Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История 2ч.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
445.95 Кб
Скачать

Другие реформы п.А. Столыпина.

П.А. Столыпин приступил к проведению комплекса реформ.

1. Перестройка местного самоуправления предполагала восстановление бессословного принципа и снижение имуществен­ного ценза при выборах в земства, ликвидацию волостного суда для крестьян, т.е. уравнение крестьянства в правах с остальным населением.

  1. Закон о введении в течение 10 лет общедоступного, а затем обязательного 4-летнего начального образования от 3 мая 1908 г. был вызван потребностями капиталистического развития стра­ны и примыкал к аграрной и местным реформам, потому что обеспечивал крестьянству необходимый образовательный ценз для представительства в земских органах самоуправления и гра­мотность для аграрной деятельности. В 1900г. в начальных школах обучалось 4 млн. учеников, в 1914 г. — более 7 млн. (в том числе 2,3 млн. девочек). В 1906—1914гг. бюджет народного обра­зования увеличился втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Всего в России работало 150 тыс. школ, а только начальных школ требовалось 300 тыс.

  2. Церковная реформа, или вероисповедные проекты, в 1909 г. имела целью укрепить в стране веротерпимость, гарантировать свободу совести и свободу личности.

  3. Социальные реформы были попыткой Столыпина снять политические ограничения для сельской буржуазии и укрепить социальную базу самодержавия в деревне. Законы о страхова­нии рабочих были приняты в 1912—1913 гг. уже после смерти реформатора.

П.А. Столыпин ратовал за сохранение в деревне двух укла­дов: арендообщинного и частнопомещичье-фермерского при их конкуренции, считая, что за фермерами будущее. «Мелкий зе­мельный собственник, несомненно, явится ядром будущей зем­ской единицы, — говорил он. — Вот тогда только писаная сво­бода (Конституция) превратится в свободу настоящую».

Поучительно мнение Столыпина о национализации земли. В мае 1907 г. он сказал в Думе пророческие слова: «Признание национализации земли поведет к такому социальному перево­роту, к такому перемещению всех ценностей, к такому изменению всех социальных, правовых и гражданских отношений какого не видела еще история... Стимул к труду — та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломана. Добрый хозяин — хозяин-изобретатель будет лишен возможности приложить знания к земле, и эта распущенная земля будет высыпать в город массы обнищавшего пролетариата».

Как у всякого реформатора-центриста, у Столыпина были политические противники и слева (большевики, эсеры, меньшевики), и справа. Последние были у власти при дворе, в Государственном совете, в Думе. Они использовали в политической игре фанатиков-экстремистов. 1 сентября 1911 г. боевик-эсер Д.Г Богров получил от охранки пропуск в киевский театр, находился Николай II с семьей, и там смертельно ранил П.А. Столыпина. Следствие по этому дерзкому преступлению было свернуто, и виновные чиновники не наказаны. Противники слева — эсеры — еще в 1908 г. на съезде выступили против столыпинской аграрной реформы, считая что «насаждение личной частной собственности... наносит серьезный ущерб делу революции». Для левых реформатор Столыпин был «обер-вешатель, черносотенец-погромщик»; «столыпинским галстуком» называли петлю на виселице, «столыпинским вагоном и тюрьмой на колесах» — товарные вагоны переселенцев и ссыльных.

Но главным противником аграрной реформы Столыпина было большинство российского крестьянства, психология которого, сложившаяся веками жизни в общине «миром», противилась личной инициативе своих более активных собратьев, и стремившихся разбогатеть и стать не хуже, чем помещик-барин — живой пример благосостояния.

Заключительные слова речи Столыпина Думе 10 мая 1907 г. звучат пророческим предупреждением: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от |культурных традиций. Им нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия!» Эти слова были увековечены на памятнике П.А. Столыпину в Киеве (памятник снесен после революции 1917г.)

П.А. Столыпин явился последним государственным деятелем дореволюционной России, который не только мог предложить сильную социально-экономическую политику и программу, направленную на достижение важных прогрессивных для раз­вития экономики государства целей и вдохновляющую общест­во, но и был способным реализовать эти цели на практике. Этот исторический шанс России использовать не удалось. Наибольшая вина за это ложится на Николая II и его советников. Не созрело тогда и российское общество для того, чтобы понять, поверить и поддержать всеми силами планы и действия выдаю­щегося реформатора-патриота России.

Будущий аграрный строй России, по Столыпину, должен был состоять из мелких и средних фермерских хозяйств, объединен­ных местным самоуправлением, и немногочисленных дворян­ских усадеб, являвшихся очагами агрокультуры. В тех районах, где сельская община экономически целесообразна, она могла сохраниться. Главная цель Столыпина — благосостояние и рас­цвет России.

Планы Столыпина были грандиозны. Он считал, что Россия выйдет на мировую арену как процветающее правовое государ1-ство. «Земля — это залог нашей силы в будущем. Земля — это Россия!»

В связи с этим актуальны взгляды Столыпина на внешнюю политику: «Наш орел, наследие Византии, — орёл двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращённую на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью...»

Личность Столыпина противоречива. Он был человеком с холодным, практичным умом и мятущимся политиком, сильным руководителем, знавшим, что и как надо делать. Столыпин был «приказчиком» царя и помещиков, но при этом он был государ­ственным человеком, патриотом, видел дальше и глубже своих «хозяев». Трагедия Столыпина состояла в том, что «хозяева» не захотели иметь «приказчика», превосходящего их. Столыпину прочили пост будущего президента России. Николай II предал своего выдающегося премьер-министра, и это ускорило крах самодержавия в России.