Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП общая часть.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
20.11.2018
Размер:
580.59 Кб
Скачать

22.3. Пределы и порядок назначения конфискации

Наиболее оживленные дискуссии ведутся сегодня вокруг пределов применения конфискации.

Одни авторы критикуют расширительную сферу применения конфискации имущества225, другие предлагают ввести еще ряд статей Особенной части УК РФ, где возможно применение конфискации226. Анализ перечня составов в ч.1 ст.104.1 УК РФ, позволяет констатировать серьезные недостатки в подходе законодателя к определению круга преступлений, где может быть реализована конфискация.

Конфискация как наказание до её отмены в 2003 г. устанавливалась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Сегодня конфискация имущества предусмотрена за совершение 15 преступлений небольшой тяжести, 28 преступлений средней тяжести, 37 тяжких преступлений и 36 особо тяжких преступлений. Более того, позиция законодателя выглядит непоследовательной, когда возможна конфискация за менее тяжкие преступления, предусмотренные одной статьей УК РФ (например, не подлежит конфискации имущество при совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.126, ч.3 ст.141, ч.3 ст.142 УК РФ).

Как известно, конфискация имущества была восстановлена в Уголовном кодексе РФ в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и принятием Закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Однако, в перечень преступлений, за которые возможно применение конфискации имущества, не вошли преступления, которые могут иметь террористическую направленность, например хищение либо вымогательство ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ).

Оказались «забытыми» многие преступления, бесспорно приводящие к получению денег, ценностей и иного имущества, а также доходов от этого имущества, такие как незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация имущества, приобретенного преступным путем, незаконное использование товарного знака, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, незаконная охота, незаконная добыча водных животных и растений и ряд других.

В литературе отмечено, что «не совсем ясно отсутствие возможности конфискации имущества и (что даже важнее) доходов, полученных в результате «изначально» корыстных преступлений против собственности (кроме хищения предметов, имеющих особую ценность — ст. 164 УК) и не ставших ни предметом криминальной легализации, ни имуществом, возвращаемым потерпевшему»227. В обоснование позиции законодателя по данному вопросу в научной литературе высказывалось мнение, что не включение хищений чужого имущества в число деяний, за которые возможно применение конфискации имущества, связано с тем, что предусмотренный Федеральным законом №153-ФЗ механизм конфискации основывается на том, что имущество, полученное в результате совершения преступления, подлежит возвращению законным владельцам228. Действительно, исходя из определения в ст. 104.1 УК РФ конфискации имущества как принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступления, конфискованное имущество должно обращаться в собственность государства. Однако в той же ст. 104.1 УК РФ есть указание: «за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу». Интересы законного владельца учтены и включение в список ст. 104.1 УК РФ хищений было бы логичным, так как не всегда удается установить законного владельца. В этом случае неясно, как поступать с имуществом, полученным в результате совершения данной категории преступлений229. Более того, и ФЗ «Об исполнительном производстве» также указывает последовательность изъятия имущества — сначала в пользу пострадавших лиц, потом в пользу государства.

Еще менее понятно включение в перечень таких преступных деяний, как, например, предусмотренных только ч. 2 ст. 111 или ч. 2 ст. 126 УК РФ. Буквальное толкование закона позволяет сделать вывод о том, что причинение тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, либо группой лиц, в том числе по предварительному сговору, а равно повлекшее по неосторожности причинение смерти (ч. 3 и ч. 4 ст. 111 УК РФ) при отсутствии квалифицирующих признаков, упомянутых в ч. 2 ст. 111 УК РФ, не может повлечь применения конфискации имущества.

Следует обратить внимание еще на одну проблему: одновременную реализацию штрафа в качестве наказания и конфискации в качестве иной меры уголовно-правового характера. В большей части санкций норм статей, перечисленных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, штраф предусмотрен в качестве основного (27 раз) либо дополнительного наказания (29 санкций). Более того, такие приговоры вызывают некоторые сомнения на предмет возможности единовременного применения штрафа и конфискации имущества. Фактически в этих случаях уголовно-правовое принуждение дважды предполагает изъятие имущества или денежных средств. Неясна последовательность взыскания штрафа и конфискации имущества. В соответствии со п.3 ч.1 ст.111 ФЗ «Об исполнительном производстве» они должны взыскиваться одновременно.

Действовавшее ранее законодательство о конфискации имущества исключало возможность её применения к несовершеннолетним, а также при условном осуждении. Подобные ограничения отсутствуют в современной редакции уголовного закона. Представляется, что такого рода ситуации также должны быть оговорены непосредственно на уровне Уголовного кодекса.

В научной литературе нет единства в понимании характера рассматриваемой нормы. Носит ли она императивный или диспозитивный характер? Большинство авторов полагают, что ст. 104.1 УК РФ применяется по усмотрению суда230. Данное утверждение подтверждается и практикой. Однако, по мнению профессора Б.В. Волженкина применение конфискации является обязательным. «Закон (п. 8 ч. 1 ст. 73 УПК) устанавливает обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК, получено в результате совершения преступления или является доходом от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Если данные обстоятельства доказаны, конфискация обязательна, хотя бы в силу ч. 3 ст. 81 УПК»231.

Остаются непонятными также иные правовые последствия применения конфискации (не являясь наказанием, она не должна влечь судимости), а также уклонения от её исполнения.

В настоящее время в значительной степени конфискация имущества — это средство борьбы с неосновательным обогащением, предназначенное лишить преступника экономических выгод, полученных в результате совершения преступления. «…Выступая инструментом уголовной политики в специфической сфере имущественных отношений, конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера связана с гражданским законодательством»232.