Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ФИЗИКЕ.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
606.72 Кб
Скачать

Наблюдаемая относительность времени

 

Посмотрите еще раз на эту цепочку часов и подумайте: какими увидит ее часы наблюдатель, если она с большой скоростью пробегает прямо перед ним?

 

 

 

Даже если часы стоят, они меняются перед наблюдателем как кадры кино, каждые следующие часы сдвинуты вперед во времени, и создают картину, в которой эти часы идут вперед. В движущейся СО этот эффект ускоряет наблюдаемую картину реального хода часов в г2 раз, где г = 1/(1 – v2/c2)1/2. В результате ход системы часов, замедленный ее движением в г раз, наблюдается как в г раз ускоренный.

 

Разумеется, это ошибка наблюдения. Но в теории Эйнштейна ошибка наблюдения не упоминается и не учитывается, а результаты наблюдения принимаются как некая относительная истина. Мы же добиваемся выделения  фактов объективных, не зависящих от наблюдателя и способа наблюдения. В этом и сказывается различие классической парадигмы с ее материалистическим подходом и парадигмы современной, основанной на субъективной философии Маха, для которой не существует объективных истин, но важны субъективно наблюдаемые факты. Да и ее теории должны лишь предсказывать наблюдаемые факты, а не отыскивать их глубинные причины.

 

Потому и на рисунках в учебниках изображают движущуюся ось координат, преобразованную по Лоренцу, не как ось x” на нашем рисунке выше, а как ось x’. Положение оси x’ соответствует преобразованиям Лоренца, которые содержат ошибку наблюдения. Наклон оси x’ показывает, что часы движущейся СО по мере движения уходят вперед во времени, т.е. как бы идут быстрее, хотя сами же релятивисты пишут, что они замедлены. Получается алогизм, расхождение, которое не объясняют, поскольку и СТО, и преобразования Лоренца сугубо формальны, не поясняют физического смысла явлений и не содержат причинно-следственных объяснений, наблюдаемые факты просто принимаются как они есть. Подобные недоразумения и служат по большей части причиной всеобщего непонимания СТО и несогласия с ней.

 

Смысл этой оси можно представить себе по тому же рисунку примерно так. Наблюдатель полагает, что видит на часах общее время  движущейся СО, которое в ней якобы всюду одинаково. Когда перед ним окажутся часы «a», то их показания уже несколько отстанут, поскольку они замедлены, их изображение окажется несколько ниже - в точке «a’». А наблюдатель отнесет их показания ко всему единому времени СО и поставит точку «a”» там, где в данный момент будет находиться начало координат этой СО. Такие точки и составят ось x’.

 

Когда движущийся наблюдатель видит неподвижную цепочку часов, точно такую же, как и его система движущихся часов, то обнаруживает, что чужие часы идут быстрее. Если он не знает какова его скорость относительно среды (эфира), то встаёт перед дилеммой: то ли его часы замедлены, потому что он движется, то ли он видит это самое «кино» из чужих замедленных часов. Точно то же самое видит и наблюдатель неподвижный, и, если не знает, что неподвижен, то встаёт перед той же дилеммой. Наблюдатели ни по отдельности, ни вместе не могут выяснить: кто же из них движется и чьи часы замедлены?

 

Дилемма не решается никак, ни при каких способах наблюдения, ни при каком количестве наблюдателей. Ошибка наблюдения имеет здесь принципиальный характер, она неустранима. Учесть же ее и вычислить можно только при заведомом знании скоростей относительно среды. Во всех экспериментах будет наблюдаться только такое же относительное ускорение и замедление времени движущейся СО и всех неподвижных относительно нее процессов, как и ход часов. СТО обходится без знания абсолютной скорости и полагает «замедление времени» величиной сугубо относительной, не признавая абсолютного времени как понятия.

 

Дилемма не возникает при движениях абсолютных, каковыми считаются, например, движения такой системы часов вокруг центра. Из центра были бы видны все часы и их показания в один и то же момент. Наблюдатель в центре может даже вращаться сам, но и это не изменит наблюдаемой картины. Хотя, конечно, может направить телескоп в одну точку орбиты и наблюдать то же самое «ускоренное кино» из сменяющихся замедленных часов. А поворачивая телескоп с разными скоростями, может наблюдать эту картину как бы глазами того наблюдателя, который движется в его объективе рядом с цепочкой часов, и смеяться над его проблемами.