Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРОГРАММА ОРДИНАТУРА ПСИХИТАРИЯ.docx
Скачиваний:
214
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
235.58 Кб
Скачать

Тема 6 «Психические расстройства при опухолях головного мозга»

Больной Ю., 52 года, директор средней школы. С детства страдает мезотимпанитом, обострения отита всякий раз сопровождались головными болями. За последние 4 года - гипертоническая болезнь, стенокардия. За 2 месяца до поступления в психиатрическую клинику в связи с употреблением «недоброкачественного вина» появилась рвота, головная боль. Вскоре присоединились головокружения, отвращение к пищи, бессонница. Рвота стала возникать час связи с приемом пищик иногда по ночам. С подозрением на обострение отита был помещен в отолярингологическое отделение, однако этот предвари тельный диагноз не был подтвержден. В период обследована больной обратил на себя внимание странностями в поведении, Ранее подтянутый, аккуратный, вежливый человек стал неряш­ливым, грубым, ходил по отделению в нижнем белье, курил где попало, заглядывал в чужие тумбочки, без надобности открывал водопроводные краны. В ответ на замечания плоско отшучивался или разражался нецензурной бранью. Не стесняясь окружающих, приставал к сестрам и санитаркам, делал им циничные предложения. Был консультирован невропатологом, который рекомендовал лечение больного в психиатрическом стационаре куда он и был переведен с диагнозом: церебральный атероскле­роз с изменением личности.

В психиатрической клинике больной находился одну неделю. В отделении большую часть времени проводил в постели, жалуясь на головную боль: «Такая нестерпимая, что ругаюсь!». При усилении головной боли несколько раз возникала рвота. Спал плохо, только после приема снотворных. Настроение у боль­ного неустойчивое: то он эйфоричен, беспечен, разговорчив, то вдруг начинает плакать. Несмотря на разговорчивость больного получить у него необходимые анамнестические сведения трудно он постоянно отвлекается, теряет нить разговора, внимание его легко привлекается случайными предметами. Речь непоследовательна, временами состоит из обрывков фраз. В речи с трудом подыскивает слова, иногда вместо нужного слова употребляет другое, сходное по смыслу или по созвучию. Так, услышав телефонный звонок, спрашивает: «Ну чего он там фикает», при измерении кровяного давления говорит врачу: «Ну тычь, тычь». Смысл задаваемых ему вопросов улавливает с большим трудом часто отвечает невпопад и лишь при повторении вопроса с три дом находит нужный ответ. С таким же трудом понимает смысл даваемых ему инструкций (расстегнуть пуговицу, снять рубашку и т. п.). Не может сразу назвать показываемые ему простые обиходные предметы, а назвав их правильно, продолжает то же название давать и другим демонстрируемым ему предметам. Так, назвав часы, при показе ему карандаша, пуговицы, ложки повторяет: «Часы... Часы...». В целом, больной производит впе­чатление человека, находящегося вне времени и пространства. Он не находит своей палаты, не следит за временем, не знает, наступило ли время обеда или нет, не может сказать, где он находится, то говорит, что в терапевтической клинике, то — у сестры в соседнем городе. Грубо нарушена память, больной не может запомнить имени лечащего врача, текущей даты, не может назвать ни одной даты из своей личной или общественной жизни.

Данные соматического обследования: общее физическое состояние удовлетворительное. Границы сердца слегка расширены влево, тоны приглушены, акцент 2-го тона на аорте. Пульс слегка напряжен, ритмичен, 75—80 уд. в I мин., АД — в пределах Ч 180\180 до 170/85 мм. рт. ст. При аускультации легких справа в прикорневой зоне выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. В анализе крови — ускорение РОЭ до 20 мм в час; в остальном без патологических изменений. Анализ мочи — в норме. При неврологическом обследовании установлено следующее: парез конвергенции слева, сглажена левая носогубная складка, сухожильные рефлексы слева выше, чем справа, брюшные слева понижены, быстро истощаются. Резко выражены хоботковый и хватательные рефлексы, намек на симптом Кернига с обеих сторон, чуть больше слева. Спинномозговая жид­кость прозрачная, давление ее — 280 мм. вод. ст., общее содержание белка 0,66%о, цитоз 7/3, реакции Нонне-Аппельта, Панди и Нейхбродта положительные. На рентгенограмме черепа — небольшое усиление пальцевых вдавлений в лобной и височной областях, усиление сосудистого рисунка в теменной области. На глазном дне соски зрительных нервов с сероватым оттенком, гра­ницы их стушеваны, вены расширены, артерии узкие. На ЭЭГ: умеренно выраженная диффузная дизритмия колебаний, в пра­вой задней височной области — очаг патологических медленных волн высокой амплитуды.

После обследования больной был переведен в нейрохирургическое отделение, где на следующий день его состояние резко ухудшилось. Была сделана декомпрессионная трепанация черепа, но несмотря на это, больной скончался, не приходя в сознание. На вскрытии установлено: раковая опухоль в области правого средостения с метастазами в головной мозг — в лобную и затылочную области правого полушария.

-Психические нарушения в связи с опухолью головного мозга

-Гипертонический психоз

Ответ. Психические нарушения в связи с опухолью головного мозга Жалобы больного на сильную головную боль, головокружения, рвота, неврологические симптомы - все это должно служить основанием для такого предположения.

Но наиболее веским основанием для того, чтобы поставит диагноз опухоли головного мозга, служит динамика болезни и, в частности, психических расстройств. Для злокачественных интракраниальных опухолей характерно прогрессирующее течение болезни с нарастанием тяжести симптомов, с углублением рас­стройств сознания.