Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка по Э.Ч.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.62 Mб
Скачать

1.5.Механизмы культурной эволюции

Культурное наследие, или унаследование традиций, это вся сово­купность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает человеческое общество в любой данный момент истории. Вся эта сумма знаний и традиций - результат открытий и изобретений, сделанных предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения.

Постепенное развитие и накопление культурного наследия представляет собой культурную эволюцию. В культурной эволюции наследование приоб­ретенных признаков - реальный процесс.

Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией.

Органическая эволюция могла обусловить возникновение и первые шаги эволюции рода Homo. Однако лишь биологическая эволюция не могла привести к превращению первобытного человека в современного. Здесь вступает в силу культурная эволюция, и она дает объяснение тем изменениям, которые нельзя объяснить факторами биогенеза.

Культурная эволюция обладает собственной движущей силой, отличной от движущих сил органической эволюции. Её нельзя считать совершенно самостоятельным процессом, так как на практике она взаимодействует с эволюцией органической. При специальном изучении культурной эволюции её следует изучать отдельно, однако при любом изучении человечества правильнее рассматривать современного человека как продукт совместного действия органической и культурной эволюции.

Бодмер и Кавалли-Сфорца (Bodmer, Cavalli-Sforza, 1976) составили таблицу сроков основных эволюционных изменений, как органических, так и культурных, происходивших у рода Homo (рис.1).

Рис.1. Примерные сроки различных органических и культурных изменений в роде Homo.

Если рассматривать человека как одного из представителей млеко­питающих и высших приматов, то его следует считать продуктом биологической эволюции; однако человек как представитель человечества является продуктом одновременно и органической, и культурной эволюции. Кроме того, те подлинные опознавательные признаки человека, которыми он отличается от животного, выработались в процессе культурной эволюции.

Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития в результате обучения в широком смысле. В первые годы постнатального развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние в истинном или диагностическом значении слова "человеческое". И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния обучения.

Далее индивидуум воспринимает ту культуру, в условиях которой он родился и был воспитан. В таком случае наиболее существенное различие между человеком и животным лежит в сфере человеческого разума, а не тела, а специфические аспекты человеческого разума - продукт обучения.

Одна из отличительных черт умственной деятельности человека - это способность мыслить отвлеченными понятиями и создавать представления, то есть, способность к концептуальному мышлению, А для абстрактного мышления необходим язык. И более того, язык, имеющий гораздо более сложную структуру, чем язык животных, в котором каждая эмоция или приказание выражаются своим особым сигналом. Язык человека содержит слова, обозначающие обобщенные классы предметов или абстрактных понятий. Кроме того, язык человека позволяет создавать разнообразные сочетания слов - фразы и предложения; такие сочетания слов дают возможность говорящему выражать взаимосвязи между идеями и формулировать сложные концепции. Язык, обладающий такими свойствами, может служить основой для концептуального мышления.

Для сохранения подобного языка и передачи его последующим поко­лениям необходима общественная группа, размеры которой превышали бы некоторую критическую величину, а для того чтобы каждое новое поколение могло овладеть таким языком, требуется длительный период обучения.

В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее, примат, еще точнее - представитель гоминид весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек - это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, ряд слоев к природе человека. Двойственная конституция - частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Мы можем добавить к нашему перечню афоризмов еще один: "Человек - это животное, наделенное культурой".

Следующий вопрос касается того, где в процессе эволюционного развития следует проводить границу между животным и человеком? Когда Homo или один из более ранних представителей гоминид стал человеком в том строгом смысле слова, определение которого было приведено выше?

Следует напомнить, что элементы, делающие человека человеком, имеются также и у других высших приматов: общественный образ жизни, уд­линение периода развития, предшествующего наступлению половой зрелости, высшая нервная деятельность, язык и способность к изготовлению орудий. Эти элементы развивались на протяжении животной стадии в эволюции приматов; они уже имелись у ранних гоминид, и они развивались далее, ведя человека к новым высотам эволюции.

Переход от животного к истинно человеческому состоянию происходил постепенно на протяжении не особенно длительной филогенетической истории. Подобный же постепенный переход происходит в онтогенезе каждого отдельного человека. Пограничную линию в процессе онтогенеза можно проводить лишь произвольно, как это делается при юридических определениях зрелости. Поэтому, сомнительно, чтобы в филогении можно было найти какую-то границу, которая не была бы произвольной. Эволюционное изменение состояния было посте­пенным и историческим процессом.

Принято считать, что культурная эволюция совершается путем постепенного накопления культурного наследия. Сначала происходит приобретение полезных знаний, затем эти знания включаются в общую массу знаний данного сообщества, после чего передаются последующим поколениям путем обучения. Каждое следующее поколение добавляет к этому запасу знаний то, что ему удается открыть самому, и такие новые знания передаются дальше тем же путем. А, следовательно, культурное наследие носит кумулятивный характер.

Несомненно, в известной степени культурная эволюция протекает именно таким образом. Но происходит ли она так, всегда ли она следует прямым путем? Ознакомление с историей показывает, что нет. Наши нынешние взгляды на культурную эволюцию носят столь же общий характер и столь же туманны, как современные представления о роли естественного отбора в эволюции человека, и, подобно последним, нуждаются в критической переоценке.

Вернемся вновь к величине группы. Групповой отбор, действуя на генетически обусловленные различия между группами в отношении терпимости самцов друг к другу, мог привести к увеличению группы до уровня многосамцового стада. Такого уровня достигают сообщества некоторых примитивных гоминид и других приматов.

Однако тенденция к увеличению размеров сообщества и его сложности, очевидно, продолжалась в доисторическую и историческую эпоху. Группы сливались в племена, а племена - в кланы и государства. Государства увеличивались в размерах, превращаясь из государств-городов в малые, а затем и большие национальные государства.

Степень терпимости самцов друг к другу не имеет никакого отношения к этим поздним стадиям эволюции, ведущим к увеличению размеров группы. Терпимость мужчин друг к другу у неандертальцев и у жителей США не отличается заметным образом. Но зато войны между племенами и между народами сильно зависят от тенденции к увеличению группы. Вплоть до известного уровня более многочисленные племена или народы в среднем, при прочих равных условиях, выходят победителями в войнах с более малочисленными племенами или народами. В результате ряда последовательных войн мелкие общественно-политические единицы обычно перестают существовать в качестве независимых групп, тогда как более крупные группы становятся независимыми политическими державами. Тенденция к увеличению размеров группы до некоторой степени определяется выживанием самых крупных групп.

Однако, чересчур большие политические единицы, примером которых служат империи, не бывают долговечными и в конце концов неизменно распадаются на более мелкие части. Тенденции к увеличению размеров группы подвержены реверсиям, особенно на своем верхнем уровне. Увеличение размеров проявляется более определенно ниже этого уровня.

Здесь мы имеем дело с социальной тенденцией, определяемой негенетическими различиями между конкурирующими группами. Однако можно представить себе различия между группами по другим признакам культуры - такие различия, которые в результате ряда последовательных конкурентных межгрупповых столкновений могли бы создать определенное направление культурной эволюции. Например, некоторые направления в развитии техники возникли, возможно, в результате длительной конкуренции между группами с разными техническими способностями. Аналогичным образом могли бы возникнуть и идеологические тенденции. Нетрудно предсказать результаты, к которым привели бы в среднем многочисленные столкновения между группами, верящими в чудеса, и группами с прагматическим подходом к решению проблем.

Итак, к факторам культурной эволюции относятся: общее накопление культурного наследия и тенденции в развитии культуры, возникающие в результате конкуренции между сообществами, различающимися в культурном отношении (но не генетически). Групповой отбор играет важную роль в органической (биологической) эволюции человека и дифференциальный успех разных сообществ имеет важное значение для его культурной (социальной) эволюции. Однако трудно судить об относительном значении этих групповых процессов по сравнению с другими факторами.

Одна из движущих сил эволюции человека, которой уделяется довольно много внимания — это закрепление селективно нейтральных мутантных генов под действием генетического дрейфа. Вполне возможно, что такое закрепление иногда и происходило, но маловероятно, что оно могло привести к возникновению какой-либо существенной характеристики в эволюции человека. К сожалению, наши представления об эволюционных силах, участвующих в эволюции человека, все еще очень неполны.