Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УчМетПособИРНВ_Ч2.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
443.39 Кб
Скачать

Кольбер о голландской конкуренции французской торговле и производству (из выступления на первом заседании Совета торговли под председательством короля, в воскресенье, 3 августа 1664 г.)

… Мануфактуры сукна, саржи и других материй этого качества, бумажные, мелочные железные и медные заведения, шелковые, полотняные, мыльные и вообще все другие производства были и теперь еще почти совершенно разорены… Всем им чинили препятствия голландцы, привозя к нам предметы этих производств и вывозя в обмен продукты, нужные для своего потребления и торговли.

Что касается морской торговли, как из порта в порт, так и между чужими странами, то известно, что даже и для торговли первого рода во всех портах королевства имеется не более, как от 200 и до 300 кораблей, принадлежащих подданным короля. Поэтому голландцы ежегодно получают из королевства, по самому точному подсчету, 4 млн. ливров за этот транспорт, и на эту сумму они получают от нас продукты.

Причины плохого состояния внутренней торговли следующие: долги городов и коммун, затрудняющие сообщение, которое является основой всякой торговли подданных короля, из провинции в провинцию, и из города в город; порожденное этими долгами в городах сутяжничество, разоряющее жителей; большое количество внутренних таможенных застав, установленных повсюду, на сухопутных и речных путях; разрушение общественных дорог; ужасающее количество чиновников; излишние налоги на все съестные продукты; чрезмерные и плохо составленные тарифы пяти больших откупов; пиратство, погубившее бесчисленное количество судов, и, одним словом, невнимание короля и его совета, обусловившее нерадение подведомственных им чиновников.

Я думаю, что легко согласятся с тем принципом, согласно которому лишь избыток денег в государстве создает его величие и мощь. Поскольку дело идет об этом принципе, известно, что ежегодно вывозится из королевства продуктов французского производства и происхождения, нужных для потребления чужих стран (эти продукты суть вина, водки, уксус, железо, фрукты, бумага, полотна, мелочные железные и медные товары, шелковые товары, галантерея) а 12-18 млн. ливров. Вот это- то и суть рудники нашего королевства, к сохранению которых надо прилагать все усилия. Голландцы и другие иностранцы ведут постоянную войну против этих рудников.

Ясно, что за исключением нескольких марсельских кораблей, которые поддерживают сообщение с Левантом, в королевстве более не строится кораблей. Дело дошло до того, что на островах, населенных французами в Америке, имеется 150 голландских судов, которые ведут всю торговлю, доставляют туда припасы германского происхождения и продукты германской промышленности, привозя немцам сахар, табак, москательные товары для окрашивания. Они привозят их немцам, платят за право въезда и, наконец, доставляют их нам; и привозимые ими ежегодно товары этого сорта оцениваются в сих пор так хорошо успевали в этом. Так что деньгами в королевстве ежегодно поступает лишь 4,5,6 млн. ливров.

Средства, которыми они при этом пользуются, суть следующие: судовые фрахты из порта в порт дают им 3 млн.; товары, доставляемые на острова Франции, - 2 млн.; прекрасные материи, которыми они возбудили наше любопытство, индийские товары – пряности, сахар и т.д. –3 млн.; продовольствие с Севера и материалы для кораблестроения –15 млн., сверх того, они всегда забирают у нас продукты некоторых из наших производств – бумажного, мыльного, суконного, шелкового, которые составляют часть вышеуказанных 18 млн. ливров вывоза, и этот вывоз вернулся бы к нам наличными деньгами, если бы товары вывозились в чужие страны, тогда как иностранцы не только лишают нас этого преимущества, но даже привозят их нам вместо денег, в обмен на наши, необходимые нам самим, продукты…

[Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в Новое и Новейшее время / под ред. В.П. Волгина. М., 1929]

III. Внешняя торговля и колониальная политика

французского абсолютизма во второй половине XVII в.

Общие принципы политики Кольбера

(из выступления на первом заседании Совета торговли, 1664 г.)

Государь, вашему величеству угодно уделить несколько часов внимания восстановлению, или, скорее, воссозданию торговли вашего королевства. Конечно, государь, жертвуя этими двумя вещами, столь важными и дорогими для короля, - временем, которое он мог бы употребить или на свои развлечения, или на другие дела, более приятные, и своими доходами, -ваше величество умножите до бесконечности этими беспримерными знаками своей любви к своим подданным преклонение и уважение в их умах и удивление среди иностранцев. Полагаю, государь, что было бы уместно вкратце остановиться на вопросе, хорошо ли, что ваше величество приобщится к делам этого рода, - чтобы затем перейти к обозрению того положения, в котором находится торговля вашего королевства или, скорее, в котором она была в тот момент, когда его величество начал принимать личное участие в своих делах, ибо разными распоряжениями, изданными с того времени, его величество уже дал большой толчок к восстановлению торговли.

Несомненно, государь, что никогда еще в истории не было примера, чтобы такие большие и могущественные государства, как ваше, проявляли большую деятельность в торговле. Мысли об этом порождались в умах людей только необходимостью.

Могущественные государства никогда не проявляли большого рвения к торговле, например, республика1 и императоры римские, короли Азии, Франции, Испании, так что это занятие характерно для государств слабых; трудолюбию и бережливости французов мешают изобилие и плодородие Франции, торговле мешает также то обстоятельство, что для плавания французского судна требуется всегда почти вдвое больше людей и припасов, чем для голландского. Такая экономия дает голландцам выигрыш, в то время как французы разоряются. Их [голландцев] удивительная сила и способности в области торговли, которую они считают основой их государства, легко даст им средства для разорения всех тех, которые захотели бы соперничать с ними, подрывая их торговые начинания путем покупки в Европе и Индии различных товаров и продажи их с значительным убытком; и даже, если бы это удалось и имело результатом почти полное разорение голландцев, так как половина их судов существует торговлей с Францией- то разорение республики, основанной при помощи и покровительстве короля и его предшественников, не может быть выгодно королю; восстановление торговли, клонящееся к разорению голландцев, может заставить их соединиться с коронами, враждебными величию короля; и, наконец, поскольку дело идет о могуществе на море, то королю почти безразлично, обладать ли таким могуществом самому, или же получить его при помощи союза с республикой, подобной Голландии, которой его величество может всецело располагать.

Дела легкие не дают совсем или дают мало славы и выгоды; трудные –наоборот. Если к естественному могуществу Франции король сможет присоединить силу, которую дают промышленность и занятие торговлей, -то достаточно лишь немного поразмыслить относительно могущества городов и государств, которые лишь отчасти обладали такой промышленностью и такой торговлей, - и сразу станет ясно, что величие и могущество короля возрастут до небывалых размеров.

Разница в издержках на мореплавании будет возмещена льготами и покровительством, которые будут находить французские суда в портах королевства, потому что голландские суда уезжают и приезжают во Францию и здесь уплачивают пошлины. Разница в 50 су за тонну (ввозная пошлина), которую король столь славно установил, приведет к тому, что французы легко и с избытком возместят ту сумму, какую они потеряют на людях и в провианте.

Что касается разорения голландцев, то оно никогда не будет полным. У Франции сейчас нет 200 основательных судов в своих портах. В 1658 г. у голландцев их было 16 000. Речь идет только о том, чтобы забота и покровительство короля увеличили число кораблей его подданных в 8- или 10 –летний срок, быть может, до 2 000. Вследствие этого голландцы потеряют из упомянутого числа, быть может, от 1 200 до 1 500; другие нации - все остальное.

Итак, не может идти речь об их разорении, но лишь о незначительном уменьшении числа их кораблей. Сухопутные силы короля превосходят таковые же силы других европейских государей, морские силы Франции ниже других. Это – единственное средство сравнять их повсюду. Голландцы весьма скоро и легко поймут, что в союзе с Францией всегда есть выигрыш для их торговли и государства, и что они не потеряют в союзе с другими…

Исходя из этого положения, легко заключить, что, насколько мы сможем уменьшить прибыль, которую голландцы получают за счет подданных короля, и сократить потребление товаров, которые они нам привозят, - настолько же мы увеличим количество денег [во Франции] посредством продажи наших товаров, а также могущество, величие и благосостояние государства.

Чтобы достичь этого, можно предложить следующие средства: постановлением совета в присутствии короля объявить всему народу циркулярными письмами о решении, принятом его величеством, чтобы все те, которые имеют честь оказать ему услугу, довели до его сведения о тех выгодах, которые могут быть от этого получены подданными короля; принимать всех торговцев, которые прибудут ко двору, с особыми знаками покровительства и милости; помогать им во всем, что будет касаться их торговли, высушивать их иногда в совете его величества, когда они прибудут по важным делам; предложить им всем посылать представителей для постоянного присутствия в свите короляi.

Пересмотреть все тарифы пошлин, ввозных и вывозных, уменьшить пошлины на товары, нужные для производства, и на товары, выработанные в стране, уменьшить пошлины на владельцев мануфактур с 12 млн. до 1 500 000 ливров ежегодно.

Ежегодно употреблять значительную сумму на восстановление мануфактур и на благо торговли, следуя постановлениям, которые будут приняты в совете (на полях написано «один миллион»).

То же самое относительно судоходства: давать вознаграждение всем тем, кто будет покупать или строить новые корабли, или тем, кто будет совершать большие рейсы.

Починить общественные дороги и постепенно уничтожать все внутренние таможни на реках.

Заново начать работу по ликвидации коммунальных долгов, не переставая работать над тем, чтобы сделать судоходными несудоходные реки внутри королевства.

Тщательно исследовать коммуникационные пути между морями через Гиень и Бургундию.

Всемерно поддерживать Ост- и Вест- индские компании; побуждать всех вступать в число их членов.

Переносить все судебные дела, в которых будут заинтересованы коммерсанты, на личное рассмотрение короля.

Объявить всем почетным корпорациям королевства через президентов и генеральных прокуроров о решении, которое принял король, и приказать им от имени его величества приложить особенные заботы о всем, что будет касаться коммерсантов.

Также всем губернаторам провинций и городов, всем мэрам и эшевенам, чтобы их известить об этом, с приказанием собрать купцов, чтобы прочесть в их присутствии о решении короля.

Кроме того, в каждом заседании совета надо будет рассматривать каждую статью торговли в отдельности, а именно.

Торговлю Леванта и беспорядки, причиняемые консулами, дабы принять надлежащие меры.

Все, касающееся Ост-индской и Вест-индской компаний;. Все, что касается торговли Севера, Архангельска, Москвы, Балтийского моря и Норвегии.

Внутренние таможни в королевстве.

Ликвидацию коммунальных долгов.

Общественные дороги.

Судоходство по рекам и морям.

Мануфактуры и т.д.

[Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в Новое и Новейшее время / под ред. В.П. Волгина. М., 1929. С. 275-283].