Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Добровольский В.И. Анализ и комментарий корпоративного законодательства и судебной практики. - М. Волтерс Клувер, 2007.rtf
Скачиваний:
78
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
5.99 Mб
Скачать

8.2. Зарубежное корпоративное законодательство как один изисточников знаний для реформированиянационального законодательства

8.2.1. Унификация корпоративного законодательства зарубежных стран

В своей пояснительной записке в Правительство РФ к законопроекту по реформированию корпоративного законодательства Минэкономразвития России не упоминает о прогрессивном опыте зарубежных стран в данном вопросе, который был использован разработчиками законопроекта. Однако автор уверен, что такой опыт учитывался, так как в вопросе корпоративного законодательства не стоит полагаться на "особый исторический путь" России, имея в виду, что на протяжении более полувека у нас практически отсутствовало предпринимательское право.

Современное корпоративное право России - это не тот объект, который можно "до основания разрушить, а затем", используя принцип "хотели как лучше, а получилось как всегда", производить смелые эксперименты.

Россия - часть Европы и находится не в безвоздушном пространстве. Ее законодательство обязано вписываться в общую европейскую концепцию.

Предприниматель из Европы, ведущий бизнес в России, не должен чувствовать себя в нашей стране в каком-то особом правовом поле. То же относится к российскому предпринимателю, сталкивающемуся с необходимостью применения корпоративного законодательства стран ЕЭС.

Римский договор 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества предусмотрел создание общего рынка стран-участниц, снятие количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов. Становление общего рынка проходило в несколько этапов. Подписание в 1991 г. Маастрихтского договора о создании Европейского союза повлекло закрепление единого внутреннего рынка стран-участниц.

Некоторые из высших органов ЕС - Совет и Комиссия имеют право издавать нормативные правовые акты: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения. Регламенты служат актами прямого действия и обязательны для каждого государства - члена ЕС. Директивы содержат обязательные положения для государств, которым они адресуются, и реализуются на основании правовых актов, издаваемых этими государствами. Решения обязательны лишь для субъектов, которым они адресованы. Рекомендации и заключения не носят императивно обязывающего характера.

Россия является участницей региональных соглашений. Так, имеется ряд соглашений, касающихся торговли, заключенных в рамках СНГ. Действуют межгосударственные соглашения по вопросам торговли с различными странами.

С момента образования Европейского экономического сообщества начался и усиленно идет процесс унификации правовых норм, регулирующих отношения в сфере создания и деятельности коммерческих юридических лиц.

Унификация данных правовых норм (European Company Law) происходит посредством директив, принимаемых Советом министров ЕС, которые содержат общие принципы и нормы, подлежащие применению и более детальному регулированию в национальном законодательстве отдельных государств- членов Европейского союза *(22).

С 1968 г. Европейским Сообществом принято 12 директив по праву компаний, большинство которых касается вопросов создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

В соответствии со ст. 77 соглашения о создании Европейской экономической зоны, новая редакция которого была подписана в мае 1992 г. и вступила в силу 1 января 1994 г., директивы ЕС по праву компаний подлежат обязательному инкорпорированию в национальное законодательство.

Перед ЕС в настоящее время стоят такие цели в области унификации корпоративного права:

1) создание общей основы и прозрачности устава компаний, структуры их капитала и корпоративного управления;

2) понятность и прозрачность финансовой отчетности компании относительно ее финансового положения;

3) раскрытие информации компанией в случае привлечения средств инвесторов.

Первая директива по корпоративному праву - Директива о публичности (с поправками) *(23).

Директива о публичности отражает континентальную правовую традицию, заимствованную из немецкой структуры торгового реестра. Ее основной чертой является то, что только после регистрации компания автоматически становится компанией с ограниченной ответственностью, т.е. юридическим лицом.

Органы управления общества, зарегистрированные надлежащим образом, вправе независимо от того, имеются ли у них договорные ограничения полномочий или нужно предварительное одобрение их действий со стороны акционеров или иных руководящих органов, что может быть предусмотрено в уставе. Вопрос о превышении полномочий данными лицами носит внутрикорпоративный характер и связан, в первую очередь, с возмещением убытков причиненных акционерам лицами, входящими в органы управления (если таковые имели место).

Юридическая сила торгового реестра состоит, например, в том, что прекращение полномочий руководящих органов общества не имеет юридической силы в отношении третьих лиц, которые не информированы об этом в отсутствие записи в реестре. Руководитель, срок полномочий которого закончился, но записи об этом нет в реестре, может по-прежнему законно связывать компанию обязательствами. И напротив, занесенные в реестр факты должны учитываться, и на них могут полагаться действующие добросовестно третьи лица.

Для подтверждения полномочий руководящих органов, зарегистрированных в реестре, не нужно представлять доверенности или решения общего собрания (наблюдательного совета). Компания предоставляет любым лицам возможность бесплатно ознакомиться с записями в реестре, с основными документами компании (устав). Кроме того, все записи в реестре подлежат публикации в официальном издании.

На бланках компании должна раскрываться информация о правовой форме компании, ее местонахождении, а также о реестре, в котором она зарегистрирована, и о регистрационном номере.

Страны ЕС вправе вводить собственные дополнительные требования по раскрытию информации. В Германии требуется указывать имена всех руководителей, а во Франции - размер уставного капитала компании. С1января 2007 г. государства-участники должны обеспечить опубликование записей в реестре в электронной форме.

В ЕС имеется градация компаний на публичные и непубличные. Публичными компаниями с ограниченной ответственностью являются компании, которые имеют право выпускать акции на предъявителя и иметь листинг на фондовых биржах.

Для того чтобы всем было понятно, кто является владельцем компании и имеет право определять основные решения компании, в странах ЕС разработаны требования об уведомлениях и публикациях относительно того, какие доли в процентах от общего числа акций дают право вето против квалифицированного большинства, какая доля необходима для получения большинства или квалифицированного большинства голосов.

В ЕС установлены специальные пороги в 5, 10, 20, 33 (1/3), 50, 66 (2/3) процентов голосов, в случае изменения которых в большую или меньшую сторону требуется уведомлять надзорный орган в области рынка ценных бумаг и публиковать эти данные. Неуведомление означает лишение права голоса.

Согласно Директиве ЕС об инсайдерской деятельности и о манипулировании рынком (Insider and Market Manipulation Directive) необходимо публиковать данные о любых крупных покупках и продажах акций компании членами ее руководства и членами их семей.

Директива ЕС о поглощении (Takeover Directive) включает такие меры, как раскрытие деталей предложения; мнение о поглощении руководства компании; право акционеров проводить голосование по вопросам о противодействии поглощению; приобретение акций одной категории по одинаковой цене. Главное обязательство состоит в обязанности предложить выкупить все акции компании, если акционер прямо или косвенно владеет контролирующим пакетом акций.

В связи с этим Россия, являющаяся частью Европы, не может не учитывать общие тенденции в развитии корпоративного законодательства стран ЕЭС и не использовать наиболее передовые наработки в этом вопросе в целях реформирования и совершенствования собственного корпоративного законодательства.

К сожалению, рядовой пользователь корпоративного права в России практически лишен информации о том, насколько наше законодательство соответствует требованиям, предъявляемым к такому же законодательству в странах ЕЭС. Сравнительные исследования (если они и проводятся) не являются популярными и общедоступными, и информация о них крайне редко упоминается в ходе дискуссии о путях реформы корпоративного законодательства в России.

Одной из стран, имеющих наиболее передовое и эффективное корпоративное законодательство, считается Германия. Автор предлагает рассмотреть некоторые позитивные аспекты законодательства Германии в сравнении с корпоративным законодательством России с целью выработки представления о возможных путях его реформирования. Кроме того, ряд примеров приведен из законодательства Нидерландов и Финляндии.

Соседние файлы в предмете Гражданское право