Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция №2 ИЭУ.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
49.67 Кб
Скачать

Экономические воззрения отцов церкви

Идеи Нового Завета получают дальнейшее развитие в IV—V вв. в трудах наиболее известных богословов, систематизировавших христианскую догматику, — Василия Великого, Григория Назианзина (Богослова), Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Иоанна Златоуста, Августина и др.

Отцы церкви и вслед за ними и остальные богословы вплоть до XVI в. осуждали накопительство, злоупотребление богатством и противопоставляли им его расходование на необходимые для жизни блага и помощь нуждающимся. Например, Иоанн Злато­уст считал, что «источник всего зла — это избыток и желание иметь больше, чем мы нуждаемся», подчеркивал, что осуждает «не богатых, но жадных: богатство — это одно, алчность — со­всем другое».

Благотворительность богословы считали нравственной обя­занностью богачей по отношению к беднякам. Так, Григорий Богослов призывает богатых утешать и облегчать участь больных, бедных, несчастных, благодарить Бога за свое благополучие, за возможность оказывать благодеяния другим. С его точки зрения, человек должен обогащаться не столько имуществом и золотом, сколько благочестием и добродетелью.

Отношение к собственности, в том числе и земельной, у отцов церкви достаточно противоречиво. Например, Августин предлагал воздерживаться от частной собственности, а если это невозможно, то по крайней мере от любви к ней. Амвросий Медиоланский считал, что земля принадлежит всем людям и должна приносить плоды для общего потребления. Однако к полному отказу от собственности идеологи церкви не призы­вают. Считается, что размер собственности не должен превы­шать потребности человека, а допустимым способом ее приоб­ретения является труд. И Василий Великий, и Иоанн Златоуст, и Августин считают похвальными все виды труда, за исключе­нием тех, что противоречат христианской нравственности (на­пример, профессии актера). Однако, как и в Новом Завете, труд больше ценится не сам по себе, а как средство воспитания, борьбы с праздностью.

Для удовлетворения потребностей человека допускается тор­говля, однако ни в коем случае не для наживы. В частности, Иероним считал, что прибыль торговца, если он получает за то­вар больше, чем сам заплатил, — это чей-то убыток, сам он ни­чего не прибавляет к ценности товара. Иоанн Златоуст отмечал, что Иисус изгнал торговцев из храма, а значит, ни один хри­стианин не может быть купцом. Купец — тот, кто покупает, чтобы продать. Если же купленные вещи обрабатываются, а за­тем продаются, то это нормально. При продаже товара отцы церкви считали возможным назначать только «справедливую цену», однако четкого понимания, как ее определять, еще не было. Она трактовалась как цена, которую можно назначить, не беря греха на душу.

Как уже говорилось, резко осуждалось ростовщичество. Де­лалось это в основном из нравственных соображений. Василий Великий, например, писал, что ростовщик извлекает прибыль из чужих несчастий, собирает деньги со слез. С течением време­ни запрет на занятие ростовщичеством становится законом, ча­стью так называемого канонического права.