Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Бациев ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 26 ГК.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
55.15 Кб
Скачать

Прекращение обязательства предоставлением отступного

В силу статьи 409 ГК РФ обязательство по соглашению сторон может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.), размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.

Приведенное положение нормы закона содержит открытый перечень объектов гражданских прав, которые могут быть переданы в качестве отступного, упоминая лишь о деньгах и имуществе. Между тем в качестве отступного может быть передано не только имущество, но и исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, а также выполнены работы, оказаны услуги.

Отступное является основанием прекращения обязательств со сложным юридическим составом, включающим в себя два элемента: соглашение сторон об отступном и фактическую передачу отступного взамен исполнения обязательства. Обязательство признается прекращенным с момента фактического предоставления иного исполнения кредитору.

Следует отметить, что институт отступного в российском гражданском праве объединяет в себе два самостоятельных института: "классическое отступное" (представляющее собой платеж за отказ от исполнения обязательства) и "замену исполнения".

Отступное как плата за отказ от исполнения

Стороны при заключении договора могут предусмотреть условие о праве одной из сторон отказаться от договора с уплатой в пользу другой стороны в качестве отступного определенной денежной суммы.

Право на отказ от договора, осуществление которого предполагает правомерность поведения отказывающейся стороны, имеет срочный характер. Оно может быть реализовано в течение согласованного сторонами срока, а при отсутствии такового - не позднее дня исполнения (дня окончания срока исполнения) соответствующего обязательства. По истечении срока исполнения должник находится в просрочке, в силу чего отказ от договора становится возможным только при условии получения на это согласия кредитора. Отказ от договора реализуется, как правило, до момента получения отказывающейся стороной исполнения от контрагента. Если же стороны допускают возможность отказа и после указанного момента, то должник, уплатив отступное (что влечет прекращение обязательства), обязан возвратить полученное по сделке как неосновательное обогащение (статья 1103 ГК РФ).

С позиции отступающейся стороны отступное - это плата за отказ от исполнения договора, для противоположной же стороны - это "вознаграждение" за одностороннее прекращение договора контрагентом и неполучение ожидаемого исполнения. Иначе говоря, это стоимость интереса в исполнении, размер которого определяется сторонами с учетом того, что при отказе от договора у кредитора могут возникнуть убытки, вызванные необходимостью совершения замещающего договора с другим лицом на наименее выгодных условиях.

Значение отступного может быть придано задатку, когда стороны предусматривают право на отказ от договора, а утрата задатка предоставившим лицом или возврат его в двойном размере получившей стороной признается способом реализации указанного права. У стороны имеется право выбора: исполнять обязательство или прекратить его, уплатив за право отказаться от договора цену, равную сумме задатка.

В этом случае отказ от договора нельзя рассматривать как влекущее ответственность нарушение обязательства, поскольку отказ, в сущности, вовсе не является отступлением от договора, а представляет собой правомерную замену одного исполнения другим, заранее установленным исполнением. Обязанная сторона, действуя в пределах предоставленного ей права, отказывается от договора и уплачивает отступное в размере задатка на основании и во исполнение договора, а соответственно, данное право, если иное не предусмотрено соглашением сторон, может быть реализовано отступающейся стороной только в период, когда она не находится в просрочке.

Следует отметить, что в литературе высказывается точка зрения, согласно которой задаток приобретает значение отступного при включении в договор условия об ограничении размера убытков, возмещаемых при неисполнении договора, суммой задатка (абзац 2 пункта 2 статьи 381 ГК РФ). Данная позиция не верна, поскольку в описанной ситуации речь идет не о правомерном действии (что имеет место при реализации права на отказ от договора), а о нарушении обязательства.

Поясним данное утверждение на следующем примере. Сторонами заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в обеспечение которого покупателем передан задаток в размере одной десятой его стоимости. В связи с резким удорожанием объекта недвижимости продавец отказался от его передачи. Возражая против предъявленного в судебном порядке требования о передаче объекта недвижимости, продавец сослался на то, что он уплатил покупателю двойную сумму задатка, однако последний не принял данный платеж и вернул его.

Как следует из содержания казуса, стороны не предусмотрели в договоре условие о праве продавца отказаться от исполнения с уплатой отступного в размере задатка, а соответственно, обязательство в связи с возвратом продавцом задатка в двойном размере не прекратилось. В данном случае выбор способов защиты нарушенного права принадлежит покупателю: он вправе требовать передачи недвижимого имущества на предусмотренных договором условиях, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением обязательства в срок (пункт 1 статьи 396, статья 398 ГК РФ), либо, отказавшись от притязания в натуре, удовлетвориться получением от продавца суммы задатка.

Таким образом, квалификация задатка в качестве отступного не определяется условием об ограничении размера ответственности неисправной стороны суммой задатка. Придание задатку значения отступного не может предполагаться, в договоре должно было быть прямо выражено право стороны на отказ от исполнения, осуществляя которое, сторона действует правомерно, теряя задаток или возвращая его в двойном размере в качестве платы за реализацию права на отказ, а не санкции за неисполнение обязательства.