Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
23_IjE.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
152.76 Кб
Скачать

Вопросы к документу:

Какие проблемы, стоящие перед страной, руководство России считало главным в середине 90-х гг ХХ в.?

Документ 48

Из книги А. И. Солженицына «Россия в обвале». 1998 г.

В нынешнее время вся и всякая политика движется экономикой, если не сводится к ней. Экономика — не предмет этой работы. Но нельзя не наблюсти, не изумить­ся даже и простолюдину, никакому не специалисту. Ясно же видно, что Западу нужна Россия технологически отста­лая. Мы рабски подчиняемся программе Международного Валютного Фонда — по недоумию? или сознательно отда­ваясь чужому умыслу? Как можно, например, оправдать, объяснить, что по жесткому требованию МВФ мы сняли та­моженные пошлины на вывоз наших нефти и газа (гоним, гоним невозобновляемые наши недра, лишая будущего се­бя и наших потомков), — и взамен этих огромных бюджет­ных потерь ждем от МВФ очередной крохотной подачки, да даже и не подачки, а ссуды под проценты? Какое еще в мире правительство хозяйничает так? В жестокий ущерб нашей экономике правительство который год подчиняется стеснительному, даже разрушительному диктату — и мы слышим с наших верхов благодарность, что МВФ якобы «помог России избежать трудностей». До неправдоподобия: и безоглядная распродажа национального богатства сопро­вождается для России не ростом доходов, а ростом внеш­него долга. Россия — в долговой яме.

А общее взаимодействие мировой экономики таково, что отставшие обречены отставать и дальше, они уже не смогут выправиться. Через десяток лет мы спустимся на уровень африканских стран. Да с нами уже так и обращаются. Над ключевыми нашими предприятиями то там, то здесь берут контроль иностранные фирмы, иногда псевдонимно.

А между тем даже в нынешних усеченных границах Россия — экономически самодостаточна. И наша умолительная погоня за иностранными инвесторами истекает из нашего до последнего душевного упадка и отчаяния. (Иностранные инвестиции допустимы и могут быть полез­ны тогда, когда надежно защищено отечественное произ­водство и строг закон о вывозе капиталов или полуфабри­катов.) А втягивание наше в международный финансовый мир втягивает нас, неокреплых, и в чужие финансовые кризисы, которые мы бы минули.

В экономической сфере мы безоглядно — и с опасной поспешностью — кинулись перенимать западные формы жизни. Но это и недостижимо: уклад чужой жизни невоз­можно скопировать, не перерождаясь болезненно: он дол­жен органически вытекать из традиций страны. По по­словице: свою болячку не чужим здоровьем лечить. На путь, неотличимый от западного, Россия все равно не выйдет никогда, как бы нам ни стараться.

Солженицын А. И. Россия в обвале. — М., 1998. — С. 34—35.

Вопрос к документу: Какой путь реформирования страны видел А.И. Солженицын? Что именно он отвергал в стратегии проводимого тогда в стране внутриполитического курса?

Документ 49

Из статьи писателя в. Е. Максимова «Поминки по России»

Нынешняя российская периодика, радио, телевидение, кино и театр только и заняты тем, что объясняют своей несмышленой аудитории, что ее армия — застенок, школа — рассадник обскурантизма, семья — клоака, церковь — прибежище стукачей и мздоимцев, а вся стра­на — один большой Чернобыль, который если и исчезнет с лица земли, то лишь окажет этим неоценимую услугу человечеству. Здесь я слышу голоса своих прогрессивных оппонентов: «И совершенно правильно сделает!» Поэтому сразу же им и отвечу: «Согласен, но только если вместе с вами!»

Героем нашего времени становится человек, умеющий делать деньги, и преимущественно в твердой конвертиру­емой валюте. Каким образом, это не имеет значения. Про­дается и покупается все.

Чем интересуетесь? Тайнами КГБ? Четыреста зеле­неньких на бочку — и пресс-центр этой героической ор­ганизации набьет вам этими тайнами полный кейс.

Подробности закрытого следствия над путчистами? Российская прокуратура поделится с вами этим добром еще дешевле — за триста.

Вы насчет «клубнички»? Милости просим! Откройте соответствующую газету: жены и мужья, дочери и сы­новья сдаются напрокат по объявлению. Адрес, телефон, имя — все честь по чести.

Убийство опостылевшего супруга (супруги!) или на­доевшего компаньона? В любое время дня и ночи. Опла­та по договоренности.

Дети для трансплантации? И за этим не постоим, на­зывайте цену. Разумеется, в твердой валюте.

Оружие? Боевая техника? Флот? Авиация? Об этих железяках и торговаться совестно. Берите на вес, сколь­ко осилите. Оплата принимается и в рублях. Тоже на вес. Как говорится, баш на баш. Территории? Это и в кредит можно, нам их девать некуда.

Причем представление об эквивалентах у наших ры­ночников находится на уровне капитана Кука: за мятый самовар, которому место на городской свалке, с инозем­ного туриста на Арбате могут запросить цену золотого сервиза на 12 персон, а за подпись на контракте о прода­же миллионов тонн нефти по сниженной цене — двухкас­сетный магнитофон...

Стремительная криминализация России — это нынче национальная беда, а криминализация, поощряемая госу­дарством, — это, на мой взгляд, уже катастрофа и пре­ступление одновременно.

Именно этот поистине неандертальский уровень опре­деляет их отношение к школе, науке, культуре: все долж­но окупаться! Они не знают или делают вид, будто не зна­ют, что во всем мире, в том числе и в обожаемой ими Америке, все это находится на содержании государства или благотворительных фондов. Окупает себя только поп-культура, прибыльна только прикладная наука, и опла­чивается лишь элитарное образование, но во Франции, к примеру, даже частные школы получают дотации от пра­вительства, а когда однажды последнее попыталось осво­бодиться от этого бремени, вся страна в знак протеста вышла на улицы...

...Нетрудно представить себе, какое будущее, какой рынок и какая демократия ожидают вскоре Россию!

Впрочем, концепцию ее будущего ее президент недав­но определил сам. Когда в крохотной Калмыкии некий молодой нувориш с капиталом криминального происхож­дения ьыиграл выборы, пообещав каждому избирателю сто долларов, а затем, разогнав почти все структуры влас­ти, ввел в ней прямое президентское правление, растроганный Борис Николаевич со свойственным ему, мягко выражаясь, простодушием откровенно проговорился: «Дерзайте! Калмыкия станет для России полигоном...» Вы хотите жить в такой России? Я — нет.

Максимов В.Е. Самоистребление. — М.,1995. — С. 6—11.

Документ 50