Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

7кл_Петровская_Русская литература_ч2

.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
8.02 Mб
Скачать

Ведриг. И это решило судьбу Антуана. Некоторое время юноша ещ¸ колебался между архитектурой

èавиацией, но в 1921 году, призванный в армию, окончательно выбрал свою дорогу: в небо.

Он был пилотом, был начальником французского аэродрома в испанском Марокко, потом — директором воздушных линий компании “Аэро- поста—Архентина”. Шли двадцатые, тридцатые годы — молодость авиации. На ещ¸ несовершенных машинах Экзюпери овладевал техникой ноч- ного пол¸та, учился водить гидросамол¸т, прокладывал новые трассы. Где он только не летал — побывал и над Кордильерами, и над Сахарой, не однажды разбивался со своей машиной, не однажды, рискуя жизнью, летел на помощь товарищу. Он всегда чувствовал себя в ответе за людей и перед людьми. И чем чаще смотрел он в лицо смерти, тем больше любил жизнь. Чем дольше он был в небе, тем ближе и родней становилась ему земля, тем сильней он хотел видеть е¸ мирной, чистой, счастливой — земл¸й для людей. И тем богаче становился он мыслями и чувствами, которыми не мог не поделиться с людьми. Так Антуан де СентЭкзюпери стал писателем.

Первая его повесть, “Южный почтовый”, появилась в 1928 году, вторая, “Ночной пол¸т”, — в 1931,

èс нею пришла слава. Он писал не только о жизни

èтруде “крылатых” людей. Талантливый журналист, он сердцем откликался на вс¸, что происходило в мире. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Во время гражданской войны в Испании он, корреспондент французских газет, с

тревогой пишет о судьбах Европы, о будущем, кото-

160

рому угрожает фашизм. <...> Ибо он настоящий гуманист. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть — “Земля людей” (1939). И потому... в годы грозных бо¸в человечества с фашизмом он не в стороне, он в строю. После многих ранений и аварий он был признан негодным для службы в авиации, но вернулся на само- л¸т и воевал до того дня, когда Францию захватил враг. И вот Экзюпери в эмиграции, в Америке. Скорбью о поверженной родине, гневом и ненавистью к захватчикам дышат страницы “Письма заложнику” и повести “Военный л¸тчик”. Но есть во вс¸м, что он пишет, ещ¸ и страстная вера в будущее человечества, и страстное убеждение, что за это будущее каждый из нас в ответе и каждый должен всеми силами его отстаивать.

Во имя свободной, счастливой, достойной человека жизни Экзюпери ещ¸ раз добился права сражаться. Уже немолодой, израненный и искале- ченный до того, что не мог без помощи товарищей натянуть комбинезон и забраться в кабину, он ещ¸ мог вести машину и стрелять. И он вновь встретился с врагом и 31 июля 1944 года погиб в воздушном бою. Нет, он жил не очень долго и написал не очень много. Но и жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он сумел многое сказать людям.

Незадолго до своей гибели Экзюпери написал небольшую, совсем не похожую на другие книжкусказку “Маленький принц” и сам е¸ иллюстрировал. Печальная и насмешливая сказка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. А впрочем...

Ведь и в подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу смыслом скрыто порою иносказание, глубинные пласты великой

161

мудрости... Над нею и улыбн¸шься, и взгрустн¸шь, а главное, непременно задумаешься. Ибо сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, по-хорошему, без сентиментальности трогательна. Сказка эта мудрая и человечная, и автор е¸ не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно... говорит он о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям. О нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой ещ¸ не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земля».

Нора Галь, переводчик с французского

сказки «Маленький принц»

* * *

Итак, перед вами сказка, в которой автор «обращается в равной мере и к вам, и к вашим родителям, ко всем... кто хочет задуматься о жизни и попытаться понять, что в ней имеет настоящую ценность. Вот почему эту сказку... принято называть философской»1.

Много удивительного и мудрого содержит эта сказка, и поэтому она требует особого, вдумчивого чтения. Сам Экзюпери признавался: «Я не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы».

Читая е¸, попробуйте записывать в свою те- традь-дневник вс¸, что вам покажется особенно интересным: мысли автора или слова героев сказки, которые будут созвучны вашим размышлениям о жизни. Попытайтесь сами раскрыть аллегории этой сказки, разгадать е¸ символы.

_________

1 См. сноску на с. 159.

162

1.Каким предста¸т перед вами Маленький принц? Какие у него представления о жизни, какие правила? Что он пытается понять, найти в путешествии по другим планетам? Что Маленький принц узна¸т о людях, встречаясь с хозяевами других планет?

2.Где и как Маленький принц позна¸т подлинную сущность отношений между людьми? Чему его учит Лис? Что в дружбе самое главное? Какие слова показались вам самыми важными в сказке?

3.Что помогли вам понять рисунки автора сказки?

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

С рисунками автора

(В сокращении)

Леону Верту Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И ещ¸: он понимает вс¸ на свете, даже детские книжки. И, наконец, он жив¸т во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же вс¸ это меня не оправдывает, я посвящу книжку тому мальчи- ку, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю по-

священие:

Леону Верту, когда он был маленьким

²

Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удиви-

163

тельную картинку. На картинке огромная змея — удав — глотала хищного зверя. <...>

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».

ßмного раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был рисунок ¹ 1. Вот что я нарисовал:

ßпоказал мо¸ творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

— Разве шляпа страшная? — возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно вс¸ объяснять. Вот мой рисунок ¹ 2:

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками ¹ 1 и ¹ 2, я утратил веру в

164

себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им вс¸ объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на л¸тчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отли- чить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собь¸шься с пути.

На сво¸м веку я много встречал разных серь¸з- ных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. <...>

II

Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самол¸та. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам вс¸ починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.

Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок. Вообразите же мо¸ удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:

Пожалуйста... нарисуй мне барашка!

À?..

Нарисуй мне барашка...

165

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Про- т¸р глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серь¸зно меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на мо¸м рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художника из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов — снаружи и изнутри.

Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это реб¸нок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:

— Но... что ты здесь делаешь?

И он опять попросил тихо и очень серь¸зно:

— Пожалуйста... нарисуй барашка...

166

Вс¸ это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я вс¸- таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, — и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что я не умею рисовать. Он ответил:

— Вс¸ равно. Нарисуй барашка.

Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать: удава снаружи.

И очень изумился, когда малыш воскликнул:

Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой.

Óменя дома вс¸ очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.

И я нарисовал.

Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:

Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.

Я нарисовал.

Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.

— Ты же сам видишь, — сказал он, — это не барашек. Это большой баран. У него рога...

Я опять нарисовал по-друго- му. Но он и от этого рисунка отказался.

167

— Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.

Тут я потерял терпение — ведь мне надо было поскорее разобрать мотор — и нацарапал вот что:

И сказал малышу:

Вот тебе ящик. А в н¸м сидит такой барашек, какого тебе хочется.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?

À ÷òî?

Ведь у меня дома всего очень мало...

Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

Не такой уж он маленький... — сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. — Смот- ри-ка! Он уснул...

Так я познакомился с Маленьким принцем.

III

Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпа´л меня вопросами, но когда я спрашивал о ч¸м-нибудь, он словно и не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом обро- н¸нных слов мне вс¸ открылось. Так, когда он впервые увидел мой самол¸т (самол¸т я рисовать не стану, мне вс¸ равно не справиться), он спросил:

— Что это за штука?

168

Это не штука. Это самол¸т. Мой самол¸т. Он летает.

И я с гордостью объяснил ему, что умею летать. Тогда он воскликнул:

Êàê! Òû óïàë ñ íåáà?

Да, — скромно ответил я.

Вот забавно!..

ÈМаленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоклю- чениям относились серь¸зно. Потом он прибавил:

— Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?

«Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» — подумал я и спросил напрямик:

— Стало быть, ты попал сюда с другой планеты? Но он не ответил. <...>

Èя попытался разузнать побольше:

Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести моего барашка?

Он помолчал в раздумье, потом сказал:

Очень хорошо, что ты дал мне ящик: барашек будет там спать по ночам.

Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе вер¸вку, чтобы дн¸м его привязывать.

Èколышек.

Маленький принц нахмурился:

Привязывать? Для чего это?

Но ведь если ты его не привяжешь, он забре- д¸т неведомо куда и потеряется.

Тут мой друг опять весело рассмеялся:

Äà êóäà æå îí ïîéä¸ò?

Мало ли куда? Вс¸ прямо, прямо, куда глаза глядят.

169