Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Язык.doc
Скачиваний:
127
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
365.57 Кб
Скачать

Билет № 4 : язык как система знаков.

Система - это целое, элементы которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Знак - это единсвто, обозначающее и обозначаемого, т.е. знак имеет план выражения и план содержания. Он имеет форму и значение. Знаками являются слова. Также суффиксы, приставки, предложения.

и1 - союз - знак.

и2 - звук - не знак.

Язык представляет собой систему, поэтому изменение на одних участках языка вызывают изменения на других. ( исчезновение седьмого падежа отразилось на Им.падеже, т.к. он взял на себя функцию обращения)

В древности в языке было 3 числа:

единственное

двойственное

множественное

(один стол - два стола - три столи)

Исчезновение двойственного числа отразилось на множественном, т.к. оно расширило свое значение.

Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой и образовать единство своих эле­ментов как некоторая система.

Знак получает свой смысл на фоне других знаков. Например:

1.

треугольник - мужской,

кружок - женский.

2.

треугольник вершиной вверх - женский,

треугольнки вершиной вниз - мужской.

3.

В языкознании есть понятие "нулевая морфема" (нулевые окончания: дом). Отсутствие окончания значимо, потому что оно существует на фоне присутствия окончаний в других падежах:

дому - дома - доме...

Если же окончание отсутствует и нет никакого фона с выраженными окончаниями, то о нулевом окончании говорить нельзя. (нарения: здесь, там, слева, справа)

Исключение: существительное "такси"

Она побежала к желтОМУ такси. (падеж есть - Дательный).

Из учебника Реформатского:

Что же надо понимать под термином знак? Это можно применительно к языку свести к следующим пунктам:

1) Знак должен быть материальным, т. е. должен быть досту­пен чувственному восприятию, как и любая вещь.

2) Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак - член второй сигнальной системы.

3) Содержание знака не совпадает с его материальной характе­ристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее матери­альной характеристикой.

4) Содержание знака определяется его различительными при­знаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразли­чительных.

5) Знак и его содержание определяется местом и ролью данно­го знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Это можно пояснить такими примерами. Если сравнить кляк­су и букву, материальная природа которых одинакова и обе они доступны органам восприятия, то выясняется, что для характерис­тики кляксы все ее материальные свойства: и размер, и форма, и цвет, и степень жирности - одинаково важны. А для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других: а может быть больше или меньше, жирнее или слабее, может быть разного цвета, но это “то же а”, тогда как при различии этих признаков кляксы будут разные. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; а же существует для того, чтобы, различаясь с о, у и т. п., различать стал от стол, стул и т. п. У буквы же может быть существенно изменен ее материальный вид, например: а, а, А, А и т. д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные кляксы. Дело здесь имен­но в том, что знак – это член определенной зна­ковой системы, для буквы - алфавитной и графической, тогда как любая клякса может “существовать” сама по себе и ни в какой системе не участвовать.

Возможность знаков выполнять свою различительную функ­цию основана на том, что знаки в пределах данной знаковой сис­темы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством какой-нибудь частной, отдельной диа­критики. Это тоже легче всего показать на буквах. Так, о и х раз­личаются в целом, не имея ничего общего, наоборот, ш и щ имеют все общее, кроме одной диакритики - “хвостик” у щ, такие бук­вы, как А и Н, построены из тех же трех линий, из которых две - вертикальные и одна - горизонтальная, но у Н вертикальные ли­нии параллельны, а у А они сходятся под острым углом. Анало­гичные соотношения имеются и у фонем.

Функции знаков в системе языка:

1) Звуки (фонемы) являются материальными знаками языка, а не просто “слышимыми звуками”.

Звуковые знаки языка (равно как и графические) обладают двумя функциями:

1)перцептйвной - быть объектом восприятия и 2) сигнификативной - иметь способность различать вышестоящие, значимые элементы языка - морфемы, слова, пред­ложения: нот, бот, мот, тот, дот, нот, лот, рот, кот... стал, стол, стул... сосна, сосны, сосне, сосну... и т. п.

Что же касается различия букв (графических знаков) и звуков (фонетических знаков) в языке, то оно не функциональное, а ма­териальное; функции же у них те же самые.

2) Морфемы могут выражать понятия: а) кор­невые - вещественные [стол-], [зем-], [окн-] и т. п. и б) некорне­вые двух видов: значения признаков [-ость], [-без-], [пере-] и зна­чения отношений [-у], [-ишь], сиж-у - сид-ишь, [-а], [-у] стол-а, стол-у и т. п.; это семасиологическая (семасиологический - от семасиология (от греческого слова semasia - “обозна­чение” и слова logos - “слово”, “учение”) функция, функ­ция выражения понятий. Называть морфемы не могут, но значе­ние имеют; [краен-] выражает лишь понятие определенного цве­та, а назвать что-либо можно лишь, превратив морфему в слово: краснота, красный, краснеть и т. п.

3) Слова могут называть вещи и явления действительности; это номинативная функция, функция называния; есть слова, которые в чистом виде выполняют эту функцию, - это собствен­ные имена; обычные же, нарицательные совмещают ее с функ­цией семасиологической, так как они выражают понятия.

4) Предложения служат для сообщения; это самое важное в речевом общении, так как язык есть орудие общения; это функ­ция коммуникативная, так как предложения состоят из слов, они в своих составных частях обладают и номинативной функ­цией и семасиологической.

Элементы данной структуры образуют в языке единство, что легко понять, если обратить внимание на их связь: каждая низшая ступень является потенциально (в возможности) следующей высшей, и, наоборот, каждая высшая ступень как минимум состоит из одной низшей; так, предложение минимально может состоять из одного слова (Светает. Мороз.); слово - из одной морфемы (тут, вот, метро, ура); морфема - из одной фонемы (щ-и, ж-а-ть)

Кроме указанных функций, язык может выражать эмоциональ­ное состояние говорящего, волю, желания, направленные как при­зыв к слушающему. Выражение этих явлений охватывается экспрессивной (от экспрессия - из французского expression (в свою очередь из латинского) - “выразительность”) функцией. Экспрессия может быть выражена разными элементами языка: это могут быть специально экспрессивные слова - междометия (ай! - эмоциональное, эй/­волевое), некоторые грамматические формы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дружочек! - эмоциональные, императивы глаголов: молчи! - волевые), особо экспрессивно окрашенные слова “высокого” или “низкого” стиля и, наконец, интонация.

Следует еще отметить одну функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами, - это дейктйческая - “указательная” функция; такова функция личных и указательных местоимений, а также некоторых частиц: вот, эва и т. п.