Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на билеты по СМО (2000-2011).doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
502.78 Кб
Скачать

26. Военно-политическое измерение космического пространства. Возможности использования космоса в военных целях

(из лекции) Причины недостатка многостороннего сотрудничества в космосе:

• Общий технологический разрыв в освоении космоса – США всех опередили, но у них появляются конкуренты (Китай, у которого есть свой ответ США);

• Появление односторонних возможностей для собств.защиты через космос (Надежды лидеров на получение преимуществ в сфере безопасности через использование космоса).

США не хотят признавать точных разграничений между космической и воздушной зонами. США, даже разграничение атмосфера-космос. Однако на авиационную деятельность - нет ограничений. На самолете можно перевозить ядерное оружие, а вот в космосе нельзя.

США приближаются к технология милиторизовать космос, например, орбитальный лазер, противоспутниковые или орбитальные ракеты и пр.

Возможные направления милитаризации космоса:

- противоспутниковые оружие (2007 г. показал Китай, что может сбить спутник, в 2008 г. то же самое сделали США);

- системы слежения и наведения (есть GPS с конца 1980-х, в любой точке земли можно определять точки нахождения приемников; погрешность до 100 м., но только военные имеют возможность погрешности до 1 м.);

- орбитальные баллистические ракеты (их пытался разрабатывать СССР, но были приостановлены работы по Р 36 – миф!);

- системы противоракетной обороны (ракеты перехватчики в космосе, или лазер). Американцы предприняли в 1980-е гг. разработать СОИ. Противовес: Россия имеет право на разделяющиеся боеголовки у баллистической ракеты. К концу 1990-х - США вернулись к проекту. У России Тополь - М. И Россию беспокоит адаптивное развертывание, на 4-м этапе к 2018 г. США хотят принять на вооружение системы по перехвату баллистических ракет. Если США выведут свои установки в космос, то Китай боится.

Нормы космического права закреплены в Договоре о принципах исследования и использования космического пространства («Договоре о Луне») 1967 года. Основными принципами космической политики стали исследование и использование космоса в интересах всего человечества, равенство всех стран при проведении космических исследований, ведение космической деятельности в соответствии с международным правом и запрет на присвоение космического пространства государствами. Особую роль играли статьи об использовании небесных тел исключительно в мирных целях и запрещение вывода в космос оружия массового поражения (ОМП). Однако внутри договора существуют серьезные правовые лакуны, которые в условиях начавшейся с 2003 г. «второй космической гонки» могут привести к распаду режима «космического соуправления».

В международном праве отсутствует определение космического пространства. Большинство государств, вслед за Международной федерацией аэронавтики, считают, что граница между воздушным и космическим пространством проходит на высоте 100 км над уровнем моря. США придерживаются иного – функционального – подхода. В соответствии с ним нет необходимости устанавливать четкую границу между двумя пространствами. Лучше различать авиационную и космическую деятельность в зависимости от типа используемого аппарата. Это открывает возможности для провозглашения государствами суверенитета над пограничными слоями космоса и атмосферы.

Особую проблему представляет растущее соперничество государств за первенство в освоении небесных тел. Среди космических держав наблюдается возвратный интерес к организации пилотируемых полетов на Луну. США, Россия, страны ЕС и Япония выдвигают конкурентные проекты изучения планет Солнечной системы. В ближнем космосе Россия и страны ЕС пытаются развернуть альтернативные американской GPS системы навигации и связи. Соперничество усиливается на рынке космической метеорологии, где Япония, Европейское космическое агентство и отчасти Россия пытаются потеснить НАСА. «Договор о Луне» 1967 г. запрещает государствам провозглашать суверенитет над небесными телами. Но юридические коллизии вокруг «Соглашения о Луне» 1979 г. создают задел для пересмотра в будущем этого положения*.

В начале XXI века усилилась тенденция к милитаризации космоса. С 2001 г. Соединенные Штаты постоянно повышают роль космического компонента своей создающейся системы ПРО. В России, судя по заявлениям руководства РВСН и Военно-космических сил, разрабатываются новые перспективные проекты в области развития средств преодоления космического эшелона ПРО. В 2007–2008 годах прошли испытания китайского и американского противоспутникового оружия. Эти тенденции повышают опасность столкновения космических объектов. Показательным стало столкновение 11 февраля 2009 г. американского телекоммуникационного спутника «Iridium 33» с выведенным из строя российским военным спутником «Космос-2251».

Отдельного внимания заслуживает проблема вывода в космос ударных боевых платформ. «Договор о Луне» запрещал выводить в космос все виды ОМП. Но в документе не говорилось о запрете на размещение в космосе обычных вооружений или оружия на новых физических принципах. В 2007 г. Россия и КНР разработали проект Договора о запрещении вывода в космос ударных боевых систем. Но на Женевской конференции ООН 12 февраля 2008 г. США заблокировали проект этого документа. Москва и Пекин, напротив, подписали 23 мая 2008 г. совместную декларацию, в которой обязались содействовать продвижению этого договора.

В краткосрочной перспективе центром дискуссий станет, по-видимому, вопрос о верхних слоях атмосферы и пограничных слоях «ближнего» космоса. Формально государственный суверенитет распространяется на все атмосферное пространство до высоты в 100 км. Фактически используемым было только пространство до высоты в 45 км – верхней границы полета реактивных самолетов. Разработка новых систем вооружений меняет ситуацию. Мезосфера и термосфера попадают в непосредственную сферу государственных интересов. Возникает опасность пересмотра «Договора о Луне» или даже распада этого документа.

27. Ближний Восток в конце 2000-х годов: палестино-израильский конфликт, война в Ливане (лето 2006), операция Израиля в Палестине. Эволюция ситуации в Ираке и курдская проблема. Война в Ливане (лето 2006)

12 июля 2006 года ливанская шиитская террористическая организация Хезболла, поддерживаемая Сирией и Ираном, запустила несколько ракет по израильским населённым пунктам и атаковала позиции израильских войск. Боевики Хезболлы пересекли израильскую границу, захватив двух солдат в заложники. Провокационные действия Хезболлы разожгли Вторую ливанскую войну. Израиль начал ответные действия, и в ходе наземной операции изр.армии удалось продвинуться вглубь ливанской территории на 15-20 км, выйти к реке Литани и в значительной степени зачистить оккупированную территорию от боевиков «Хезболлы». Кроме того, боевые действия на юге Ливана сопровождались непрерывными бомбардировками населённых пунктов и объектов инфраструктуры на всей территории Ливана. Под давлением ООН конфликт закончился прекращением огня. 1 октября 2006 Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана. Контроль над югом Ливана полностью перешёл к подразделениям правительственной ливанской армии и миротворцам ООН.

операция Израиля в Палестине

19 декабря 2008 г. истёк срок полугодового перемирия между Израилем и находящейся у власти в Палестине террористической организацией Хамас. Несмотря на достигнутые договорённости, палестинская сторона неоднократно нарушала условия перемирия, продолжая обстрел Израиля из сектора Газа. Израиль, со своей стороны, отвечал экономическими санкциями в отношении сектора Газа, закрывая доступ в Газу коммерческим и гуманитарным грузам. Перед сроком окончания перемирия Израиль неоднократно заявлял о готовности продлить прекращение огня, однако Хамас объявил о прекращении затишья и усилил обстрелы территории Израиля. Решение о начале широкомасштабной операции было принято правительством Израиля после того, как десятки ракет, выпущенных из сектора Газа после окончания перемирия, обрушились на израильские города.

Операция «Лито́й свине́ц» - кодовое название израильской военной операции в секторе Газа, начавшейся 27 декабря 2008 года, целью которой ставилось уничтожение военной инфраструктуры палестинской фундаменталистской исламистской террористической организации ХАМАС и предотвращение ракетных обстрелов территории Израиля.

Итог операции «Литой свинец»: большинство намеченных Израилем целей ликвидировано, но обстрелы его территории всё же прекратить не удалось, только снизить их интенсивность. Мировое сообщество по большей мере негативно отнеслось к операции. Операция вновь привлекла внимание мировой общественности к Палестино-израильскому конфликту. Некоторые государства ужесточили свою политику в отношении Израиля, а часть их и вовсе прекратила с ним дипломатические отношения. Хамас и другие радикальные палестинские организации заявили о немедленном прекращении огня при условии вывода израильских войск из Сектора в течение недели.

Курды в парламенте Ирака!

C 2003 года обе основные курдские партии действовали в тесной кооперации; вопросы о власти в значительной степени разрешились договоренностью между Барзани и Талабани, согласно которой первый должен быть избран президентом Ирака, второй — президентом Иракского Курдистана, а все должности и места в парламенте будут поделены по формуле 50:50. Поэтому на парламентские выборы 15 декабря 2005 года курдские партии пошли одним списком; Альянс курдских партий получил 53 места в 275-местном парламенте.