Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общий_список_вопросов-ответов.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
1.23 Mб
Скачать

22. Публичное право по данным литературы дхармашастр.

Примитивные государственные образования начали складываться в Древней Индии в 1м тысячелетии до н.э. в форме племенных государств.

Высшая цель государства, его правителей состоит в следовании трем главным составляющим высшего блага челове­ка: dharma(общий порядок), artha(богатство, польза, то, что делает жизнь человека комфортной), kama(любовь), а потом уже moksa(спасение, готовность человека к перерождению). Это высшие цели го­сударства (rajaya), получающие свое истолкование и объяснение в науке о государстве (rajasastral это и высшие пели ашрамов человеческой жизни). Достижение этих 4х целей-чатурьяварча, вся государственность подчинена этим 4м целям.

Государство берет на себя заботу о том, чтобы под­данные (rastra) знали Веды, узнавали дхарму своей варны. Государство создано по плану Вед, носи­телями Вед и для того, чтобы сохранять Веды в вечности, чтобы Веды продолжали жить. Необхо­димо добиться осуществления дхармы, артхи, камы, наполнив ими, образно говоря, окружающий Mиp - т.е. реализовав Веды - тем самым через их реализацию сохранив действенный и на­стоящий в данный момент порядок, осуществив переход к мокше - спасению. Ведическое государство, таким образом, представля­ет из себя организацию, предназначенную для спасения его граж­дан. Это главная отличительная черта ведического государства среди любых других государств Востока и Запада Древнего Mиpa.

Литература шастр (прежде всего rajasastra) давала перечснь элементов, из которых состоит государство: svamin - прави­тель или суверен, более абстрактное определение - власть, amatya - министры и советники царя - это понятие государственного ап­парата, janapada - территория государства и rastra - население этой территории, kosa -государственная казна с правом взимать государственные подати и налоги, durga - столица, danda - армия или как принято было говорить у марксидов "аппарат насилия", mitra - друзья и союзники государства (в широком смысле - это вассалы). Эти семь элементов государства (джанападу и растру раджашастры считают за один элемент) носят название prakriti или augas (Ср. положения: Артхашастры. VI. 1).

Дхарму царя (раджа) стали исследовать уже в ведийской древности. Дхарма царя заключалась в служении трем ценностям: дхарме, артхе и каме; брахман служил, как известно, еще и четвертой – moksa. Царь руководствовался триваргой и на­ставлял в ней своих подданных, в этом была суть rajya - кармы царя, суть правительства или государства.

Личность царя (rajan) обожествлялась, но происхождение его власти объяснялось с рациональных позиций (владыка создал царя для охраны всего этого [Mipa]").

Царь состоит из множества божественных элементов (Ману. VII. 4-5), он наполовину божество, а наполовину человек, хотя вернее, он - бог в смертном теле .

Политическая история Индии знает определенное развитие способов наследования престола. Традиционно единонаследие приветствуется и считается соответствующей дхарме. (В некоторых первых государственных образованьях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности). Принцип первородства, хоть и знаком, но не имеет пер­востепенного значения. Т.к. во-первых, Индии известны случаи ди­архии – dvairajya. Во-вторых, решающим для занятия трона является не факт первородства, а достоинство кандидатуры соответствующе­го царевича на царский венец.

Царь, должен был бы обладать невероятным количеством по­ложительных и сильных личных качеств. Царь должен быть энергичным и щедрым, помнить хорошее и плохое, содеянное его подданными, обладать дисциплинированным умом, знаниями и опытом, рожденным в благородной семье, не гневливым, чистым телом и разумом, зна­током дхармы, талантливым, умным в хранении секретов, храб­рым, образованным в деле управления страной, откровенным с друзьями, грозным с врагами, отцом своим слугам и подвластным. Власть древнеиндийских царей не была деспотической.

В обязанности царя входило:

  • покорение врагов, защита подданных от них, командование армией;

- сбор налогов и управление финансами;

-отправление правосудия и наказания виновных

-правотворчество, хотя оно было более чем скромным, царь издавал указы (Sasana_

- отправление культа

Существовал совещательный орган при монархе - паришад.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависело назначение должностных лиц и контроль за их деятельностью. Все царские чиновники делились на группы центрального и местного самоуправления. Особое место занимали советники царя – высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган- мантрипаришад.

Придворный совет и его министры.

Атагуа - министры, советники царя (людей, находящихся поблизости от царя; это его saciva). Назначались семь или восемь сановников, наследствен­ных, знатоков шастр, храбрых, опытных в воинском деле, родо­витых, испытанных. Они составляли придворный совет (parisad). Простое пе­речисление этих высших сановников уже способно дать пред­ставление о развитости бюрократического управления в древней Индии: первый министр царя, министр финансов, государственный казначей, главнокомандующий, министр двора, министр иностранных дел, министр культа, министр правосудия (юстиция, прокуратура и суд в древней Индии были слиты воедино).

Царь должен был постоянно совещаться со своими минист­рами. Помимо подачи совета царю и руководства каждой из своих отраслей управления, министры участвовали в осуществлении правотворческой функ­ции царя.

Особенностью высшего бюрократического управления Ин­дии было то, что люди низкого варнового происхождения довольно часто дослуживались до высоких государственных постов. В этом вопросе, подчеркнем еще раз, главное было в качестве че­ловека, его способностях, а не в происхождении.

Отрасли управления в древней Индии. Дворцовое управление состояло из большой группы придворных, обеспечивающих потребности царя (ювелир, духовник, камерарий, хранитель сокровищницы и др).

Следующая по важности сфера - это армия и все, что с ней связано (Ману. II. 33 и VII 65). Царь руководил армией (danda) посредством главнокомандующего (senapati). Кроме того, по во­енному ведомству известны следующие должностные лица: над­зиратель за оружейными складами. Известны также начальник колесниц, пехоты.

Общее управление. Главными должностными лицами здесь, пожалуй, являются градоначальники и губернатор провинции. Обладали всей полнотой власти согласно цели своего управления, на них лежала прямая обязанность забо­титься о порядке и спокойствии на вверенной им территории. Губернатор гарантировал именем царя охрану вещных прав подданных, заботился о заселении и обработке территории, гра­доначальник управлял городом, следил за соблюдением санитар­ных правил, пожарной безопасности, охранял спокойствие горожан, благоустраивал территорию города. Губернатор, кроме того, обязан был позаботиться о постройке крепостей и о защите вверенной ему области. в систему общего управления входили: хранитель казны (Артхашастра. II. 5), главный собиратель дохода.

Специальное управление Фиск (Артхашастра. II. 21-22. 25. 35) В этой области управления встречаются такие должностные лица, как надзиратель за пошлинами, заведывавший городской (привратной) таможней, сборщики пошлин, они метили товары.

Вся страна (каждое княжество) была поделена на 4 налого­вых участка в зависимости от ценности земельных угодий, в них велся строгий учет населения и селений. Общий принцип, одна­ко, при этом состоял в том, что налог брался только с имущества, а не с души.

Учет и контроль. Здесь известны такие чиновники, как надзиратель за учетным ведомством, в ведение которого входили, например, следующие вопросы: "перечисление учреждений и совокупность всего, что получилось, их сферы деятельности, размеры прибыли, убытка, дохода, потерь, пошлин, места применения, жалования и подневольного труда при обработке продуктов в мастерских, стоимость, качество, размер, вес, разновес и количество [мера] драгоценностей..." и т.д. и т.п.

Добыча и производство. Добыча полезных ископае­мых была объявлена государственной монополией.

Общий надзор. : Надзиратели за кладовыми, тор­говлей, сырьем и т.д.

Все должностные лица от высших до низших получали от царя жалование либо деньгами, либо феодализированными пожа­лованиями (бенефициями). Но эти пожалования имели публич­ный характер - не влекли установление частных прав для пожало­ванного лица.

В конце ответа на вопрос о публичном праве в Др.Индии проанализируем уголовное право. Преступление считалось нарушением дхармы, нарушение дхармы - это уже нарушение вселенского порядка. _Поэтому данда, право царя наказывать преступника, было абсолютным. Царь, отказывающийся наказывать преступников, сам подлежал gaka-наказанию; грехи преступников переходили к нему. Важной особенностью уго­ловного права было влияние варн. Общим правилом являлось увеличение наказания за содеянное по мере снижения статуса варны. За одно и то же преступление члены нижестоящих варн "наказывались строже, чем члены вышестоящих.

Шастры разделяют уголовные преступления на преступле­ния против личности и собственности. Особый вид преступлений составляют религиозные преступления. Главный принцип, кото­рым руководствовались индийцы при наложении наказания, -установление соразмерности наказания преступлению. Чрезмер­ное наказание нарушало дхарму так же, как и само преступление.

Надо отметить и другую интересную особенность - уже в Ведах практически отсутствует право кровной мести. Самое рас­пространенное наказание за убийство - вира, которая исчисляется в коровах. В позднюю эпоху вира исчислялась уже_в.денежном эквиваленте. Смертная казнь, надо заметить, - вещь чрезвычайно редкая, при этом в ходу были калечащие наказания. ' Преступления против собственности квалифицировались как грабеж и как воровство. Наказывались кратными денежными штрафами, прав­да, законы Ману для некоторых из них предусматривали телесные наказания.

Действие принципа талиона в шастрах прослеживается очень слабо.

Шастры очень хорошо знали понятие необходимой оборо­ны. Убийство убийцы - открытое или тайное - никогда не явля­ется для убивающего грехом.