Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текст общ изм1.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
637.95 Кб
Скачать

4.4. Рождение в воду

Роды у эректусов оказались тесно связанными с водой. Рождение в воду обеспечивало безопасность, как для самки, так и для новорожденного детёныша. Однако, чтобы такие роды стали возможными, необходим был целый ряд анатомо-физиологических преобразований (в первую очередь – для детёныша). Рассмотрим их поподробнее. Что нужно для успешного рождения?

Во-первых, отсрочить первый вдох. Попытка вдохнуть, находясь под водой, заполняет ею лёгкие, что никак не облегчает газообмен. Вдох наступает только тогда, когда лицевая часть головы детёныша впервые показывается над водой. Это может произойти далеко не сразу после родов. Детёныш остаётся связанным с матерью через пуповину, и по-прежнему получает через неё кислород и питательные вещества. Только когда возникают необходимые условия, самка отгрызает пуповину и детёныш начинает дышать полностью самостоятельно. До этого момента вентиляция лёгких играет скорее вспомогательную роль.

Во-вторых, чтобы сделать возможным вдох, детёныш должен подняться к поверхности. Для этого он осуществляет сложную совокупность движений туловища и конечностей, скоординированную относительно положения головы. В свою очередь, положение головы определяется функционированием сложной системы рефлексов (в первую очередь – «лабиринтного рефлекса установки головы», как его называют в физиологии). Совокупность движений имеет плавательный характер и обеспечивает выныривание детёныша на поверхность.

Отметим, что «сухопутные» роды, свойственные современному человеку (и существующие, по эволюционным меркам совсем недавно), крайне травмогенны и для матери и для ребёнка. Акушеры, присутствующие в момент родов, требуют от ребёнка вдыхать немедленно после появления на свет. Это никак не связано с воздействием сменяющих друг друга воды и воздуха, что служит естественным сигналом для вдоха. Двигательная координация относительно положения головы не позволяет осуществлять движения конечностей, поскольку ребёнок распластан силой тяжести и движения оказываются беспорядочными. Голова не может быть установлена вертикально в поле силы тяжести – архимедова сила воздуха недостаточна для её удержания. В результате удивительная по красоте пластика движений новорожденного превращается в судорожные подергивания.

В последнее время во всём мире набирает силу движение за «водные роды». В разных странах появляются клиники, предлагающие своим клиенткам услуги по родам в воду, и каждая клиника рекламирует себя как первооткрывателя этого феномена. Между тем, справедливость требует подчеркнуть, что безусловный приоритет открытия принадлежит российскому (советскому) исследователю Игорю Борисовичу Чарковскому, изучающему эту проблематику уже более сорока лет.

Детёнышу, рождающемуся в воду, необходим ещё целый ряд физиологических механизмов, но мы не будем останавливаться подробно на их описании.

Посмотрим, что происходит после родов. Самка отгрызает пуповину и даёт детёнышу возможность сосать молочную железу. После того, как он насыщается первый раз и перестаёт сосать, самка отправляет его, как и любого примата, себе на спину. Здесь возникает проблема: за что держаться? Если, как у всех приматов, за шерсть на спине, то, во-первых, эта шерсть очень слаба (как мы говорили, она редуцирована), а во-вторых, любая попытка самки нырнуть за пищей будет топить детёныша. Кроме того, детёныш будет мешать самке двигаться под водой. Единственный выход из этих затруднений – держаться за волосы. Для этого они должны быть достаточно длинными. Тогда детёныш будет держаться за волосы, пока самка ныряет. В этой ситуации более длинные волосы дают самке больше возможностей для пищедобывания. Поэтому у всех потомков эректусов (в отличие от всех остальных млекопитающих) самки имеют более длинные волосы, чем самцы69.

Для того чтобы держаться за волосы, детёнышу необходим «хватательный рефлекс». Раздражение ладонной поверхности у любого детёныша примата вызывает сокращение мышц кисти, но у эректусов этот эффект выражен гораздо сильнее – ему необходимо держаться за мокрые волосы. В то же время, при погружении самки в воду детёнышу необходимо оставаться на поверхности. Чем ближе к кончикам волос детёныш будет держаться, тем больше свободы будет у самки. Однако когда самка вынырнет, держаться за кончики волос будет неудобно и детёнышу, и самке. В результате формируется довольно сложная координация: ослабление натяжения волос, зажатых в кулаке у детёныша (самка в это время ныряет, детёныш оказывается целиком в воде, вес тела снижается, и он слабее тянет своим весом за волосы), приводит к расслаблению мышц кисти. Последующее увеличение натяжения (при выныривании самки детёныш начинает выходить из воды и тяжелеет) вызывает комплекс «лазающих» движений, поднимающих детёныша вверх по волосам до затылка. При этом детёныш «болтается» на кончиках волос при движении самки. Когда амплитуда раскачивания убывает (детёныш долез до верха), «лазающие» движения прекращаются и сохраняется постоянный высокий тонус мышц кисти, удерживающий детёныша висящим на спине.

Когда самка кормит детёныша, ей трудно осуществлять пищедобывание. Но кормиться детёнышу, живущему в воде, нужно довольно часто. Возникает необходимость организовать кормление детёныша во время движения. Для этого детёныш должен сидеть на спине, чтобы не мешать самке идти. В этом варианте грудные железы детёныш может сосать, только если они достают до спины. Самки эректусов (и их потомков) выделяются (на фоне всех остальных млекопитающих) своими вытянутыми грудными железами, направленными вбок («под мышку»). Голова детёныша в процессе сосания лежит щекой на спине, что обеспечивает максимальное удобство сосания. Поджатые нижние конечности обеспечивают амортизацию колебаний, возникающих при шагании самки, и в то же время формируют собственные шагательные движения.

Висение на волосах продолжается примерно два месяца, после чего детёныш начинает самостоятельно выбираться из воды и на четвереньках ползать по берегу. До этого возраста самка не только выступает для детёныша в качестве источника пищевых ресурсов, но и сама питается хуже. Когда детёныш начинает жить относительно самостоятельно, самка вновь приобретает возможность взаимодействовать с самцами. Отметим, что разные самки делают это по-разному. Как именно?