Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильин 3 (1).doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
9.9 Mб
Скачать

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 379

Характерно, что дети проявляют большую привязанность к тому человеку, ко­торый с ними играет, а не к тому, который только заботится о них (кормит, купает и одевает их). Таким образом, телесный контакт со взрослым хотя и важен, но не является единственным фактором, способствующим привязанности ребенка. Не­обходимы и другие проявления внимания (Spitz, 1965).

Механизм взаимодействия необходим при образовании привязанностей и в бо­лее старшем возрасте. i ■ ^- ]

Ребенок, у которого имеется полноценное чувство привязанности к определен­ному человеку, реагирует на разлуку с этим человеком рядом бурных проявлений. Дж. Боулби у малышей в возрасте одного года выявил три стадии: протест, от­чаяние и отстранение. На стадии протеста дети отказываются признать свое отделение от объекта привязанности. Они предпринимают энергичные попытки вновь обрести мать. На стадии отчаяния они плачут, кричат, брыкаются, бьются головой о постель, отказываются контактировать с кем-либо, пытающимся их ус­покоить. На третьей стадии (отстранения), наступающей через несколько часов, а иногда и дней, дети уходят в себя, становятся очень тихими. В их плаче слышат­ся безысходность и монотонность. Родных встречают отстраненно и даже равно­душно. Лишь потом постепенно дети начинают откликаться на проявление вни­мания со стороны тех, кто их окружает, и кажутся оправившимися от своего горя.

Маленькие дети ведут себя таким образом даже при кратковременной разлуке с родителем (Боулби полагает, что причиной этого является возникающий у де­тей страх одиночества), дети постарше страдают только при длительной разлуке. Если связь матери с младенцем нарушена на продолжительное время или посто­янно, то развиваются тяжелые формы депрессии и может возникнуть даже общее истощение организма (Boulby, 1982; Spitz, 1965).

Такая реакция детей на разлуку является прототипом поведения людей и в стар­шем возрасте, когда их охватывает буря эмоций при вынужденном расставании с первой любовью или при смерти ребенка или супруга.

Типы привязанностей

Эйнсворт с коллегами выделили три типа привязанности: группа А — «избегаю- ще-привязанные», группа В — «безопасно-привязанные», группа С — «амбивалент­но-тревожно-привязанные». Группа А реагировала на возвращение объекта при­вязанности менее позитивно и более негативно при его уходе, чем группа С; группа В отличалась от других меньшим гневом и большей склонностью к сотрудниче­ству (Ainsworth et al, 1978). К группе А относятся 21% детей, к группе В — 65%, к группе С — 14%.

У детей группы А матери избегали телесного контакта с ребенком, чаще про­являли гнев и были менее эмоционально экспрессивны по сравнению с другими матерями (Ainsworth, 1978). Матери детей группы С тоже проявляли меньшую восприимчивость и отзывчивость в отличие от матерей детей группы В. Эйнсворт объясняет различия в типах привязанности детей не врожденными особенностями, а различиями в поведении матерей при общении с ребенком.

Это мнение нашло подтверждение в исследовании Шейвера с коллегами (Shaver et al., 1988). Ими показано, что люди с «избегающим» типом привязанности по 380 Раздел III. Практические аспекты общения

сравнению с имеющими «безопасный» тип описывают своих матерей как требо­вательных, менее уважительных и более критичных. Отцы «избегающими» харак­теризовались как незаботливые и принуждающие, а отношения между родителя­ми — как лишенные эмоций. Тревожно-амбивалентные описывали своих матерей в отличие от «безопасных» как назойливых и несправедливых, отцов — как не­справедливых и угрожающих, а их супружеские отношения — как несчастливые. У тревожно-амбивалетных, по сравнению с избегающими, матери более приятные и отзывчивые, а отцы — более несправедливые и эмоциональные.

Типы привязанностей

Примерно 7 детей из 10 (примерно столько же взрослых) демонстрируют прочную привязан­ность [secure attachment} (Baldwin etal., 1996; Jones, Cunningham, 1996; Mickelsonetal., 1997). Если взрослые, склонные к привязанности этого типа, в детстве оказывались в незнакомой обстановке (обычно это была игровая комната в лаборатории), они спокойно играли, если там находились их матери, и с удовольствием изучали тот странный мир, в который попали. Если мать уходила, ребенок впадал в отчаяние, а когда она возвращалась, он мчался к ней навстречу и прижимался к ней. Потом успокаивался и возвращался к тому занятию, от кото­рого он отвлекся (Ainsworth, 1973,1979). Многие исследователи полагают, что подобный стиль привязанности есть, если так можно выразиться, модель, прообраз близких отношений, ко­торые будут у этого ребенка, когда он станет взрослым. Взрослые, склонные к подобным привязанностям, без труда создают близкие отношения и не боятся ни стать слишком зави­симыми, ни потерять любимого человека. Они способны поддерживать длительные любов­ные связи, приносящие удовлетворение, в том числе и сексуальное (Feeney, 1996; Feeney, Noller, 1990; Simpson etal., 1992).

Примерно 2 из 10 детей и взрослых демонстрируют сдержанную привязанность (avoidarA attachmenl). Несмотря на внутреннее возбуждение, дети, испытывающие сдержанную при­вязанность, не демонстрируют ни большого волнения при разлуке с теми взрослыми, кото­рые заботятся о них, ни большой радости при встрече с ними. Вырастая, такие дети превра­щаются во взрослых, склонных как можно меньше вкладывать в отношения с другими людьми и вступать с ними в длительные отношения. Они склонны к случайным сексуальным связям без любви. По мнению Кима Бартоломью и Леонарда Горовица, люди избегают близких от­ношений либо потому, что боятся («Я чувствую себя некомфортно, если отношения становят­ся близкими»), либо потому, что стремятся к независимости («Для меня очень важно чувство­вать себя независимым и самодостаточным») (Bartholomew, Horowitz, 1991).

Примерно один ребенок и один взрослый из 10 демонстрируют тревожность и двойствен­ность, характерные для тревожной привязанности (insecure attachment). Оказавшись в не­обычной ситуации, они с тревогой льнут к своим матерям. Стоит матери уйти, как ребенок начинает плакать, но когда она возвращается, он может либо не обратить на нее внимания, либо проявить враждебность. Став взрослыми, тревожно-амбивалетные дети не очень дове­ряют окружающим, а потому зачастую ревнивы и ведут себя как собственники. Они могут регулярно ссориться с одним и тем же человеком и бурно, гневно реагируют на все обсужде­ния конфликтных ситуаций (Cassigy, 2000; Simpson etal., 1996).

Некоторые исследователи объясняют разные типы привязанности родительскими реак­циями. Дети чутких, отзывчивых матерей - женщин, которые внушают им мысль о том, что окружающему миру можно доверять, - обычно демонстрируют прочную привязанность