Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пятикурсникам осенний семестр.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
656.9 Кб
Скачать

Лекция: политика коллективизации и раскулачивания. План

1. Программа форсированной коллективизации.

2. Политика раскулачивания.

3. Сплошная коллективизация.

4. Государственные поставки и самообеспечение колхозников.

I. Программа форсированной коллективизации.

В ленинском теоретическом наследии отсутствовала идея директивной, единовременной и сплошной коллективизации. Развитие в аграрном секторе общественного производства мыслилось им как добровольное крестьянское движение снизу, сопряженное с постепенной механизацией сельского хозяйства. В общих чертах ленинский подход теоретически развивал Н.И. Бухарин, тогда как часть авторитетных ученых-экономистов считали официальный курс на производственную кооперацию преждевременным.

В нэповский период наблюдался процесс «социализации» психологии крестьян-единоличников. На селе получили распространение кредитная, потребительская и другие формы кооперации, которые не затрагивали основ самостоятельного ведения мелкокрестьянского хозяйства. Производственная кооперация, как правило объединявшая сельскую бедноту, не получила ощутимого развития. Колхозы и коммуны нэповской поры критиковались крестьянами-единоличниками за бесхозяйственность, за отсутствие необходимого инвентаря и построек, за падеж скота и прочие экономические потери. С 1925 г. по стране наблюдалась тенденция к сокращению производственных кооперативов.

В расчете на индустриализацию сталинское руководство заключает с другими странами амбициозные контракты, чтобы восстановить дореволюционные экспортные квоты по зерновым и другим культурам на европейском рынке. Внешнеторговые обязательства подталкивают советское руководство к форсированной коллективизации. Сама идея форсированной сплошной коллективизации являлась теоретической инновацией И.В. Сталина, который пренебрежительно относился к потенциалу зажиточного крестьянства. В 1927 г. на XV съезде ВКП (б) было принято решение о проведении сплошной коллективизации. В январе 1928 г. советское руководство прибегает к чрезвычайным мерам для проведения хлебозаготовительной кампании, которая стала прологом к сплошной коллективизации. В декабре 1929 г. Сталин заявил, что на мелкокрестьянской базе невозможно двигать промышленность ускоренными темпами. Одновременно Сталин выдвинул лозунг «ликвидации кулачества как класса».

В 1929-1930 гг. для проведения сплошной коллективизации были привлечены местный партийный и советский аппарат, комсомольский актив, органы ОГПУ и так называемые «двадцатипятитысячники» (рабочие-коммунисты из промышленных центров), которые впоследствии составили управленческий персонал на селе. Коллективизация проводилась также силами «низших» слоев крестьянства.

Форсированная коллективизация состояла из двух взаимосвязанных процессов: объединение крестьянских хозяйств в колхозы и политики раскулачивания. Хронологические рамки форсированной коллективизации можно определить как конец 1929 – май 1934 годов.

II. Политика раскулачивания.

Послереволюционное зажиточное крестьянство, возникшее как социальная группа за годы НЭПа, являлось самой предприимчивой и образованной частью советского крестьянства. Именно зажиточные крестьянские хозяйства поставляли государству товарный хлеб и наполняли государственный бюджет.

Согласно большевистской социологии, все зажиточные крестьяне обозначались в качестве сельской буржуазии (кулаки) и рассматривались как классовые враги в крестьянской среде. Идентификация зажиточного крестьянства как буржуазного слоя достаточно проблематична в силу неопределенности её критериев. Такие критерии как имущественный ценз, использование наемной силы, сдача в аренду земельного надела или инвентаря применимы не только к преуспевающим хозяйствам, но также к середняцким и даже бедняцким хозяйствам.

Чтобы закрепить социально-правовой статус кулацких хозяйств Совнарком СССР разработал положение, согласно которому к кулакам относились те крестьяне, которые: 1. систематически применяли наемный труд; 2. имели в хозяйстве перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию механизмы; 3. сдавали в аренду инвентарь и помещения; 4. занимались торговлей, ростовщичеством и коммерческим посредничеством. Местные органы власти могли по собственному усмотрению дополнить критерии кулачества в соответствии с районной спецификой.

Специальная комиссия под руководством наркома земледелия Я.А. Яковлева накануне коллективизации разделила все кулацкие хозяйства на три категории, каждая из которых должна была подвергнуться дискриминации и репрессиям по политическим мотивам. Наработки комиссии Яковлева легли в основу постановления ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Постановление устанавливало контрольные цифры по раскулачиванию. Постановлением предусматривался арест и заключение кулаков в лагеря; а также выселение раскулаченных в северные и отдаленные районы страны.

За 1930-1931 гг. по стране было раскулачено около 600 тыс. крестьянских хозяйств, кроме того, примерно 200-250 тыс. хозяйств «самораскулачились». Сотни тысяч человек были брошены в необжитых и малообжитых районах Севера, Сибири, Урала и Казахстана.

Массовые репрессии привели к разорению крепких хозяйств на селе и маргинализации социального статуса бывших зажиточных крестьян. В Советском Союзе складывается новая категория граждан - спецпоселенцы (трудовые поселенцы), которые были лишены политических прав и ограничены в гражданских. Только в мае 1933 г. И.В. Сталин и В.М. Молотов составили директиву, которой давалась установка на прекращение массовых репрессий в деревне. Эту директиву можно считать политическим рубежом завершения политики ликвидации кулачества.

В целом Политика ликвидации кулачества опережала политику сплошной коллективизации, стимулируя последнюю психологически, как фактор устрашения единоличников, и экономически. Имущество и средства производства кулацких хозяйств передавались в неделимые фонды колхозов.