг в греки".

Но в Дисне торговля развивалась в более позднее время, когда монополией на эту деятельность владела Рига. Ведущей отраслью городского хозяйства Дисны являлась торговля. Но занимались ей не все жители города, а только наиболее состоятельная их часть, так называемый патрициат. Это те люди, которые в середине XVI в. эмигрировали из Полоцка, спасая свои деньги и род занятий от Ивана Грозного. До этого в Дисне капиталы отсутствовали. Благодаря пришлому населению изменился даже герб – им стал трехмачтовый корабль – символ торговли, как в Полоцке.

Основным источником капитала была торговля с Ригой пенькой, льном и зерном. Торговля зависела от весеннего и осеннего подъема воды в Двине. И вот в эти периоды сотни разнокалиберных судов устремлялись к Риге. Команда на струги-корабли набиралась из жителей города, кормчим мог быть только сын или внук кормчего. Искусство провода судов по реке, полной разных опасностей, передавалось исключительно по наследству.

Перед спуском судна хозяин его благословил каждого кормчего хлебом-солью, иконой и деньгами. Хлеб-соль предназначались на принесение дани реке. Команде запрещалось в пищу употреблять хлеб-соль. Нарушивший запрет становился врагом реки. Христианская молитва и языческое приношение реке считались гарантией успешного дела.

Однако река была коварной. Часто струги из Витебска и Полоцка разбивались о камни Никольских поргов, что и теперь существуют перед Дисной. Пороги имели достаточно интересные названия: Разбойник, Камень-Михалка, Никольская головка, Близняки, а чуть ниже замкового острова еще существовали две мели – Мливо и Собачья голова. Названия, как видно, носят негативную окраску. А еще в реке были т.н. "Борисовы камни" с надписями. Возможно, это краткая молитва-просьба о спасении купцов, обращенная к Богу от князя Бориса.

Кроме природных препятствий, на реке были известны частые злоупотребления рижских купцов, которые были монополистами в торговле. Они не пускали наших купцов на просторы Балтики, а европейских – в сторону Полоцка. И тем не менее, торговля развивалась. Во 2-й пол. XVII в. в Дисне была таможня, где досматривались товары, идущие по Двине в сторону Риги и обратно. Двинской торгновлей занимался очень ограниченный круг лиц – несколько фамилий.

В нач. XVII в. в городе стали объединяться в цеха представители 9 профессий: кузнецы, маляры, швейники, слесари, ткачи, гончары, столяры, кожевенники, а некоторые действовали без цеховых организаций – ювелиры, водовозы, извозчики, печатники и музыканты. Цеха – это не только объединения по экономическому принципу, они еще выполняли и роль военных отрядов. Для небольшого города как Дисна число профессий и цехов было велико и нетипично. Известно, что в Минске в XVIII в. было 10 цехов, в Пинске – 4, Слуцке – 5, Бобруйске – 7. Ремесленному буму в Дисне способствовало торговое значение города и наличие в нем потенциальных покупателей.