Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 39.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
151.04 Кб
Скачать

Глава 39. Концепция постмодернизма Лиотара и Бодрийяра 935

мени тасадай, мумии Рамзеса II и семьи Лудов, которые были предметом документальных фильмов в США.

Индейцы тасадай были обнаружены в затерянном уголке Филиппин, антропологи начали их изучать. Однако правитель­ство решило, что изучение может разрушить традиционную культуру тасадай, и вернуло это племя к изоляции от современ­ной цивилизации. Таким образом, они были превращены в си­муляцию, модель первобытного общества. Они не столько бы­ли возвращены к своему первоначальному и естественному со­стоянию, сколько стали представлять для западного общества

все примитивные народы.

Ученые также разрушили первоначальное состояние мумии египетского фараона Рамзеса П. Будучи раз перенесенной со своего первоначального места и помещенной в музей, она на­чала рассыпаться, и надо было применить научные методы, чтобы попытаться сохранить ее. Одновременно, однако, мумия изменилась, и ее аутентичность разрушилась.

Семья Лудов была разрушена аналогичным образом. Вы­бранная в качестве «типичной» калифорнийской семьи, она стала объектом 300 часов фильмов, и ее жизнь была показана по всей Америке. Во время этого процесса семья распалась и раз­личные члены семьи пошли своими путями. Было это следстви­ем вмешательства телевидения или нет, но семейная реальность неизбежно изменилась благодаря тому факту, что домочадцы стали объектом публичного спектакля. Попытки «сфотографи­ровать», «снять» реальность неизбежно ведут к ее трансформа­ции, иногда разрушению. Таким образом, наука и телевидение «снимают» прежде всего имиджи вещей, а не сами вещи.

Бодрийяр был весьма пессимистично настроен в отношении последствий такого рода событий. Если стало невозможным за­фиксировать реальность, значит, так же невозможно изменить ее. Он рассматривал общество как «взрывающееся вовнутрь» и становящееся подобием черной дыры, в которой невозможно избежать обмена знаками, не имеющими реального смысла.

По мнению Бодрийяра, нельзя сказать, что власть распреде­лена неравномерно: она просто исчезла. Никто не может вос­пользоваться властью для изменения хода вещей. Если прези­дент Кеннеди был убит, поскольку он мог воспользоваться ре­альной властью, то Дж. Джонсон, Р. Никсон, Дж. Форд и Р. Рейган были просто марионетками, не имеющими ни малей­шего шанса изменить Америку или любую другую часть мира.

936 Раздел V. Современная зарубежная теоретическая социология

С концом реального и его заменой симулякрумами, окончани­ем эффективной власти мы все попали в ловушку наподобие виртуальной тюрьмы, лишившей нас свободы изменять вещи и приговорившей нас к неотвратимому обмену бессмысленными знаками.

Таким образом, Ж. Бодрийяр отличается от Ж.-Ф. Лиотара тем, что рассматривает людей как попавших в определенного рода ловушку безвластной униформности, а не как освобож­денных с помощью плюрализма и разнообразия. Бодрийяр был еще более неопределенен, чем Лиотар, в объяснении того, как наступает эра постмодерна. Однако он придавал особое значе­ние СМИ, особенно телевидению. Он писал о растворении жизни на телевидении: «телевидение следит за нами, телевиде­ние отчуждает нас, телевидение манипулирует нами, телевиде­ние информирует нас»1.

Представляется, что именно телевидение главным образом ответственно за наступление ситуации, когда имидж и реаль­ность уже неотличимы друг от друга.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]