Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 6.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
229.89 Кб
Скачать

6.2. Трудовая теория стоимости товара и теория

предельной полезности

Исторически первой в экономической науке сформировалась трудовая теория стоимости. Ее выразителями были такие корифеи экономической науки, как А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс. Основные положения этой теории в завершенном виде сводятся к следующему.

Потребительные стоимости качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. Общей основой всех обмениваемых товаров является то, что все они – продукты труда.

Труд имеет двойственный характер: конкретный, т. е. труд в определенной целесообразной форме, и абстрактный - затрата энергии вообще.

На рынке конкретный труд выступает как частный; абстрактный – как общественный. Первый создает потребительную стоимость, второй – стоимость. Стоимость – это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или отношение издержек к полезности.

Величина стоимости определяется величиной общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Измерителем трудовых затрат является рабочее время. В обществе эти затраты измеряются не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем. Стоимость есть отношение, в котором проявляется равенство абстрактного общественного труда, поэтому непосредственно в рабочем времени она выразить себя не может.

Как отношение стоимость выражает себя на рынке через отношение одного товара к другому. Формой выражения стоимости, следовательно, является другой товар или особый товар – деньги. Денежное выражение стоимости есть цена.

У трудовой теории стоимости есть как достоинства, так и пробелы. На основе этой теории легко объяснить, почему одни товары дороже, а другие дешевле. Почему, например, легковая автомашина дороже мотоцикла, а мотоцикл дороже велосипеда? Ответ прост: различны уровни общественно необходимых затрат труда на производство автомобиля, мотоцикла и велосипеда. Однако на основе этой теории трудно объяснить, какие виды труда составляют ОНЗТ, каковы количества различных элементов ОНЗТ, как учесть труд простой и сложный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный и т. д. На основе этой теории трудно объяснить, почему в одно и то же время один и тот же товар на различных рынках и даже на одном и том же рынке иногда продается по разной цене. На основе трудовой теории стоимости легко и убедительно можно объяснить поведение продавца, товаропроизводителя, но невозможно объяснить поведение покупателя, потребителя товара.

Параллельно с трудовой теорией стоимости возникла теория субъективной полезности, которая позже получила завершенное выражение в теории предельной полезности. Суть теории субъективной полезности сводится к следующему. Товар на рынке покупают не потому, что в нем заключены затраты труда, а потому, что данный товар для данного покупателя имеет полезность, ценность. Ценность товара обнаруживается при обмене, на рынке; в ее создании как полезности принимают участие три равноправных фактора – труд, капитал и земля. Теория субъективной полезности в конце XIX – начале XX в. развилась в теорию предельной полезности, которая позволила объяснить уязвимые места своей предшественницы. Теория субъективной полезности не могла разрешить знаменитый «парадокс Смита»: почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше, стоит так дорого?

Сторонники теории предельной полезности ценность или стоимость товара выводят не из затрат труда, а из полезности. При этом они выделяют два ее вида: во-первых, полезность общую, абстрактную, или родовую, под которой понимают способность всех наличных благ удовлетворять какую-либо потребность людей; во-вторых, конкретную, или субъективную, полезность, которая означает субъективную оценку данного экземпляра данного блага данным покупателем, потребителем.

Какие факторы определяют эту субъективную, или конкретную, полезность? Исходной основой субъективной полезности являются следующие предпосылки.

Во-первых, субъективная полезность предполагает редкость блага, ограниченность величины его запаса. Во-вторых, субъективная полезность зависит от характера потребления благ. Эту зависимость полезности блага от процесса его потребления обосновал немецкий экономист Герман Генрих Госсен (1810 – 1858) в своей книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности» (1854). Через четверть века после выхода книги в экономическую науку прочно вошли два постулата Г. Г. Госсена, которые теперь получили названия первый и второй законы Госсена.

Первый закон выражают два положения:

– в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;

– при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Учет двух факторов – ограниченности благ и характера их потребления – позволил на основе первого закона Госсена вывести новое понятие – субъективную предельную полезность.

В условиях, когда количество благ ограниченно, ценность данного блага определяется субъективной полезностью последнего, предельного экземпляра, который удовлетворяет наименее настоятельную конкретную, субъективную потребность, занимающую последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом благ данного рода. Иными словами, ценность блага в ее субъективной оценке определяется величиной его предельной полезности.

Классической иллюстрацией этих положений стал пример австрийских экономистов Карла Менгера (1840–1921) и Евгения Бем-Баверка (1851–1914) с пятью мешками зерна, которые имеет старик-отшельник, проживая в лесу: первый мешок он использует для удовлетворения самых насущных потребностей в пище, второй – для улучшения питания, третий – для откорма домашних птиц, четвертый – идет на изготовление пива, пятый – для забавы (кормление попугая). В субъективной оценке этого отшельника ценность каждого из пяти мешков определяется ценностью предельного, последнего, мешка. Если по какой-либо причине он лишится пятого мешка, то его субъективная оценка каждого из оставшихся четырех будет определяться ценностью четвертого мешка. Однако эту субъективную предельную оценку полезности нельзя путать с общей полезностью всех пяти мешков зерна.

Субъективная предельная оценка зависит от двух факторов:

во-первых, от величины всего запаса зерна,

во-вторых, от степени удовлетворения потребности в зерне.

Общая полезность зависит от суммы предельных полезностей пяти мешков зерна и определяет их способность удовлетворять все потребности старика-отшельника. С точки зрения изложенного легко объяснить «парадокс Смита»: общая полезность всего запаса воды, конечно, выше общей полезности алмазов, но конкретная, субъективная, предельная полезность алмазов несомненно выше предельной полезности воды.

В теории предельной полезности, как и в трудовой теории стоимости, есть свои слабые стороны. Если субъективная оценка каждого блага определяется его предельной полезностью для данного покупателя, то неизбежно следует вывод, что и объективные меновые пропорции товаров, т. е. их рыночные цены, определяются только этой субъективной полезностью для покупателя и что мнение продавца, равно как и его затраты на товар, ничего не значат и никакой роли не играют. В этом случае придется признать, что цена легкового автомобиля выше цены мотоцикла не вследствие более высоких затрат на автомобиль, а только потому, что данный покупатель субъективно ценит автомобиль выше, чем мотоцикл. Полный отказ от трудовой теории стоимости и признание в качестве единственного источника стоимости (ценности) только предельной полезности не дает возможности объяснить, почему на различных рынках при всех исключениях, колебаниях и отступлениях на одни и те же товары складываются единые рыночные цены.

Становится очевидным, что стоимость (ценность) органически включает в себя и цель (результат производства, полезность) и средства достижения этой цели (затраты живого труда и других необходимых ресурсов, факторов производства).

В конце XIX – начале XX в. в экономической науке возникло новое направление, которое предприняло попытку объединить эти две теории и на этой основе создать синтез предельной полезности и затрат (издержек) производства. По мнению А. Маршалла, ценность товара в равной мере определяется и полезностью, и затратами (издержками) производства. При этом затраты труда (живого и овеществленного) осуществляются потому, что общество ценит данное благо.

Стоимость готового товара как бы вменяется стоимости пошедших на его изготовление факторов производства. Этот принцип вменения Е. Бем-Баверк иллюстрировал следующим примером: не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот, потому, что из-за высокой ценности вина будут высоки и затраты на его изготовление.

Следовало бы добавить к аргументации сторонников теории предельной полезности, что причина и следствие могут меняться местами. Да, верно, что затраты на виноградник осуществляются потому, что люди высоко ценят виноградное вино. Но верно и то, что продавец вина не может не учитывать затраты на его изготовление.

Следовательно, товар это единство потребительной стоимости и меновой стоимости, а стоимость, или экономическая ценность товара, есть единство полезности блага и затрат на его производство. Товаропроизводитель не будет осуществлять затраты, если они не оправданы целью, результатами, полезностью будущих благ, но в то же время получение результата, достижение полезности немыслимо без затрат. Таково реальное противоречие экономической жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]