Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пятикурсникам осенний семестр.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
656.9 Кб
Скачать

II. Реализация первых пятилетних планов.

В межвоенный период в Советском Союзе успели осуществить два пятилетних плана и приступить к выполнению третьего.

Первая пятилетка (1928/29-1932/33 гг.) протекала в неблагоприятных условиях мирового экономического кризиса и в режиме специфического «дикого социализма», что усугубило трудности роста. Итогом необоснованного планирования стала дезорганизация советской экономики и создание огромного перенапряжения во многих отраслях производства. В начале 30-х годов разворачивается тяжёлый транспортный кризис и уменьшается валовое производство в тяжёлой промышленности. Громадные капиталовложения в промышленность разрушили баланс народного хозяйства и расстроили финансовую систему страны. К середине 1931 г. прекращается финансирование строительства многих основных объектов тяжёлой индустрии с тем, чтобы обеспечить всем необходимым оставшиеся. В результате скопилось много незавершённых строительных объектов.

Сбои в пятилетке советские руководители объясняли происками врагов. Под подозрение попадают так называемые «буржуазные специалисты». Власти проводят сфабрикованные судебные процессы над представителями инженерно-технической интеллигенции, управленцами и плановиками («Шахтинское дело», «Промпартия», «Союзное бюро меньшевиков», «Трудовая крестьянская партия»). Репрессии мешали серьёзному анализу причин экономических трудностей и сохраняли их.

Из-за неимоверной текучки обостряется проблема инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих, занятых в строительстве. Это нередко приводило к авариям, поломкам оборудования и травматизму. Вопреки кампании по популяризации ударничества происходит падение производительность труда. Столкнувшись с трудностями по обеспечению новых строек рабочей силой, с 1931 г. в широком масштабе стал применяться принудительный труд заключённых и спецпоселенцев. К 1940 г. деятельность ГУЛАГа охватывала 17 отраслей, где преобладал физически тяжёлый труд.

В 1932 г. делается попытка перехода от сугубо административных методов к методам экономического стимулирования (так называемый «неонэп»). Однако отказ от уравниловки в оплате труда, частичный возврат к денежной экономике и хозрасчету оказались запоздалой мерой. На 1933 г. приходится высшая точка экономического кризиса в СССР. Объем советской экономики сократился на 20%. В результате Первый пятилетний план по центральным заданиям выполнен не был, хотя показатели добычи каменного угля, железной руды, общей мощности электростанций приблизились к цифрам оптимального плана. Наблюдалось чрезмерное отставание от запланированных рубежей по чёрной металлургии, добыче нефти, торфа, тракторостроению.

В период Второй пятилетки (1933-1937 гг.) безденежная экономика, базировавшаяся на прямом обмене, уже не считалась основным признаком социализма. Теперь социализм, как официальная доктрина, включал в себя товарно-денежную экономику и так называемую социалистическую форму торговли. Эти «теоретические» подвижки позволили изменить систему планирования. С 1933 г. советское планирование вступило в новую, более реалистическую стадию. Контрольные цифры новой пятилетки были достаточно амбициозными, но все-таки более выполнимыми.

В 1933-1935 гг. наступает относительная стабилизация в промышленности и строительстве. Происходит переход от «пафоса строительства» первой пятилетки к «пафосу освоения» производственных мощностей. Новые заводы и шахты, построенные в Первую пятилетку, быстро наращивали производство. Впервые за годы индустриализации промышленное производство росло более быстрыми темпами, чем было предписано пятилетним планом. В 1934-36 гг. план промышленного производства был перевыполнен, выросла производительность труда и значительно снизились затраты.

Стабилизация вернула сталинскому руководству чувство уверенности, следствием чего стало наращивание капиталовложений в экономику. На дальнейший ход Второй пятилетки повлияли также внеэкономические факторы: политизация стахановского движения и массовые репрессии 1937-1938 годов.

Стахановское движение, пришедшее на смену ударничеству, представляло собой новый виток социалистического соревнования. Стахановцы, по замыслу партийных идеологов, должны были «раскачать» трудовые коллективы и директорский корпус на подъем производительность труда и перевыполнение пятилетних планов без дополнительных инвестиций в механизацию производства.

Зачастую стахановцы перекрывали нормы выработки за счёт нарушения технических инструкций и производственного процесса, что приводило к поломкам оборудования, а также перерасходу сырья. Совмещение профессий стахановцами вело к снижению общей квалификации и падению качества производства. Для выполнения стахановских обязательств в рамках предприятий проводились стахановские пятидневки, декады и месячники. Оборудование изнашивалось. Распространение получили сверхурочные работы и штурмовщина.

В результате стахановского движения производственные нормы в промышленности были повышены, что повлияло на снижение производственных расценок. Протест рабочих выразился в демобилизационных настроениях. Текучесть рабочей силы на предприятиях к 1938 г. приняла катастрофические размеры. Любое противодействие стахановской кампании являлось поводом для политических обвинений. В 1937-1938 гг. стахановское движение «снизу» дозирует политику репрессий.

С 1936-1937 гг. развязанный властями террор «сверху» обрушивается на промышленные и транспортные наркоматы. В 1937-1938 гг. были арестованы плановики из нового поколения. Повсеместно наносится удар по директорскому корпусу и инженерно-техническим кадрам на предприятиях. Аресты дезорганизовали всю систему управления экономикой сверху до низу: от Госплана СССР и наркоматов до предприятий и отдельных цехов. Обстановка подозрительности и страха порождала неуверенность, сковывала хозяйственную инициативу и выдвигала в руководители пассивных исполнителей директив вышестоящих органов. Как следствие с 1937 г. началось падение темпов прироста производства. Репрессии парализовали экономическое развитие. Снижается общая производительность труда. Растёт незавершённое производство, увеличиваются диспропорции между различными отраслями. Сокращается ассортимент. В результате Вторая пятилетка по 10 центральным заданиям была выполнена примерно на 70-77%.

Неоднозначные результаты Первой и Второй пятилеток не прошли для советских лидеров бесследно. Новое руководство Госплана дорабатывает следующий пятилетний план с учетом реальных ресурсов и нараставших международных угроз. Третья пятилетка (1938-1942 гг.) планировалась прежде всего как пятилетка оборонной индустрии. Предусматривалось рассредоточение промышленности по всей стране, создание крупных государственных резервов, создание новой металлургической базы на Дальнем Востоке и предприятий-дублёров по ряду отраслей машиностроения, нефтепереработки и химии на Урале и Поволжье.

В течение Третьей пятилетки экономика мучительно преодолевала последствия недавних репрессий, оголивших управленческую вертикаль. Наблюдался экономический спад. В 1939-1940 гг. обнаружилась тенденция к снижению производства основных видов промышленной продукции. По большинству видов гражданской продукции прирост был незначительный. В 1939-1941 гг. наступил период новой волны инфляции, причиной которой было перевооружение Красной Армии. В начале 1941-го года правительство еще раз пересматривает Третий пятилетий план в сторону более интенсивного развития военно-промышленного комплекса за счет остальных отраслей.

Выполнение Третьей пятилетки, которая в современной научной литературе оценивается чрезвычайно критически, было прервано нападением нацистской Германии на Советский Союз.