Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Часть II. Современная история

покровительствовать браку, материнству, несовершеннолетним, сельским жителям, образованию, занятиям науками и искусством); экономические права (экономический строй будет основан на прин­ципах социальной справедливости, которые обеспечивают всем до­стойное существование, будут запрещены ростовщичество, монопо­лии, несправедливые экспроприации и конфискации и др.); полити­ческие права (наряду с правом голоса и мирных манифестаций сюда включено одно из древнейших прав — право убежища).

Конституция Венесуэлы I960 г. во многом сходна в регулиро­вании прав и свобод с Итальянской конституцией 1947 г. Права и обязанности здесь изложены в такой последовательности: права и обязанности в гражданских отношениях (дается перечень полити­ческих и индивидуальных гражданских прав, свобод и обязанно­стей), в этико-социальных отношениях (семья, школа и др.), эко­номических отношениях (право на труд, создание профсоюзов, проведение забастовок), политических отношениях (избирательные права, воинская служба).

В одной из новейших европейских конституций — Конститу­ции Португальской Республики 1974 г. — раздел "Основные пра­ва и обязанности" имеет следующее построение: Общие принципы (всеобщности, равенства; пределы и смысл основных прав; юриди­ческая сила Конституции; ответственность публичных учреждений; полномочия назначаемого парламентом Блюстителя Справедливо­сти и др.); Права, свободы и гарантии; Права, свободы и гарантии политического участия; Права, свободы и гарантии трудящихся; Социально-экономические права и обязанности в области культуры,.

Таким образом, перечень прав и свобод значительно диффе­ренцировался и численно возрос к 70-м гг. В Конституции ФРГ 1949 г. основным правам и свободам посвящено 19 статей, в Испан­ской конституции 1978 г. — 45, в Конституции Российской Феде­рации — 40. Этот перечень стал помещаться сразу после преамбу­лы, символизируя возросшую значимость основных прав.

Однако существует достаточно обоснованное мнение, что свобода в XX в. требует гораздо большего вмешательства государ­ства в дело обеспечения индивидуальных прав и свобод, чем рань­ше, и что разрыв "между конституционной фикцией и фактичес­ким положением существует сегодня в гораздо большей степени, чем когда-либо раньше" (Duchacek I. Rights and Liberties in the World Today. Santa Barbara, 1973. P. 40—44). Отчасти это новое положение с обеспеченностью пользования основными правами явилось результатом изменения некоторых функций государства, например, превращения его в глазах сограждан из средоточия политической власти в "социального работника, специалиста по экономическому планированию, главного мобилизатора нацио­нальных ресурсов, инвестора, гаранта образования и советчика по проведению коллективного летнего отдыха" (Ibid. P. 43).

Тема 29. Либерально-демократические страны

623

До сих пор существуют страны, не имеющие единой консти­туции. К этой группе стран помимо Англии можно отнести Шве­цию с ее четырьмя конституционными законами (Акт о престоло­наследии 1810 г., форма правления и Акт о свободе печати 1974 г., Основной закон о свободе высказываний 1995 г.), Австрию, где помимо Федерального конституционного закона 1820 г. существует еще восемь конституционных актов, а также, с известными чита­телю этой книги оговорками, Канаду и Францию.

Англия, или Соединенное Королевство Великобритании и Север­ной Ирландии, в настоящее время имеет самую сложную совокупность конституционных законов, куда входят Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Билль прав 1689 г. и Акт о престо­лонаследии 1701 г. —это наиболее древняя часть неписаной консти­туции, в которую за последние 100 лет вносились различные уточне­ния и изменения парламентскими статутами. Среди них самыми важ­ными следует считать Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., окончатель­но закрепившие верховенство Палаты общин в утверждении финан­совых и иных биллей в том случае, если Палата лордов замедляет процесс их утверждения или намерена их отклонить.

Другими наиболее важными статутами стали Акты о чрезвы­чайных полномочиях 1920 и 1964 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о Палате общин 1978 г., Акт о народном представительстве 1983 г., Акт о британском гражданстве 1981 г., Акт о расовых отношениях 1986 г., Акт о равноправии мужчин и женщин 1990 г.

С приходом к власти в 1996 г. лейбористской партии вновь оживилась дискуссия о британской конституции. Было объявлено о намерении выработать ее без упразднения монархии, а затем о намерении существенно сократить число наследственных облада­телей титула лорда, имеющих право голоса в Палате лордов, ос­тавив им 91 место. К этому времени Палата лордов насчитывала 1205 лордов, имеющих право голоса, причем только 40% из них причисляли себя к консерваторам, остальные же разделились на сторонников лейбористов, либерал-демократов и стоящих вне партий. Отмена права лордов на наследование кресла в Вест­минстере, просуществовавшее почти 800 лет, произошла осенью 1999 г. Она лишила права заседать большинство палаты, в кото­рое вошли 759 графов, герцогов и баронов. Утратив ряд существен­ных функций по вопросам бюджета, Палата лордов в послевоен­ный период заметно активизировала свою законопроектную рабо­ту и уже в конце 80-х гг. вносила в течение сессии до двух тысяч поправок к правительственным законопроектам. Эта новация отча­сти вызвана заметным ростом числа пожизненных пэров, которые назначались правительством и, естественно, способствовали уси­лению партийных позиций правительства в Палате. Так, за период с 1958 по 1987 г. пожизненными пэрами было назначено 544 чело­века.

624

Часть П. Современная история

В конце 1998 г. в обстановке информационного и политичес­кого прессинга Палата лордов проявила редкую в наше время настойчивость, самостоятельность и приверженность доктрине правления закона и независимого правосудия, когда дала верхов-( ную судебную санкцию на задержание и привлечение к судебно-| му разбирательству бывшего чилийского диктатора и сенатора с продолжающимся сроком полномочий генерала А. Пиночета, при­бывшего в Англию на лечение.

Кабинет министров, существующий благодаря конституцион­ному соглашению, насчитывает сегодня два десятка министров во главе с премьером (их общее число также определяет премьер). Кворум для принятия решений в кабинете — три человека.

В 1967 г. учрежден институт парламентского уполномоченного по делам правительственной администрации (пример заимст­вования шведского института омбудсмана, возникшего еще в XVIII в.). Английский омбудсман от имени депутатов парламента - проводит расследования различных нарушений в учреждениях ис­полнительной власти. В настоящее время здесь функционируют че­тыре омбудсмана, специализирующихся на различных областях исполнительной деятельности (военной, гражданской).

Англия продолжает оставаться страной прецедентного права, сочетающегося с парламентскими статутами (законами), конститу­ционными обычаями и соглашениями, а с 1972 г. также с правом Европейского Союза. Обращает на себя внимание тот факт, что и в XX столетии роль конституционных соглашений иной раз значи­тельнее роли статутов. Статуты установили, например, что обла­датель короны утверждает билли, принятые парламентом, и тем самым обладает абсолютным вето. Однако на основе этих статутов возникли конституционные соглашения, которые сильно переина­чили содержание самих статутов. Фактически королева должна утверждать билли, т. е. не прибегать к использованию своего пра­ва вето. По статуту она назначает и смещает министров, которые перед ней ответственны, но фактически королева должна назначать премьер-министра из числа лиц, которые пользуются поддержкой большинства членов Палаты общин, а по совету премьера — назна­чать других членов кабинета, которые несут коллективную и инди­видуальную ответственность перед Палатой общин.

Гражданские свободы в США в 5070-е гг.

В послевоенный период изменилась структурная композиция многих конституций либерально-демократической ориентации. От­ныне конституции не просто регулируют организацию и распре­деление власти, но одновременно более широко закрепляют ус-