Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ 1..docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
1.13 Mб
Скачать

60% Юношей предпочитают общение с девушками в паре и 20% - в смешанной компании. У девушек картина менее четкая, но и у них предпочтение пары довольно ощутимо (37-56%).

Юноши и девушки общаются между собой на приятельском уровне намного более доверительно, чем на аналогичном уровне со сверстниками своего пола. В их беседах присутствует вся тематика однополого общения, но преимущественное место занимают личные дела, планы на будущее, отношения с родителями, отношения между собой знакомых сверстников, т.е. темы, наиболее личностно значимые для партнеров. Особое место в этих разговорах занимает тема взаимоотношений юношей и девушек.

Около 13% старшеклассников почти не общаются со сверстниками другого пола. Объясняется это по-разному: отсутствием интереса (в силу уровня развития), недостатком активности, неуверенностью в успехе. Одновременно выделяется группа старшеклассников (около 4%), которые общаются только со сверстниками другого пола. Чаще всего это юноши и девушки, у которых не сложилось общение со сверстниками своего пола (в силу индивидуальных особенностей, особенностей окружения, специфики отношений с родителями).

В ранней юности увеличивается объем общения со старшими ребятами (разница в возрасте 2-7 лет): около 33% старшеклассников регулярно участвуют в таком общении.

Небольшое число старшеклассников (около 3%) общаются с ребятами моложе себя (разница 2-4 года). Среди друзей своего пола юноши называют 3% ребят младших по возрасту, девушки - 2%. Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Если у семиклассников таких сверстников в круге общения около 27% у мальчиков и 29% у девочек, то к Χ классу этот процент увеличивается до 46 у юношей и 43 у девушек.

Расширение круга общения происходит и за счет сверстников представителей других социальных групп. Так, среди друзей юношей

==497

представители других социальных групп своего пола составляют 28,2%, противоположного - 26,3%, у девушек соответственно - 21,1 и 55,1%. <-..> Эти данные свидетельствуют об определенной тенденции и имеют под собой социально-экономические и социально-культурные основания: резкий рост числа старшеклассников в связи со всеобщим средним образованием, сближение культурного уровня различных социальных групп населения, общие источники информации у молодежи, мода как интегрирующий фактор.

Круг общения старшеклассников расширяется и за счет включения в него взрослых людей. Стремление к общению со взрослыми свойственно уже 70% старшеклассников, при этом особенно растет необходимость в общении с родителями. Отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», старшеклассники в первую очередь называют мать, на втором месте - отца. Около трети юношей и девушек хотели бы иметь больше родительских советов по важным для них вопросам, чем они фактически получают, и лишь около 10% считают, что число советов избыточно. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца.

Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением со взрослыми у старшеклассников дело обстоит довольно сложно.

В ранней юности происходит резкое снижение доверительности в общении с родителями и учителями. На вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» утвердительно отвечают 61% подростков 11-13 лет и более 90% юношей и девушек 15-18 лет. Утвердительные ответы на вопрос «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваши родители понимают вас не так хорошо, как ваши друзья?» составили по этим же группам 56 и 88%.

В старших классах опять происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигает максимума число юношей и девушек, ориентированных преимущественно на общение дома и в школе (45-53%), минимальным становится число ориентированных на общение на улице (15-32%). У большинства старшеклассников происходит дальнейшее освоение социального пространства. Они интенсивно осваивают свои регион и центр города, определяя в них предпочитаемые места общения. Наиболее явно это прослеживается у юношей и девушек, ориентированных на общение на улице и в общественных местах. У старшеклассников расширяет-

==498

ся групповое персонифицированное пространство общения. С одной стороны, они рассматривают в качестве «своих» те улицы, по которым регулярно гуляют в своем районе, а с другой - считают своими те центральные улицы города, на которых ежевечерне прогуливаются молодежные группы из разных районов города. Причем чем более интеллектуально развиты члены группы, тем чаще их персонифицированное пространство общения и в своем районе и в центре города включает в себя не только и не столько большие магистрали, сколько тихие переулки. Это, вероятно, связано с тем, что для менее развитых старшеклассников толпа большой улицы, ее предметно-эстетическая среда выступают как информационный источник, стимулирующий и дающий пищу их общению. Наряду со стремлением персонифицировать определенные улицы и переулки как пространство своего общения старшеклассники склонны к своеобразной «клаустрофилии» (любовь к ограниченному пространству). Именно в этом возрасте ребята очень высоко ценят возможность общаться в комнате на чьей-либо квартире, укрыться своей группой от посторонних глаз в школьном радиоузле, фотолаборатории и т.д., наконец, стать завсегдатаями небольшого кафе или бара.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Опросы показали, что потребность в уединении реализуют более 75% юношей и 83% девушек. Более половины девушек и около 45% юношей осознают у себя наличие этой потребности. Некоторая часть старшеклассников (до 20% юношей и 3% девушек) предпочитают уединение как наиболее приемлемый для них вид свободного времяпрепровождения.

В ранней юности важный смысл приобретает коммуникативное уединение, в котором старшеклассники общаются с неким идеальным партнером, со своим «Я», с представляемыми реальными лицами из своего окружения или с лицами, общение с которыми им недоступно либо в силу статусных различий, либо в силу исторической дистанции. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это как в играх-грезах, так и в мечтах. Отличие юношеских игр-грез от подростковых состоит в том, что они по преимуществу рефлексивны и социальны. Уединение в ранней юности в процессе игр-грез и мечтаний реализует все названные ранее функции: познавательную, рефлексивную, продуктивно-репродуктивную, адаптивную, компенсаторную и целеполагающую.

Мудрик А. В. Юношеский тип общения // Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. - С. 59-69.

==499

Э.ШПРАНГЕР

ЭРОТИКА И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Юношеская эротика

Я различаю для целей моей психологии сексуальность и эротику. Та и другая интересуют меня здесь лишь постольку, поскольку они проявляются в форме психических движений. Я ни в малой степени не отрицаю, что сексуальные и эротические переживания стоят в тесной связи друг с другом. Но я утверждаю, что в качестве переживаний они глубоко отличаются друг от друга по своей окраске и принадлежат к различным слоям психики.

О понятии сексуальности мы будем говорить подробно в следующей главе. Здесь я хочу дать лишь самое общее определение, какое может быть вообще дано этому понятию. Сексуальными следует считать не только такие возбуждения и переживания, которые реально или в фантазии направлены на телесное соприкосновение или соединение с предметами полового вожделения, но и все те, которые находятся в сознательной связи с чувственным возбуждением, имеющим в своей основе характер полового наслаждения (libido). Согласно этому определению сексуальные переживания всегда основаны на телесных и, следовательно, чувственных возбуждениях. Конечно, мы бы зашли слишком далеко, если бы мы сказали, что сексуальным является всякое переживание, в котором источником наслаждения является телесное возбуждение, ибо, например, физиологические аппараты питания и движения имеют своим психическим коррелятом совершенно иначе окрашенные переживания. Но следует признать, что психическая структура влечений и чувств, характеризующаяся качественно своеобраз ной формой либидинозного наслаждения, может выйти далеко за пределы непосредственно служащего ей физиологического аппарата и перейти в другие психофизические структуры индивидуума.

Совершенно иную окраску носит эротическое переживание. Говоря коротко, эротика является преимущественно душевной формой любви и носит в основе эстетический характер. Эстетический характер структура переживании имеет в том случае, когда она, не заключая в себе стремление к телесному наслаждению или обладанию, основывается на душевном единении (вчувствовании) с наглядным предметом, реальным или воображаемым. В каждом эстетическом наслаждении заключено известного рода unio mystica' между субъективно пси-

' Мистическое единение.

К оглавлению

==500

хическим и объективно-предметным, причем если предмет сам не может считаться реально одушевленным, то субъект посредством вчувствования в его видимую форму придает ему характер «чего-то одушевленного» (etwas seeliscnes ubernaupt). Но этот род единения может проявляться лишь по отношению к наглядному и образному. Это составляет conditio sine qua non' эстетического переживания. Далее условием эстетического характера переживания является то, что это единение должно происходить (также и при реальном объекте) в сфере чистого воображения, т.е. в форме содержания, а не в форме реального стремления к обладанию, употреблению или телесному соприкосновению.

Эстетическая любовь, или эротика, является таким образом первоначально единением с другою психикой, вчувствованием в нее, осуществляемым через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Мы увидим потом, что эротическое может в дальнейшем выйти за пределы чистой символизации телесного. Но это означает уже следующую ступень развития. Первоначальным же источником эротики является восхищение красотой, грацией и силой чужого тела. Однако это не есть просто тело, это не есть просто свежие краски или очертания линий; это есть тело, воспринимаемое как выражение души. Это душа, как бы просвечивая сквозь тело, делает его красивым. Пусть это покажется метафизическим или мистическим, но в действительности мы все «видим» тело одушевленным, даже в позднейшие годы жизни. Здесь мы имеем дело с одной из основных, ни на что более не сводимых форм переживания. От «понимания» чужой личности, ее характера или ее поведения это еще очень далеко, ибо понимание заключает в себе уже момент познания и, кроме того, вероятно, симпатии. Первоначально же дано лишь переживание красоты одушевленного тела.

Вот для этого рода восприятия переживания юность обладает особенно тонким реагирующим органом. Строго говоря, она черпает силу для этого восприятия из себя самой. Поэтому она идеализирует в акте вчувствования даже то, что по своим объективным свойствам может быть не заслуживает этого. С другой стороны, подросток сам по себе не мог бы так интенсивно жить этим переживанием. Скорее здесь заключен момент слияния с другой жизнью, и кажется, как будто в этом брачном духовном объятии впервые рождается идеал. Таким образом, и процесс духовного созидания покоится на слиянии двух противоположностей, на двуполости.

Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оп-

' Необходимое условие.

==501

лодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи.

...Описание течения переживаний и их выведение из смысловых связей не всегда совпадают друг с другом. Психические сферы переживаний могут подсознательно находиться в глубокой смысловой связи между собой, в то время как в сознании они ничего общего между собой не имеют или не хотят иметь. Это относится и к взаимоотношению между эротикой и сексуальностью в психике подростка. Обе сферы переживаний могут уже иметься налицо. Но предмет эротического чувства совершенно иной, нежели предмет сексуального влечения. Точно так же не совпадают обе эти сферы во времени. Несомненно, что это обособленное существование обеих сфер имеет, в свою очередь, глубокий смысл с точки зрения развития.

Мы можем выразить этот факт в заостренной форме следующим образом: в переходном возрасте сексуализация эротического разрушила бы идеальную любовь, полная же эротизация сексуального еще не может удаться - симптом того, что именно сексуальная сторона еще не вполне созрела в это время. Сохранение же этого разделения в зрелом возрасте означает всегда задержку в развитии целостной личности - нарушение, которое уже нельзя назвать здоровым.

В «Дневнике полувзрослой девочки», который вышел в 1920 г. в Вене в психоаналитическом издании и который я считаю чрезвычайно интересным в психологическом отношении, перед нами выступает юное существо, мучимое сексуальными загадками (не влечениями в собственном смысле) быть может сильнее, чем это обычно бывает, хотя мы об этом очень мало знаем, а основанные на условностях представления, полученные большей частью путем внешнего общения, мало говорят. Но если этот дневник о чем-нибудь говорит, то прежде всего о строгом разделении эротической и сексуальной сферы переживаний. Два лица (женского пола впрочем), о которых мечтает девочка, находятся абсолютно вне какого бы то ни было вожделения. С другой стороны, в дневнике нет речи и о сексуальных стремлениях, за исключением лишь инстинктивного сексуального любопытства. В дневнике звучит эротический гимн любимой учительнице, являющийся типичным для девочек этого возраста. Половая недифференцированность эротики сопровождается здесь, таким образом, четким разграничением эротической и сексуальной сфер. Однако следует добавить, что уже на этой ступени развития наблюдается симптом, указывающий на подсознательную связь обеих сфер переживаний, а именно порывы ревности, вторгающиеся в эротические мечтания. Молодые люди могут совместно, даже коллективно мечтать об одном и том же лице. Эстетический элемент, заключенный в этой мечте, не может дать основания для ревности; ибо кто стал бы страстно завидовать другому из-за

==502

того, что тот принимает 'участие в эстетическом наслаждении? И если тем не менее в такого рода отношения проникает ревность, то это проистекает из скрытых в глубине стремлений, которые направлены на нечто большее, чем только созерцание и любовь издалека. Здесь проявляются уже играющая кровь и стремление к обладанию.

После этих вводных замечаний ясно, что мы должны сначала рассмотреть в отдельности эротику и ее проявления, с одной стороны, и сексуальную жизнь подростка - с другой, и уже в заключение осветить взаимоотношение между тем и другим. Во всех этих трех частях наши выводы претендуют на значение лишь по отношению к нашей современной культурной эпохе и притом преимущественно по отношению к психической структуре немецкого подростка. В южных и восточных странах эта структура может быть иной'.

Ни одно чувство не является столь естественным для юноши, как стремление и любовь к телесной красоте. В расцветании органов его собственного тела перед ним раскрывается тайна творящей природы. Черты аутоэротизма являются для этих лет вполне нормальными. «Витальные ценности», если употребить здесь понятие, введенное Ницше и воспринятое Бергсоном, Шелером и Зиммелем, являются еще наиболее близкими юношескому переживанию. В самом деле, многие юношеские дружбы образуются таким образом, что один робко приближается к священной красоте другого, ища его душу. Я, не колеблясь, утверждаю, что это взаимное сближение подростков одного и того же пола является в этом идеальном смысле столь же чистым, как гетеросексуальное, и что это большей частью не вполне осознанное направление любви является нормальной переходной ступенью к гетеросексуальной любви2. Это относится к подросткам-девочкам в такой же мере, как и к мальчикам. Находящийся у меня материал из старого и нового времени весь наполнен примерами такого рода мечтательных отношений между юными людьми; эти отношения, основываясь вначале на внешней красоте, захватывают в конце концов всю душу. Кто это не видит, тот судит предвзято. Равным образом и спортивные занятия подростков мы поймем односторонне, если не заметим, что они проникнуты такого рода эротикой.

Однако в ней заключена трагедия, мимо которой редко проходит подросток с относительно глубокими задатками. Момент, когда мы узнаем, что красивое, т.е. юношески цветущее, и в то же время гармо-

' Вопросы о том, создают ли различия в образовании, затрагивающие психическую структуру, существенное различие в течении этих явлений, не берусь решить, однако сомневаюсь в этом. На более примитивных в образовательном отношении ступенях пубертатный возраст протекает в более короткое время, но не обязательно в других формах. Лишь в нездоровых антипедагогических условиях выступают как в верхних, так и в нижних слоях общества совершенно другие явления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]