Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Psikhologija_aktivnosti_i_povedenija.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
1.15 Mб
Скачать

Лекция 4 проблема поведения в гуманистической психологии

Другое направление, решительно отвергнувшее бихевиоризм за игнорирование коренных человеческих проблем и своеобра­зие психической организации человека, выступило под названием гуманистической психологии. Гуманизм (от лат. «гуманис» — «человечный») — это общая ориентация на отношение к человеку, его правам и свободе как высшей ценности — присущ множеству философско-психологических течений и теорий. Смысл же направления, о котором идет речь, и повод, побудивший его при­верженцев назвать свою концепцию гуманистической, могут быть поняты только при обращении к тому историко-психологическому контексту, в котором эта концепция созидалась.

Она возникла в середине XX в., когда общий облик американ­ской психологии (в среде которой и приобрело авторитет указанное движение) определялся всевластием двух направлений, о которых порой говорят как о «двух силах», различных вариантах бихевиоризма и психоанализа.

Будучи общепсихологическими, они внедрялись также и в раз­личные сферы практики, в особенности психотерапевтической. В среде психотерапевтов и раздались громкие голоса протеста про­тив «двух сил», которым не без основания инкриминировались дегуманизация человека, его трактовка либо как робота (или в более современном стиле как маленького компьютера), либо как невротика, бедное «я» которого разрывают различные комплексы — сексуальные, агрессивные, неполноценности и др. Ни то ни другое, как заявили инициаторы создания особой гуманистической психологии, не позволяет раскрыть позитивное, конструктивное начало целост­ной человеческой личности, ее неистребимое стремление к твор­честву и самостоятельному принятию решений, выбору своей судь­бы. Гуманистическая психология, выступив против бихевиоризма и психоанализа, провозгласила себя «третьей силой».

В центр исследовательских интересов перемещались пробле­мы переживания человеком своего конкретного опыта, не своди­мого к общим рассудочным схемам и представлениям. Речь шла о восстановлении аутентичности личности (ее доподлинности), вос­становлении соответствия ее экзистенции (существования) истин­ной природе личности. При этом предполагалось (под влиянием философии экзистенциализма), что истинная природа открывается в т.н. пограничной ситуации, когда человек оказывается между бытием и небытием. Именно в таких условиях человек освобожда­ется от всех сковывающих его условностей и постигает свою экзи­стенцию. Если во всех предшествующих психологических теориях решающая роль придавалась зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление переместило вектор времени жизни в направлении будущего. Свобода выбора и открытость будущему — таковы признаки, на которые должны ори­ентироваться концепции личности.

Только в этом случае они помогут человеку избавиться от чув­ства «заброшенности в мире» и обрести смысл своего бытия.

Гуманистическая психология отвергла конформизм как «урав­новешивание со средой», приспособление к существующему поряд­ку вещей и детерминизм как уверенность в причинной обусловлен­ности поведения внешними биологическими и (или) социальными факторами.

Конформизму были противопоставлены самостоятельность и ответственность субъекта, детерминизму же — самодетерми­нация. Именно это отличает человека от остальных живых существ и является качеством, которое не приобретается, а заложено в его биологии.

Биологию человека отличает сопротивление равновесию, по­требность, скорее, поддержать неравновесное состояние, определенный уровень напряжения, чем устранить его посредством приспо­собительных реакций, как это следовало из версии о диктате гомеостаза.

Развитие «третьей силы» имело социальную подоплеку. Оно выражало протест против деформации человека в современной западной культуре, лишающей его своей «личностности», на­вязывающей представление о поведении, регулируемом ли­бо бессознательными влечениями, либо хорошо слаженной ра­ботой «социальной машины».

Применительно к практике психотерапии было сформулиро­вано новое кредо — пациента следует трактовать способным са­мостоятельно вырабатывать свои ценностные ориентации и реализовывать им самим сконструированный жизненный план.

Главная установка психотерапии, согласно одному из лидеров гуманистической психологии, американскому психологу К. Род­жерсу (1902—1990), должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем как уникальной персоне. «Терапия, центрированная на клиенте» (1951) — так называлась книга Род­жерса, где утверждалось, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиен­том, пришедшим за советом, причем психолог призван сосредо­точиться не на проблеме, беспокоящей клиента, а на нем самом как личности, с тем чтобы пробудить в нем первичную потребность в самоактуализации.

При этом важно представить, каким видится субъекту его «фено­менальное поле», т.е. осознаваемый им внутренний план собственно­го поведения. Для этого нужна «теплая эмоциональная атмосфера», в которой ин­дивид (впоследствии Роджерс перенес акцент на группу индивидов, т.е. на групповую психотерапию) реинтегрирует свою творческую личность как целое, и тогда он избавляется от тревоги, психологиче­ских стрессов и т.п.

Главная задача — не решение отдельной проблемы, которой он озабочен, а преобразование его личности благодаря тому, что он пе­рестраивает свой феноменальный мир в систему потребностей, среди которых важнейшей является потребность в самоактуализации.

К движению, названному гуманистической психологией, при­нято относить и ряд других концепций, в частности концепции А. Маслоу (1908-1970) и В. Франкла. Маслоу разработал целост­но динамическую теорию мотивации.

В своей книге «Мотивация и личность» (1954) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта по­требность в самоактуализации, высшим выражением которой слу­жит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.

Не от сексуальных травм (как учил Фрейд), а от подавления этой витальной потребности возникают неврозы, душевные рас­стройства. Соответственно, и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восста­новления и развития высших форм мотивации, заложенных в при­роде человека.

В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но в осо­бом, отличном от американского варианте, близок Франкл, назвав­ший свою концепцию логотерапией (от греч. «логос» — «смысл»). В отличие от Маслоу Франкл считает, что человек обладает свобо­дой по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла.

Не принцип удовольствия (Фрейд) и неволя к власти (Адлер), а воля к смыслу — таково, согласно Франклу, истинно человече­ское начало поведения.

Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам.

Это создает напряженность, с которой он может справиться благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым без­выходным и критическим ситуациям.

Свобода — это способность изменить смысл ситуации даже тогда, когда «дальше некуда».

В отличие от других адептов гуманистической психологии Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как сред­ство осуществления смысла.

Поэтому и рекомендованную Роджерсом, Маслоу и другими психологами установку на самовыражение личностью своих аутен­тичных ее внутренней природе мотиваций (будь то независимость от других людей либо в интенсивном общении друг с другом) Франкл считал недостаточной для человека, чтобы понять, зачем жить.

Быть человеком — значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу).

Франкл разработал специальную технику психотерапии (иног­да ее относят к третьей — после Фрейда и Адлера — венской шко­ле психоанализа), ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т.п.), возникающих при столкновении с психологически трудной для личности и даже ощущаемой ею в качестве непреодолимой преграды.

Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние «экзистенциального вакуума» (термин «экзистенция» означает «существование») в виде чувства точки, апатии, опустошенности. -

Различные ветви гуманистической психологии развились с целью преодолеть ограниченность теорий, оставивших без внимания своеобразие психического строя человека как целостной лично­сти, способной к самосозиданию, реализации своего уникального потенциала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]