Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политика учебное пособие.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
2.37 Mб
Скачать

6.3. Программно-целевой подход и программирование в государственной региональной экономической политике

Уже на протяжении многих десятилетий системный подход к управлению экономикой воплощается в программно-целевом методе управления.

Рассмотрим вначале общие положения, основанные на логике, согласно которой исходным пунктом принятия управленческих решений и осуществления управляющих воздействий со стороны субъекта управления должно быть осознание и установление целей, на достижение которых ориентируется управление. Так что программно-целевое управление – это управление, которое исходит из целевых установок.

Программно-целевому управлению свойственны следующие черты:

- четкая постановка и систематизация целей, которых надо достичь, чтобы решить проблему, представление их в виде «дерева целей и задач»;

- переход от совокупности системно организованных целей и задач к системе целереализующих действий, мероприятий, проведение которых ведет к ослаблению или снятию проблемы;

- установление средств, ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий в заданные сроки, и источников поступления ресурсов;

- использование организационно-экономических механизмов управления реализацией намеченных мер, контроля за их использованием и обеспечением со стороны органов управления.

В самом кратком виде формулу программно-целевого метода можно представить в виде логической цепочки «цели – пути – средства – организация исполнения»76.

Программно-целевое управление (ПЦУ) в расширенной трактовке, т.е. вне зависимости от уровня и объекта его применения, – это воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. При этом ПЦУ, как и любое управление, в отличие от планирования, включает в себя и реализацию принятого управленческого решения.

В узкой трактовке этого понятия программно-целевое управление сводится к разработке и реализации программ различного вида, или, если быть более точными, ПЦУ – это совокупность планово-организационных средств формирования комплекса взаимоувязанных мероприятий, включая обоснование исходной потребности, цели, ее конечных и промежуточных подцелей, связывающих эти подцели работ, ресурсов и финансово-организационных условий, необходимых и достаточных для достижения цели решаемой проблемы77.

В середине 1990-х гг. реализацию программно-целевого метода в современных условиях России предполагалось осуществлять в виде федеральных целевых программ (ФЦП), которые должны были стать одним из важнейших средств реализации экономической политики государства, активного воздействия на производственные и другие процессы.

Также ФЦП стали основным инструментом хозяйственной поддержки субъектов Федерации, включающим всю или какое-либо направление социально-экономического развития региона. При этом каких-либо четких критериев отбора регионов, социально-экономических проблем, которые должны решаться программными методами с участием федерального бюджета, никогда не существовало и до сих пор не существует.

С середины первого десятилетия 2000-х гг. список федеральных целевых программ региональной направленности формирует Правительство РФ, при этом контроль со стороны законодательных органов страны очень слабый. Данные программы используются в основном для решения текущих проблем, без должного учета стратегической роли отдельных крупных территорий в развитии страны. Федеральные целевые программы для регионов, принимавшиеся в 1995–2005 гг., касались самых разных по своему социально-экономическому положению субъектов Федерации, хотя в целом, конечно, по проблемным регионам было утверждено больше программ, нежели по относительно благополучным. Утверждение или отклонение программы развития территории во многом зависело от инициативности региональных властей, иначе трудно объяснить, почему, например, в Центральном экономическом районе были приняты программы для Брянской, Костромской и Тверской областей, но не было программы для самой проблемной в этом макрорегионе Ивановской области, или почему на Дальнем Востоке отдельная программа была принята по Республике Саха (Якутии) – отнюдь не самому бедному субъекту данного федерального округа.

Своеобразным «решением» проблемы четких критериев отбора регионов, по которым должны были разрабатываться федеральные целевые программы, стало значительное недофинансирование принимавшихся программ. При этом программы финансировались по-разному, что было проявлением индивидуализации отношений Центра и того или иного региона. Федеральные власти признавали явную ненормальность сложившейся ситуации, поэтому с закона о федеральном бюджете на 2002 г. российское правительство пошло на резкое сокращение числа федеральных целевых программ социально-экономического развития территорий – с нескольких десятков до нескольких единиц.

Программы по развитию республик, областей, краев могут рассматриваться как часть федеральной региональной политики, когда они подготовлены для территорий, которые переживают тяжелейший кризис.

Заведомая неисполнимость программ была обусловлена в первую очередь сбоем, произошедшим уже на стадии отбора проблем, требующих программной разработки. Неэффективные механизмы фильтрации предложений о программных разработках на стадии отбора проблем приводят к признанию программными очень многих проблем, большинство из которых, во-первых, вполне могут быть решены и без включения в программу, во-вторых, выходят далеко за пределы возможностей ресурсного обеспечения как из бюджетных, так и из внебюджетных источников.

Причины недостаточной эффективности федеральных программ регионального развития:

- отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций, низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

- недостаточный учет в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики;

- распределительный принцип построения программ, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов, неувязка программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более – тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;

- отсутствие системного подхода и адекватного современным требованиям стратегического планирования развития региона.

При внедрении целевого индикативного планирования долж­ны также применяться региональные целевые программы экономического и социального развития, сводящие в единую систему источники финансирования, производственные процессы, фондообразование, социальные факторы. Эти программы должны быть составной частью соответствующих федеральных программ. Однако учесть условия всех целевых региональных программ очень сложно, т.е. целевые локальные программы – это малореальный инструмент развития региона.

При принятии планов, программ все большее значение в России приобретают субъективные интересы и лоббистские рычаги.

По примеру Правительства РФ многие субъекты РФ принимают на своем уровне региональные программы для решения актуальных проблем территории. С теоретической точки зрения, отбор, разработка этих программ должны проходить аналогичные этапы, как и ФЦП. Но проблема финансирования здесь еще сложнее, чем на уровне Федерации. В связи с тем, что бюджеты 80–85% субъектов РФ получают помощь из федерального бюджета и по существу не обеспечивают себя даже в соответствии с минимальными социальными нормативами, найти дополнительные финансовые ресурсы для решения актуальных проблем развития хозяйства территории практически нереально. Многие региональные программы, утвержденные на уровне республики, области, края и не обеспеченные бюджетными средствами, превращаются в несбыточные проекты.

При совершенствовании программного управления необходимо в федеральных целевых программах расширить горизонты долгосрочных инвестиций, которые обеспечивают значительный экономический или социальный эффект. Для субъектов РФ ФЦП должны стать каркасом в инвестиционном механизме страны.

Необходима разработка и реализация ФЦП нового поколения – крупных программ технологического развития, которые способствовали бы формированию в регионах полюсов инновационного роста, территориально-производственных комплексов (кластеров), соединяющих очаги инновационного роста, индустриальные зоны и инфраструктурные цепочки78.

В связи с недостатками в разработке и реализации ФЦП в 2005–2007 гг. возникло другое (пусть, альтернативное) проявление программно-целевого метода – «национальные проекты». Их роль и оценка неоднозначны: одни считают, что это явление положительное, аккумулирующее значительные финансовые ресурсы на решении поставленной задачи, другие экономисты характеризуют их негативно из-за недостаточной проработанности их целей и механизмов осуществления, а также из-за давления политических интересов над экономическими, по сравнению с федеральными целевыми программами.

Государственные программы как метод экономической политики в условиях рынка будут всегда, вопрос только об их соотношении с региональными. Как показала практика, результативность федеральных региональных программ во многом определяется их количеством. Чем меньше, тем больше возможностей их финансового обеспечения. Их число должно быть обосновано традициями отечественного управления и согласовано с текущим состоянием экономики. Программы следует разрабатывать для программно-целевых территориально-производственных комплексов, для определенных районов Севера, районов особой экологической опасности. Для управления этими программами исполнительная власть должна иметь специальные государственные органы, при обязательном участии в этом процессе региональных (местных) органов исполнительной власти. В настоящее время федеральный центр предусматривает создание специализированных компаний, консорциумов с государственным, частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.

Государственное функционирование крупномасштабных региональных программ предполагает создание специальных фондов регионального развития, стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов, предоставление налоговых скидок во избежание истощения недр в связи с возможностью истощения запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате при изъятии земельных площадей под строительство предприятий, введение поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.

В управлении региональными программами особенно важно разграничение компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использовании локальных ресурсов, решении социально-демографических и экологических проблем, осуществлении экономической реформы.

Фактически ФЦП показали свою невысокую способность решать территориальные проблемы, и как метод региональной политики он, на наш взгляд, не может рассматриваться как перспективный.