Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Я. Елизаренкова.docx..doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
06.07.2019
Размер:
3.71 Mб
Скачать

2, 3 IV.Du.Med.— варианты окончаний с начальным -в------ethām,

-etām; 3 pl.med.—варианты окончаний с -я------rite, -nta,

-ntām. В 1-м лице всех чисел тематического спряжения (кроме 1 sg.impf.act.) тематический гласный удлиняется.

Тематические основы являются продуктивным типом, в который переходят отдельные формы или целиком глагольные парадигмы атематического спряжения. Тематические основы гораздо'более многочисленны, чем атематические.

Тематические основы на -а- (\ класс, по индийской традиции). Ударение падает на корневой гласный, который обычно бывает представлен ступенью гуна, окончания присоединяются к тематическому гласному.

Образец спряжения — bhā- 'быть':

Активный залог Презенс

pl. bhdvamas(i)

sg-

1. bhdvāmi

2. bhdvasi

3. bhāvati

du.

bhdvūvas

bhdvathas

bhdvatas

bhdvatha bhdvanti

315

Имперфект

sg-

du.

pl.

1. dbhavam 2. dbhavas 3. ābhavat

dbhavāva dbhavatam dbhavatām

dbhavāma dbhavata dbhavan

Императив

2. bhdva bhāvatāt 3. bhdvatu

bhdvatām bhdvatām

bhdvata bhdvantu

'Субъюнктив

1. bhdvānl bhdvā 2. bhdvūsl bhdvās 3. bhdvāti bhdvāt

bhdvāva bhdvāthas bhdvātas

bhdvāma bhdvātha bhdvān

Оптатив

1. bhdveyam 2. bhdves 3. bhdvet

bhdveva bhdvetam bhdvetam

bhdvema bhdveta bhdvevur

Причастия — bhdvant-, bhdvanti- f.

Медиальный залог

1. bhdve

2. bhdvase

3. bhdvate

Презенс

bhdvūvahe bhdvethe bhdvet e

Имперфект

1. abhave dbhavavahi

2. dbhavathās dbhavethām

3. dbhavata dbhavetām

Императив

2. bhdvasva bhdvethām

3. bhdvatām bhdvetam

Субъюнктив

bhdvāvahai bhdvaithe

1. bhdvai

2. bhdvāse bhdvāsai

3. bhdvāte bhdvātai

bhdvaite

bhdvamahe bhdvadhve bhdvante

dbhavamahi

dbhavadhvam

dbhavanta

bhdvadhvam bhdvantām

bhdvamahal bhdvadhve

bhdvante

316

Оптатив

sg. du. pl.

1. bhčveya bhdvevahi bhdvemahi

2. bhdvethās bhdveyāthām bhdvedhvam

3. bhdveta bhdveyātām bhdveran

Причастия — bhdvamāna-, -ū- f.

У корней, способных к чередованию, нормой для этого типа презентных основ является ступень гуна: jčyati от ji- 'побеждать', pldvate от plu- 'плавать', tdrati от tаr- 'пересекать', rdmate от гат- 'успокаивать', jdnatl от jan- 'рождать' или по 'типу сампрасарана: yajatГ от yaj- 'жертвовать', vdhati от vah-эвезти' и др. У корней с интерконсонантным -а- нормой для того типа основ является -а-: tdpati от tap- 'пылать', sdcate от sac- 'следовать'.

У нескольких корней с носовым перед конечным согласным этот носовой вопреки общему правилу в презентной основе не сохраняется, например: dāļāti от dag- 'кусать', sajāti от sanj- 'прикреплять'.

По данному типу образует презентную основу и ряд неизменяемых корней, имеющих постоянную слабую или сильную ступень корневого гласного. Единственным показателем их принадлежности к этому типу является место ударения на корневом гласном, например: kridati от krīd- 'прыгать', 'играть',. jtvati от jlv- 'жить', dhūvati от dhāv- 'бежать' и др.

В отдельных случаях корневой гласный представлен не ступенью гуна, а удлинением соответствующего гласного, например: ūhate (наряду с ohate) от uh-jāh- 'наблюдать', gūhati от guh- 'прятать', krāmati (наряду с krdmate) от kram- 'ступать'.

Глаголы gam- 'идти', уат- 'обуздывать' образуют презент-ные основы с помощью суффикса -cha-, присоединяемого к корню в слабом звуковом виде: gāchati, ydchati.

Глагол sad- 'сидеть' имеет презенс sidati (<*si-zd-a-ti< si-sd-a-ti). Результатом явной тематизации редуплицированных основ являются презенсы pibati от рп- 'пить', tisthati от sthā-'стоять', jighrati от ghrā- 'нюхать'. Отдельные тематические редуплицированные формы встречаются от глагола hatt- 'убивать': jighnase, jighnate, jighnante (основной презенс — hānti).

Презенсы от корней на -nv: invati, jinvati, pinvati, hinvati (см. с. 309) являются результатом тематизации основ на -пд-/-пи-.

Это самый продуктивный тип презентных основ, к нему принадлежит около половины всех глагольных корней. Определить точное число представляется затруднительным, так как существует немалое число модальных форм (gamema- от gam-, sanat и пр. от san-), принадлежность которых к системе пре-зенса сомнительна.

Тематические основы на -а- (VI класс, по индийской традиции) образуются от корней, представленных слабым зву-

31Т

ковым видом, ударение падает на тематический гласный, например: viļāti от vig- 'входить', tuddti от tud- 'толкать', n№žčti от mŗg- 'трогать' и др. Корни на -а- почти не встречаются.

Парадигма этого типа ничем не отличается от парадигмы с ударным корневым гласным в ступени гуна. Реально, во всяком случае в РВ, презентная парадигма от основ с ударным тематическим гласным является до некоторой степени фикцией. Причины этого следующие. Формы изъявительного наклонения с первичными окончаниями очень редко употребляются по сравнению с большим количеством форм со вторичными окончаниями. -В изъявительном наклонении преобладают формы претерита, значение которого колеблется между имперфектом и аористом. Очень многочисленны модальные формы, особенно инъюнктива и субъюнктива. Причем эти модальные формы обычно бывают хорошо засвидетельствованы в фамильных мандалах, а формы изъявительного наклонения встречаются только в поздних мандалах. К этому еще следует добавить, что по своей структуре данный тип презентных основ ничем не отличается от основы тематического аориста".

Корни, оканчивающиеся на -Г и -и, в этом типе основ перед ударным тематическим гласным дают рефлекс -iy-, -uv-, например: ksiydti от ksi- 'жить', 'владеть', ruvdti от ги- 'реветь', suvdti от sā- 'оживлять', huve от - 'звать', а также syati {по размеру — siyati) от sā-/si- 'связывать' и ddyas (по размеру — ādiyas) от dā-/di- id.

Корни, оканчивающиеся на -ŗ, перед ударным тематическим гласным дают рефлекс -ir или г (таким образом эти корни нередко абстрагируют как оканчивающиеся на -ir, г), например: kirdti от kŗ-(kir) 'рассыпать', girdti от gŗ-(gir-) 'глотать', tirdu от tŗ- (tar-, tir-, tur-) 'пересекать', bhurdntu от bhŗ-(bhur-) 'дергаться', sphurati от sp- (sphur-) 'лягать', 'прыгать'.

Группа корней, оканчивающихся на согласный, имеет в пре-зентной основе перед последним согласным носовой инфикс: kŗntd- от kŗt- 'резать', trmpd- от tŗp- 'удовлетворять', piiŗigd-от piĢ- 'украшать', limpd- от пр- 'липнуть', lumpā- от lup-'ломать', vinda- от vid- 'находить', sincd- от sic- 'поливать'. Перечисленные глаголы образуют презенс только по данному типу. У некоторых корней презенс с носовым инфиксом употребляется наряду с презенсом другого способа образования, например: umbha- от ubh- 'заковывать', tundd- от tud- 'толкать', dŗrņha- от dŗh- 'быть твердым', bŗrņhd- от brh- 'быть сильным', Ģumbhd от žumbh- 'блистать', ž№nthč- от grath-'ослаблять'.

В состав нескольких презенсов этого типа входит суффикс -cha-: ic от is- 'желать', ŗchd- от ar-(ŗch-) 'настигать', исМ-от vas- 'зажигаться', а также pŗcha- от prach-ļpŗch- 'спраши-

318

_

вать'— глагол, у которого элемент -ch- входит в состав корня, поскольку встречается не только в системе презенса.

Многие тематические основы с ударением на тематическом гласном имеют мгновенное, точечное значение, например: vigrī-vāso mūradevā ŗdantu (VIII, 104,24) 'Да падут с переломанной шеей поклоняющиеся демонам!', gaurō nd kseptor avije jyāyā/i (X, 51,6) 'Я отпрянул, как бык от натягивания тетивы (лука)\

Другая группа основ этого типа имеет терминативное значение, которое часто подчеркивается употреблением их только с наречиями-префиксами. Например, от глагола tar-, tir-, tur-основа tird-, употребляющаяся только с префиксами, обладает терминативным значением по сравнению с основой tara-, использующейся преимущественно без префиксов: māyūbhir indra māyinarņ tvām gtisņam āvātirah (I, 11,7) 'О Индра, колдовскими чарами ты пресек колдовского Шушну', avāte a^s taras i svabhāno (VI, 64,4) 'При безветрии ты пересекаешь воды, о обладающий собственным сиянием'.

По этому типу в ведийском языке образуют презентные основы около 70 глаголов.

Основы с суффиксом -уа- (IV класс, по индийской традиции) образуются от корней в слабом звуковом виде, находящихся Под ударением. В этом типе основ *у- в суффиксе обычно не дает рефлекса -iy-. Вот некоторые примеры: vidhyati от vyadh-/vldh- 'пронзать', /s^'^^/ от is- 'посылать', čsyati от as- 'бросать', 'кидать', piisyati от pus- 'цвести', ŗdhyati от ŗdh- 'преуспевать' и др.

Для корней определенной структуры в составе презентных основ на -уа- характерны особые рефлексы корневого гласного. Корни, оканчивающиеся на -ŗ, имеют в презенсе слабую ступень -ir-, -ār-, например: Jtryati, jūryati от jar- 'стариться', part. рйгуатппа- от par-ļpur- 'наполнять'.

У корней, оканчивающихся на -ат, корневой гласный в пре-зентной основе данного типа подвергается удлинению: dāmyati от dam- 'подавлять', дгатуап от дгат- 'уставать', а также jūyate 'рождаться' от jan- 'рождать'. Эти долгие гласные представляют собой здесь особый рефлекс слабой ступени. Те корни на -ат, которые принадлежат к числу анит, сохраняют перед суффиксом -an-: tdnyati от tan- 'греметь', mčnyate от man- 'думать'.

Корни, оканчивающиеся на -а, в большинстве своем сохраняют долгий гласный в презентной основе неизменным: gāyati от gā- 'петь', glāyati от glā- 'уставать', trģyati от trč- 'защищать', pyūyate от руп- 'набухать', гпуап от га- 'лаять', vģyati■ от vā- 'уставать', žrģyati от дгп- 'варить'.

Презенсы ◊hčyati от dhā- 'сосать', včyаti от ■vā-/vi-ļu-'ткать', vydya-ti от vyā-/vī- 'скрывать' и hvāyati от hvā-jhā-'звать', имеющие краткий гласный перед -уа-, с синхронной точки зрения могут интерпретироваться неоднозначно: как при-

319

надлежащие к данному типу; к тематическому типу с ударением на корне от корней dhay-, vay-, vyay-, hvay-\ к типу с суффиксом -ауа-.

Презенсам на а- свойственна достаточно отчетливо выраженная семантика большая часть их имеет непереходное значение. Ряд корней, образующих эти презенсы, выражает состояние: kriidh- 'гневаться', ksadli- 'голодать', tus- 'быть довольным', badh- 'бодрствовать', gus- 'сохнуть' и др.

У многих глаголов способ действия, выражаемый презентной основой на -уа-, является длительным, курсивным, не имеющим начала и конца. Это значение отчетливо проступает в противопоставлении основ на -уа- основам с носовым элементом (особенно с суффиксом -пп-) от одного и того же корня, причем на оппозицию способов действия часто налагается оппозиция непереходного действия фактитивному, например, от глагола ri-ļrl- основа riya- значит 'течь', 'струиться', основа riņd- 'выпускать течь': rtyate ghŗtdtn (I, 135,7) 'Течет жир'— ydtrū vo didyād rādati krivirdati \ riņdti pagvdh stidhiteva barhdņā (I, 166,6) 'Где пробивает ваш кровавозубый выстрел, он выпускает течь (воды), как хорошо нацеленная сила стадо'.

Основы на -уа- часто употребляются с медиальными окончаниями, при этом некоторые из них могут иметь пассивное значение. Например, от глагола mi- имеет место оппозиция miyate 'быть нарушенным', и minūti 'нарушать', 'уменьшать': уа и Qriyū ddmesv А | dososdsi pragasydte \ ydsya vratdm nd mi-yate... (II, 8,3) 'Кто за (свою) красоту в домах вечером и утром прославляется [pass.], чей обет не нарушается ... [рг. на -уа-]'— minūti дпуат ja rimu tantiņām (I, 179,1) 'Старость уменьшает красоту членов'.

Связь презентных основ на -уа- с основами страдательного залога очевидна и в структурном, и в семантическом плане.

Около 70 глаголов в ведийском языке образуют основы презенса с помощью суффикса -уа-.

Основы с суффиксом -ауа- (X класс, по индийской традиции). К этому презентному типу можно отнести только те основы, у которых корневой вокализм не усилен, т. е. представлен слабой ступенью или -а-, что отличает их формально (по крайней мере ту часть, где корневой гласный в слабой ступени) от каузативных глаголов, принадлежащих производному спряжению. Вот некоторые примеры: ingčyati от ing- 'колыхаться', citdyanti от cit- 'замечать', turdyante от tur- (tŗ-) 'прорываться вперед', dyutayanta от dyut- 'сиять', patdyanti от pat- 'летать', Ģumbhdyante от диЫг- 'блистать', 'украшать' и некоторые другие.

По этому типу образуют формы презенса немногие глаголы. Уже в РВ он явно непродуктивен, и ряд глаголов имеет дублеты презенсов с усиленным вокализмом корневого гласного, например: citčya- и cetdya- от cit-, dyutdya- и dyotdya- от dyut-,

320

risaya- (inf. risayadhyai) и resdya- от ris- 'получать повреждения', 'повреждать', vipčya- и vepdya- от vlp- 'трясти(сь)'.

Данный тип презенсов морфологически довольно неясен С одной стороны, формально он может совпадать с каузативами, от которых отличается своим значением. С другой стороны, он совпадает с теми деноминативными глаголами, которые имеют нетипичное ударение (не на суффиксе -уа-, а на тематическом гласном -а-), например: isdya- от isay- 'быть подкрепляющим' (ср. -is f. 'подкрепление'), ārjdya от ūrjay- 'набухать', 'подкреплять' (ср. ūrj- f. 'жирный напиток', 'подкрепление'), ŗtdya-от ŗtdy- 'быть праведным' (ср. ŗtd- 'космический закон') и др. У части презентных основ данного типа обнаруживается императивное или слабое интенсивное значение. Классическим примером является соотношение основ pdta- 'лететь' и pаtčya-'летать', 'порхать' от глагола pat-: ...raksdsah sdm pinasta-na ļ v^o ye bhātvi patdyanti naktdbhir \ ye va ripo dadhirē dēvē adhvarē (VII, 104,18) 'Раздавите ракшасов, которые, превратившись в птиц, порхают по ночам или совершают осквернения на божественных жертвоприношениях!'.

В дальнейшем развитии языка этот тип презентных основ выходит из употребления.

Презентные основы на -ауа- представлены небольшой группой глаголов (менее 15). Они имеют слабую ступень корня перед презентным суффиксом и ударение на конечном гласном суффикса. Это морфологически неясные основы. Более половины из них имеет параллельные презенсы на -пп- (что может свидетельствовать в пользу связи -а с корнем). Это gŗbhāyd- (ср. gŗbhņū-) от grabh- 'хватать', ргитуа- (ср. prus-ņū-) от prus- 'брызгать', mathāyč- (ср. mathnū-) от math-'взбивать', musāyd- (ср. mиšņģ-) от mus- 'грабить', žrathōyč-(ср. Ģrathnā-) от grath- 'расслаблять', skabhaya- (ср. skabhnū-) от skambh- 'подпирать', stabhāyd- (ср. stabhnū-) от sta(m)bh-'укреплять'. Другая часть не имеет параллельной основы на -пп-, а именно: tиd!!yč- (ср. tudd-) от tad- 'толкать', damāya-от damay- 'угнетать', nāĢāyd- от падау- 'достигать' (ср. пад-ld.), раппуа- от раппу- 'удивляться' (ср. pan- id.), vasāyč- от vasāy- 'одеваться' (ср. vas- id.), датйуа- от датау- 'трудиться' (ср. дат- id.). У этих презенсов обычно предполагают деноминативное происхождение (чем объясняется и выводимая из презенса форма корня), хотя, строго говоря, оно недоказуемо. Так или иначе, ни для одного из глаголов, имеющих презенс на -пуа-, этот тип презенса не является единственным и не отличается по значению от презенса иной структуры. В после-ведийский период презенсы на -пуа- выходят из употребления. Формы на -S- не образуют в ведийском языке единого типа презентных основ. Это изолированные образования от нескольких глаголов, не обладающие ни единой структурой, ни единой семантикой. Формы 3 pl.pr.rned. tdrusante, 3 pl.inj.rned.

21 Зак. 80

321

tarusanta, 1 pl.opt.act. (arusema от (ar- '(хотеть) победить' и 3 pl.inj.med. vanusanta от van- 'желать', 'любить' являются распространением посредством -s- основ на -и— tarute, vanute. Значение этих форм близко к дезидеративному. Дезидератив-ный оттенок имеют и формы 1 sg.pr.med. arcase от ŗc- 'прославлять', ŗnjase от ŗnj- 'отдавать предпочтение', ohise от ип-'замечать', gŗņise от gir-(gŗ-) 'воспевать', punīse от рп- 'очищать', stuse от stu- 'восхвалять', hise от hi- 'гнать'.

3 sg.med. rāsate от га- 'давать', 'дарить', судя по значению, является скорее субъюнктивом сигматического аориста (ср. 3 pl.aor.med. drūsata), чем презенсом.

Формы 2 sg.lv.act. nesa от nī- 'вести' и pars'a от par- 'перевозить', 'спасать', видимо, образованы как системные изофунк-циональные формы, призванные заменить несистемные 2sg.pr.act. nēsi, pdrsi в функции императива.

Встречаются, наконец, отдельные формы медиальных причастий с -5-: ŗnjasāna- от rnj-, jrayasūnā- от jri- 'шагать', grosamāna- от gru- 'слушать'. В последнем случае -s- могло иметь словообразовательный характер, поскольку есть имя grūsti- от того же корня. Вообще же элемент -$исторически использовался как один из распространителей корня, ср. i- и is-, da- и dās-, bhā- и bs- и др.

Многоосновные глаголы.

Явление многоосновности глагола в презенсе характеризует наиболее древний период в развитии языка (в дальнейшем мно-гоосновность глаголов встречается заметно реже). В РВ около одной трети всех глагольных корней, т. е. около 170, образуют более чем один структурный тип презентных основ. Самые многочисленные из них — глаголы с двумя основами презенса (более 70-ти). В целом же отношение между числом корней,, имеющих по нескольку типов презентных основ, и количеством этих типов обратно пропорционально (три основы имеют приблизительно 35 глаголов, четыре — около 20-ти, пять — менее 10-ти и восемь основ — один глагол tar-ltir-ltur-). Во многих случаях между разными основами одного глагола нет различий в значении. Часто это вызвано тем, что один тип основы произошел от другого, например, в результате тематизации корневых основ, или могут иметь место разные фонетические варианты одной основы. Иногда можно предположить, что различия были, но стерлись.

В части случаев можно проследить различия в значении между основами разных структурных типов от одного корня. Разные основы могут, как было показано выше, выражать разные способы действия (Aktionsarten). Разные основы могут противопоставляться друг другу по переходности ('каузативно-

322

сти) — непереходности (/пассивности). Наконец, они могут противопоставляться по связи с определенным залогом: одни сочетаются исключительно (или преимущественно) с активными окончаниями, другие — с медиальными.

Иногда две основы от одного корня настолько могли разойтись в значениях, что при синхронном подходе они воспринимаются как два разных корня-омонима, например: is-, isyati, isema, isņūti 'гнать', 'посылать' (ср. i- 'идти') и is-, ichāti искать', 'желать'.