Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

benua_protiv_liberalizma_84x108

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
9.2 Mб
Скачать

Эти фирмы, государственная принадлежность которых играет чисто формальную роль, долгое время были озабо­ чены не повышением рентабельности, но максимальным увеличением прибылей, что не могло не повлечь за собой негативные социальные последствия.

Они более стремятся к контролю над рынками, чем к производству. Это прежде всего финансовые группы, вкладывающие свои прибыли в различные деривативы вместо того, чтобы распределять их между акционерами или инвестировать в производство для создания новых ра­ бочих мест. Им, более богатым, чем государства, нетрудно подкупать политиков и коррумпировать чиновников и ад­ министрацию.

Для того чтобы выдержать конкуренцию, ТНК разрабо­ тали новую стратегию. Прибыли, извлеченные из произ­ водства, более не вкладываются как классические инвести­ ции. Им нужно находить другое применение в «текучих ка­ питалах» для того, чтобы избежать сильного и внезапного обесценивания акций компаний, как это имело место в 30-е годы. Борьба за рынки заставляет их привлекать в мировой пролетариат наименее оплачиваемые и социально защи­ щенные элементы для того, чтобы максимально увеличить прибыль и уменьшить себестоимость продукции7. В то вре­ мя как ранее развитые страны довольствовались эксплуа­ тацией рынков своих колоний и бывших колоний, сбывая на них продукцию своей промышленности, ТНК реэкспор­ тируют в западные страны товары, произведенные на на­и­­ более дешевых по себестоимости производствах Юга. Мондиализация способствует переносу части деловой ак­ тивности в развивающиеся страны с помощью реорганиза­ ции мирового производственного цикла и превращения ло­ кального ремесленного труда в индустриальное производ­ ство. Этот феномен, ставший повсеместным, начиная с 80-х годов является не чем иным, как экстенсивной реоргани­ зацией объема заработков в международном масштабе. Для

141

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 141

13.11.2012 15:28:23

того чтобы сконцентрировать максимум финансовых средств в центрах принятия решений, свобода движения капиталов заставляет сокращать накопительную и покупательную способность в местах производства8.

Параллельно началось массированное вторжение в ми­ ровую торговлю новых игроков из стран Азии и, в меньшей степени, из Латинской Америки и бывшей советской импе­ рии. В этом тоже состоит новизна момента. В прошлом раз­ рыв в уровне зарплат между Севером и Югом дублировался разрывом в уровне производства и качестве продукции. Появление новых индустриальных стран (НИС) и утверж­ дение ТНК в некоторых государствах Юга радикально из­ менили ситуацию. В 1995 г. годовой доход на душу населе­ ния в Сингапуре превысил соответствующий показатель во Франции. Несомненно, в будущем этот феномен увеличит свой размах.

Необходимо отметить, что успех НИС вовсе не означает истинность либеральных тезисов. Азиатское «экономиче­ ское чудо» проистекает из своеобразной культурной обста­ новки в этих странах9 и национализма их правящих элит, что можно наблюдать на примере Японии, Китая, Кореи и Сингапура. Объясняется оно и волевой промышленной по­ литикой этих стран, которые, вместо того чтобы доволь­ ствоваться скромным местом, отведенным им первоначаль­ но ТНК, стали выпускать не наиболее дешевую, а относи­ тельно дорогую и востребованную в мире продукцию.

Мондиализация модифицировала конкуренцию между государствами. Отныне конкурентоспособность предпри­ ятий различных государств не совпадает с конкуренто­ способностью самих государств. Транснациональное про­ странство, в котором действуют большие фирмы, более не совпадает с оптимальной организацией национальных пространств. Позиции той или иной страны в мире отныне определяются только уровнем конкурентоспособности ее продукции на мировом рынке. Ее предприниматели для

142

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 142

13.11.2012 15:28:23

того, чтобы удержаться на этом рынке, должны найти опти­ мальное соотношение между риском и отдачей или себе­ стоимостью и прибылью. В конечном счете государства ста­ новятся точками в производительном пространстве больших фирм, а понятие сравнительной прибыльности приобретает абсолютный характер.

У государств отныне нет другой возможности, кроме как следовать политике конкурентоспособности, невзирая на ее социальные издержки. Все это происходило в Европе на­ чиная с 80-х годов, вначале под влиянием либеральных теорий, воплощавшихся на практике Рональдом Рейганом в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании, а затем из-за «критериев конвергенции», обозначенных в Маастрихтском договоре. Это принятие требований глобализации приняло следующие формы: всеобщая либерализация и дерегламен­ тация, приоритет экспорта над внутренним­ потреблением, приватизация государственных предприятий, мировой ры­ нок как определяющий фактор цен и зарплат, открытие на­ циональных рынков для международных инвестиций, про­ грессирующее упразднение пособий и других форм соци­ альной поддержки, вообще урезание всех видов расходов, не имеющих отношения к повышению конкурентоспособ­ ности, в том числе на образование и охрану окружающей среды. Европейские государства одно за другим переходили к строго монетаристской политике, борясь с инфляцией с помощью высоких процентных ставок. Все это вело к уве­ личению безработицы и замедлению экономического ро­ ста. Кроме того, финансовые капиталы облагались мень­ шими налогами, чем заработная плата, что вело к сниже­ нию доли частных капиталов в общих расходах.

Одновременно долговой кризис заставил страны Треть­ его мира предпринимать аналогичные меры: МВФ (Между­ народный валютный фонд) и Всемирный банк в своих про­ граммах «структурного оздоровления» прописывали этим

143

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 143

13.11.2012 15:28:23

государствам те же рецепты, что и развитым странам, что вело к еще более катастрофическим последствиям.

Международные организации стали инструментами на службе у мондиализации. МВФ и Всемирный банк при­ званы навязать странам либерализацию, увеличить теку­ честь капиталов и подчинить экономики стран Третьего мира цели обслуживания внешнего долга. G8 («Большая восьмерка») призвана направить усилия лидеров развитых стран мира на помощь в ликвидации последствий кризисов вместо того, чтобы устранить их причины. Однако наибо­ лее масштабная роль отведена Всемирной организации по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирной торговой орга­ низации (ВТО).

В прошлом торговые отношения регулировались нацио­ нальными законодательствами. Это касалось квот на им­ порт, таможенных тарифов, контроля над движением капи­ талов и т. д. Сегодня торговая дипломатия действует поверх государственных барьеров. Переговоры отныне ведутся о внутренних институтах государств: их банковской систе­ ме, месте, которое отводится в их экономиках частной соб­ ственности, их социальном законодательстве, их регламен­ тации конкуренции, концентрации промышленной соб­ ственности и т. д. Скрытая цель этих переговоров состоит в том, чтобы связать в рамках ВТО государства, имеющие примерно одинаковые институты, законодательства и от­ ношение к собственности. Часто все эти критерии заим­ ствуются у американцев, чтобы сократить риски иностран­ ных инвесторов. При этом растет влияние ТНК, оказываю­ щих давление на государства в целях изменения в свою пользу их законодательств, установления выгодных для них зарплат и налогов. В конечном счете с помощью «мно­ жества локальных и международных переговоров общества сталкиваются с требованием изменения их внутренних за­ конов и институтов в целях соответствия требованиям, на­ вязанным извне»10.

144

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 144

13.11.2012 15:28:23

Условия и ограничения, налагаемые ГАТТ и ВТО, выхо­ дят далеко за пределы традиционных соглашений о свобод­ ном товарообмене. Они направлены прежде всего на обе­ спечение мобильности капиталов. Соглашения, в которых они содержатся, являются не соглашениями о свободном товарообмене, но соглашениями о свободном движении капиталов. Они предназначены для того, чтобы создать новые правила международной собственности и создать новые ограничения для национальных законодательств и правительственных постановлений. Отныне, как писал Ян Робинсон: «Соглашения о свободном движении капиталов могут быть поняты как инструменты, которые во имя прео­ доления препятствий на пути коммерции, позволяют или препятствуют менять законы, политику и практики, препят­ ствующие превращению мира в планетарный рынок»11.

Еще одна новизна современной эпохи состоит в куль­ турной мондиализации: капитализм отныне продает не только товары и услуги, но и символы, образы, сновидения, культурные связи и ответвления. Он не только меблирует дома, он колонизирует воображение и господствует над общением. В то время как в 60-е годы прошлого века обще­ ство потребления еще питалось и вдохновлялось вполне определенными материальными благами — автомобилями, радиоаппаратурой и т. д., в настоящее время установилась система, которую Бенджамин Барбер предлагает назвать McWorld по аналогии с Macintosh и McDonald. Она создает виртуальную вселенную, образующуюся в результате пере­ сечения разных транснациональных потоков, призванных гомогенизировать мир, установив повсюду один и тот же об­ раз жизни. Барбер уточняет: «Поддержкой системы McWorld служат отныне не автомобили, а диснейленды, сеть MTV, голливудские фильмы, компьютерные программы, т. е. об­ разы и символы, а не реальные объекты»12.

Эта всеобщая экспансия рынка делает зрительнорекламное потребление единственной формой социальной

145

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 145

13.11.2012 15:28:23

вовлеченности. Она же провоцирует агрессию по отноше­ нию к тем, кто не имеет средств для достижения потребле­ ния такого уровня, и выталкивает их из общества. Поток универсальных образов и грез ведет к униформизации жиз­ ни, к уменьшению различий и особенностей, к стереотипам в области привычек и отношений, лишает корней тради­ ционные культуры и сообщества.

Мондиализацию нельзя смешивать с простой интер­ национализацией, которая проводилась государствами для установления наилучшей системы международных отно­ шений13. Она представляет собой переход от международ­ ной экономики, являющейся совокупностью националь­ ных экономик, к экономике планетарного рынка, регули­ руемой однотипными правилами, как верно отмечал Карл Поланьи14. Она состоит в «растущей взаимозависимости всех составляющих нашего мира, ведущей их к однообраз­ ной интеграции в единое целое»15. Возглавляют этот про­ цесс новые вненациональные и внегосударственные дей­ ствующие лица. Они одержимы одним стремлением — мак­ симально увеличить свои выгоды и дивиденды, планировать свои действия так, чтобы ничто не могло служить препят­ ствием для их активности. Эти новые действующие лица, с каждым годом увеличивающие свою независимость от го­ сударств, тем не менее все более зависят друг от друга, все более зримо образуя один огромный рыночный организм.

Поговорив о природе экономической и финансовой мондиализации, скажем несколько слов и о ее последстви­ ях. Одно из них состоит в трагическом и постоянном росте мирового неравенства. Гегель уже писал о том, что богатые общества не настолько богаты, чтобы устранить рост нище­ ты, которую они порождают. Сегодня бедность порождается не дефицитом произведенных благ, но их плохим распреде­ лением, а также культурной и психологической блокадой, препятствующей возврату к обществам, не ставившим во главу угла труд и производство.

146

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 146

13.11.2012 15:28:23

Между 1975 и 1985 г. уровень промышленного произ­ водства вырос на 40 %, с 1950 г. мировой экономический рост увеличился в 5 раз, уровень товарообмена — в 11 раз. В тот же самый период мы стали свидетелями постоянного снижения среднего уровня жизни, увеличения безработи­ цы, бедности, разрыва социальных связей и разрушения окружающей среды. Реальный ВВП на долю жителя стран Третьего мира сегодня составляет 17 % от ВВП жителя раз­ витой страны Севера. Промышленно развитый мир, в кото­ ром живут не более четверти жителей Земли, сосредоточил у себя 85 % мировых богатств. Страны G8 представляют только 11 % мирового населения, но концентрируют в сво­ их руках две трети мирового ВВП. Один город Нью-Йорк потребляет больше электричества, чем вся Африка южнее Сахары. Между 1975 и 1995 г. американское богатство вы­ росло на 60 %, но это богатство было аккумулировано 1 % населения. Еще одна, самая сокрушительная цифра: финан­ совый потенциал 385 официальных долларовых миллиар­ деров (богатейших людей планеты) превышает соответ­ ствующий показатель 2,3 миллиардов человек, принадле­ жащих к беднейшим слоям (а ведь это половина жителей Земли). Можно сказать, что чем больше накапливается бо­ гатства, тем больше увеличивается бедность. Данный вы­ вод подрывает либеральную мифологему о том, что излиш­ ки, появляющиеся у богатых, в конце концов способствуют росту благосостояния всего общества. В действительности мондиализация, вызывающая монополию рынка, способ­ ствует росту неравенства и социального отчуждения, под­ рывая стабильность общества.

Параллельно этому мы имеем дело с возрождением ко­ лониализма, пусть и в неявной форме. «Помощь» Третьему миру со стороны международных финансовых организа­ ций является не чем иным, как модификацией контроля над ними с помощью займов и ростовщичества. ВТО за­ ставляет страны Юга согласовывать свои законодательства

147

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 147

13.11.2012 15:28:23

с требованиями иностранных инвесторов, устраняя все пре­ пятствия на их пути, включая законодательства в области охраны труда, здоровья и окружающей среды. Повсеместно там, где берутся на вооружение либеральные методы струк­ турного оздоровления, происходят ухудшение условий жизни большинства населения и обострение социальной напряженности. Вслед за этим, по парадоксальной логике, начинается и закономерный отток капиталов из страны. Все это позволяет говорить о сугубо паразитарном харак­ тере системы. Что же касается тех стран, которые не жела­ ют соответствовать данным требованиям, то они отодвига­ ются на второй план, сбрасываются со счетов и исключа­ ются из международной экономической активности.

Но это очевидно не только для стран Юга, наиболее остро чувствующих последствия мондиализации. На Севере обостряющаяся транснациональная конкуренция из-за пе­ рекоса в балансе экспорта и прямых инвестиций вызвала жесткое сокращение рабочих мест и зарплат. Тот, кто может производить товар по оптимальной цене, становится уяз­ вимым перед давлением капитала, побуждающего снижать зарплаты и социальные выплаты. Напротив, удорожание рабочей силы в связи с высокой квалификацией трудящих­ ся и старением населения побуждает компании переносить производства в страны, где ручной труд стоит дешевле, а ра­ бочая сила обладает повышенной текучестью. Производства в развивающихся странах вовлекают в себя большое коли­ чество неквалифицированного ручного труда, что побуж­ дает капиталистов охотнее эксплуатировать рабочую силу Юга и все более уменьшать занятость в странах Севера, а это ведет к нарастанию структурной безработицы. В отсутствие роста рынков сбыта фирмы для того, чтобы выжить, вы­ нуждены забирать сегменты рынка у конкурентов. Для это­ го им необходимо постоянно повышать конкурентоспособ­ ность, проводя промышленные реструктуризации и умень­ шая штат, что не может не вызывать катастрофических социальных последствий.

148

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 148

13.11.2012 15:28:23

Процесс делокализации только набирает силу. В 1990 г. промышленные товары, экспортировавшиеся из новых ин­ дустриальных стран Юго-Восточной Азии в развитые стра­ ны Севера, составляли 1,67 % от ВВП последних. Во Фран­ ции товарообмен с НИС во многом объясняет нынешний рост безработицы. Однако мы еще не дошли до пика роста этого феномена. С 1970 по 1990 г. доля НИС в торговле с развитыми странами увеличилась с 0,7 до 6,4 %. Если про­ цесс будет развиваться такими темпами, то через двадцать­ лет эта доля достигнет 55 %.

Промышленная революция позволила интегрировать неквалифицированную рабочую силу в глобальное обще­ ство. Мондиализация, наоборот, исключила из него тех, кто не сумел доказать свою полезность. Здесь заключается фун­ даментальный разрыв со всем предыдущим развитием ка­ питализма, сводящий на нет все положительные эффекты социального компромисса, ставшего возможным благодаря кейнсианскому Государству-Провидению.

Мондиализация пролетариата и финансовая глобали­ зация в связке способны изменить тот экономический и социальный­ курс, который превалировал на протяжении десятилетий­ экономического роста после Второй мировой войны. Во время славного тридцатилетия (1945–1975) капи­ тализм фордистского типа вынужден был считаться с соци­ альными требованиями, принятыми в ведущих индустри­ альных обществах, как и со стремлением государств влиять на международный экономический порядок. Государство­- Провидение было результатом этого исторического компро­ мисса между трудом и капиталом, т. е. результатом принятия капиталистическими стратегами социальных требований. Мондиализация привела к разрыву с этим общественным договором. Логика капитала начала игнорировать социаль­ ные требования, что поставило под вопрос иерархию зар­ плат и коллективную солидарность.

Этот разрыв связи между экономикой и социальной си­ туацией шел параллельно разрыву связи между Государством-

149

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 149

13.11.2012 15:28:23

Провидением и средним классом, которому Запад был обя­ зан экономическим ростом предшествовавших десяти­ летий. Вместе с мондиализацией мы присутствуем при появлении общества, основанного на песке. Это означает, что в результате непрочности социального устройства огромные массы людей могут в одночасье оказаться на са­ мом дне, тогда как большая часть капиталов концентриру­ ется в высших сферах. В результате происходит размыва­ ние среднего класса, который «в начале XX века не только порождал капитализм, но и способствовал его росту»16. Во время славного тридцатилетия этот средний класс не пере­ ставал консолидироваться, вовлекая в свои ряды все более широкие массы населения, что приводило к относительно­ му уменьшению неравенства. Эта модель среднего класса, распространяющаяся на все более широкие слои населения (движение, которое мы считали необратимым), сегодня все более ставится под вопрос.

Результатом этого является глубинная трансформация классов и отношений внутри капиталистических стран. Деструкции среднего класса соответствует параллельная деструкция тех прослоек народа, которые отвечали за удо­ влетворение его социальных требований и защиту его прав. Профсоюзы более не противостоят ТНК, привыкшим играть на разнице зарплат на мировом рынке. Их традиционные способы ведения борьбы с властями оказались бессиль­ ными перед транснациональными компаниями. Эта эволю­ ция подобна чудовищному регрессу, который возвращает то состояние сверхэксплуатации, которое имело место на заре существования промышленного капитализма. Карл Маркс, несмотря на ошибочность своей философии исто­ рии, правильно увидел логику присвоения, ведущую к ма­ териализации человеческих отношений. Ирония истории состоит в том, что правильность тезисов Маркса была до­ казана в момент крушения советской системы. Именно то­ гда логика капиталистической прибыли начала реализовы­

150

Benua_Protiv_Liberalizma_84x108.indd 150

13.11.2012 15:28:23

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]