Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
To_chto_ne_uspeli_rassmotret.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
167.42 Кб
Скачать

2. "Идеосинкразический кредит".

В еще большей степени с анализом поведения лидера связан другой механизм развития группы, получивший в работах известнейшего исследователя лидерства Е. Холландера название феномена «идиосинкразического кредита». Правда, сам Е. Холландер указанный феномен с развитем группы не связывал и рассматривал его в ракурсе иной проблемы — проблемы соотношения уровня нормативного поведения (в более узком смысле — конформности) и величины статуса индивида в группе (т.е. фактически — лидерства).

Предполагается, что, вопреки традиционным представлениям, лидер не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Причем, согласно модели, члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое).

Таким образом, феномен «идиосинкразического кредита», как он описывается Е. Холландером, выступает в качестве одного из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую, более высокую ступень жизнедеятельности.

3. Психологический обмен.

Одна из разновидностей психологического обмена - ценностный обмен, в качестве механизма межличностного взаимодействия в малой социальной группе. Краткое описание некоторых ключевых положений разрабатываемого подхода начнем с определения ценности, понимаемой как материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам. Применительно к взаимодействию людей в малой социальной группе имеется в виду, что в многообразии форм совместной деятельности ценности могут выступать в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т.п. и реализуемых ими в ходе решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.

Достаточно ярким примером ценностного обмена служат отношения партнеров по группе в феномене лидерства: эффективная реализация членами группы значимых, или ценностных, характеристик (один из «предметов» обмена) приносит им авторитет и признание (другой «предмет» обмена) — ключевые компоненты статуса, — в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями. Таким образом, психологическое содержание ценностного обмена, исходя из соответствующего понимания ценности, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами-участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей. Подобное понимание позволяет трактовать ценностный обмен — и на этом его аспекте мы еще остановимся ниже — как развернутый в пространстве и времени процесс.

В связи с анализом процесса ценностного обмена применительно к межличностному взаимодействию вводится понятие ценностного вклада индивида относительно отдельных партнеров и группы в целом (обобщенно — ценностный вклад в жизнедеятельность группы). Под ценностным вкладом понимаются любые полезные, т.е. представляющие ценность и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей как отдельных субъектов, так и «совокупного субъекта» — социальной группы, действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.

Теперь рассмотрим некоторые примеры функционирования ценностного (или психологического) обмена в качестве одного из механизмов групповой динамики. Первый из этих примеров основывается на данных изучения И. Альтменом, Д. Тейлором и их сотрудниками феномена социального проникновения, характеризующего экстенсивность (широту) и интенсивность (глубину) развития межличностных отношений в диадическом взаимодействии. Одна из типичных разновидностей социального проникновения — личностное взаимораскрытие партнеров по общению. В серии исследований, в одних случаях носивших характер кратковременного лабораторного экспериментирования, а в других — проводившихся в условиях многодневной изоляции испытуемых, было показано, что развертывание процесса социального проникновения есть следствие обоюдности, или реципрокности, действий членов диады. Для наблюдателей (исследователей) они выступали в виде разнообразных вербальных и невербальных проявлений, взаимных пространственных расположений и т.д. Причем содержательно (с точки зрения субъективной значимости для общающихся) эти действия могут быть квалифицированы как своего рода ценностные вклады индивидов относительно друг друга, в совокупности и взаимозависимости составляющие своеобразный молекулярный уровень ценностного обмена.

Прослеживая динамику социального проникновения, И. Альтмен и Д. Тейлор выделяют ряд условных этапов, через которые проходят межличностные отношения, а именно — стадии:

♦ ориентации — отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов;

♦ пробного эмоционального обмена — контакты часты, но поверхностны (это касается, в частности, обмена между членами диады информацией личностного характера);

♦ полного эмоционального обмена — контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (причем имеет место обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия;

♦ установившегося обмена — контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях.

По мере прохождения этих стадий отношения в диаде все более синхронизируются, взаимосвязываются, растет интенсивность обмена вербальными, невербальными и пространственными (имеется в виду расположение людей в заданном экспериментаторами пространстве) типами поведения. В случае несовместимости членов диады в личностных и поведенческих аспектах (она обеспечивалась специальным подбором пар) в первую очередь имели место нарушения именно в сфере ценностного обмена, и взаимодействие прерывалось на самом начальном этапе, в стадии ориентации.

Эмпирически в естественной малой группе возможно зафиксировать как минимум два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.

Диадный уровень — наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете — внутри множества диад, образуемых партнерами по группе, и имеет своим следствием, принимая во внимание акцентированный выше контекст рассмотрения обмена, приписывание индивидами друг другу определенного статуса. И если И. Альтмен и Д. Тейлор по существу описали молекулярный уровень внутридиадного обмена, то применительно к обсуждаемой модели речь идет о молярном его уровне, дополнительно учитывается и такой еще момент, как значительная соподчиненность диадных целей общегрупповым.

Собственно групповой уровень — более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

Как показывают материалы исследований, в реальном групповом процессе, на стадии значительного развития группы оба указанных уровня ценностного обмена тесно связаны между собой, и их разведение зачастую возможно скорее лишь в теоретическом анализе, нежели в конкретном эмпирическом изучении.

Модели групповой структуры

Модели групповой структуры – это способы ее репрезентации (представления, описания), которое может быть статическое либо процессуальное.

Статические модели групповой структуры призваны давать представление об относительно постоянных состояниях структуры.

Динамические модели ориентированы на описание процесса её развития. Подчёркивают временные изменения в структуре.

Модель Д. Хоманса «Внутренняя и внешняя система».

Основные положения:

1. Существуют элементарные состояния группового поведения (индивидуальные действия членов группы, эмоциональные отношения членов группы, взаимодействие членов группы в виде взаимосвязанного поведения);

2. Между этими элементами есть тесная связь: изменения в каком – то из этих компонентов влечёт изменения в двух других;

3. У каждой группы есть граница, которая отделяет её от внешней среды. Есть групповые задачи функционирования в этой внешней среде;

4. Эти задачи вызывают в жизни элементы группового поведения и в своей совокупности образуют внешнюю систему группы;

5. Групповое поведение порождает новый тип поведения, ориентированный на собственные проблемы группы, т.е., помимо задач существования во внешней среде группа решает задачи воссоздания внутренней среды. Эта система действий составляет внутреннюю систему группы;

6. Обе системы имеют одинаковое компонентное содержание, но функции у них различны. Между ними существует тесная связь. Любые действия, чувства и взаимодействия направлены или на внешнюю или на внутреннюю среду.

Вывод по модели: любые действия, чувства, взаимодействие людей всегда направлены или на взаимодействие с внешней средой или на внутреннюю среду.

Двухмерная модель групповой структуры Р. Бейлза.

Выделяет два аспекта групповой структуры - деловой (инструментальный) и межличностный (эмоциональный).

Сначала возникает задача, а затем действия по её решению. Потом участники функционально специализируются, возникает дифференциация позиций членов группы в её структуре. Процесс необходим группе для решения задачи и адаптации к этой ситуации. Это приводит к эффективности решения групповых задач и одновременно приводит к трудностям в межличностных. Появляется напряжение, оно возрастает из-за недовольства, ведет к давлению, которое направлено в сторону интеграции и возвращения группы к исходному состоянию в межличностных отношениях. Наступает временное равновесие и групповая структура – это временное равновесие двух тенденций, таких, как интеграция и дифференциация.

Следствия:

1. Групповая структура наиболее эффективна для решения задач, но может быть неудачна для межличностных взаимоотношений, и наоборот.

2. Каждый раз при решении определённой задачи группа будет менять свою структуру.

Модель групповой структуры Р. Кеттела: «Теория групповой синтальности»

Синтальность - это поведение группы как целого.

Синергия (ключевое понятие) – это общее количество индивидуальной энергии, привнесённой каждым из членов группы в момент вступления в неё и предназначенной для разворачивания групповой активности.

Часть энергии, привнесённой людьми, группа начинает расходовать на сохранение группы. Оставшееся количество синергии, расходующееся на достижение цели, называется эффективной синергией. Синергия – своеобразный строительный материал групповой структуры. Это фактор, который организует и направляет активность группы вовне.

Эта теория используется в теории Курта Левина.

Тема «Управление малой группы. Социальная власть»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]