Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0462294_2FA51_otvety_k_kandidatskomu_ekzamenu_po_filosofii_i_metodologii_n.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
1.28 Mб
Скачать

48. Метатеоретические основания науки

Метатеоретический уровень — это такой уровень научного познания, на котором средствами методологического анализа выясняются основные метатеоретические конструкты (метатеоретические основания науки):

? научная картина мира — это высшая форма знания, которая формирует мировоззрение; интегральное видение изучаемой действительности;

? стиль научного мышления (детерминистский, вероятностный etc.);

? философские основания науки — это фундаментальные идеи и принципы, обосновывающие идеалы, нормы исследования и онтологические постулаты научной картины мира, а также обеспечивающие включение научного знания в культуру; выполняют эвристическую (объяснительную, предсказательную) функцию;

? идеалы и нормы научного исследования (этот пункт добавляет В. С. Степин).

Методологические исследования — это базовые метатеоретические основания науки.

В последние десятилетия предложены различные варианты и модели метатеоретических оснований науки.

Т. Кун считает, что важнейшим из них является «парадигма», И. Лакатос в этой функции рассматривает «научно-исследовательскую программу», Л. Лаудан — «исследовательскую традицию», С. Тулмин — «когнитивную популяцию», Дж.Холтон — «глубинные тематические структуры», Я. Хинтикка — «концептуальную установку».

Научная картина мира — целостная система представления об общих свойствах исследуемой предметной области на основе синтеза научных философских знаний.

Любая научная картина мира изучает, что исследуется на определенном участке исследования.

Стиль научного мышления — метатеоретическое основание науки, которое изучает, как исследуется; это исторически конкретная совокупность методологических нормативов, материалов и норм научного исследования.

Философские основания науки — это идеи, понятия и принципы, создающие стратегические ориентации познания мира.

Метатеоретический уровень — это предпосылочное знание (осуществляется дисциплинарная и философская рефлексия).

Уровни:

? - предметный уровень

? - рефлексивный уровень (знание о способах исследования объекта).

Метатеоретические знания подразделяют на:

? - концептуальные (подчиняются логике и методологическим стандартам) — конституируются в формах логико-дискурсивных и вербально-понятийных структур и специально разработанных философско-мировоззренческих идей и концепций;

? -доконцептуальные (неконцептуальные) — положения здравого смысла, образы продуктивного воображения, идеалы и этические нормы, в соответствии с которыми оценивается и интерпретируется научное знание (они фиксируются в форме интуитивно-заданных, моральных и эмоционально значимых суждений и оценок).

На метатеоретическом уровне определились следующие задачи:

1. сделать более доступными те знания, которые будут доступны для массового понимания (описание реальности на языке метатеоретических оснований);

2. возникла задача связи науки и культуры — метатеоретические знания выступают как связующий мостик между наукой и культурой;

3. регулятивные принципы познания.

49. Динамика науки и системная природа научного прогресса

Проблема рациональной реконструкции динамики научного знания в очередной раз обострила дилемму логицизма и релятивизма в истолковании реальной истории науки. С одной стороны, в европейской гносеологической традиции, начиная с Евклида, утвердилось представление о науке как системе дедуктивно организованного истинного знания, которое не может быть подвергнуто радикальному переосмыслению. С другой — непредвзятый взгляд на те концептуальные изменения, которые произошли в естественных и гуманитарных науках в течение последних нескольких столетий, не может не убеждать в относительности и релятивности многих, в том числе и фундаментальных научных знаний. К середине XX века в философии науки решительно утвердилась идея о том, что развитие научного знания должно рассматриваться как диалектическое единство его экстенсивных (количественных) и интенсивных изменений. Эта идея обрела статус проблемы научных революций и впервые была системно рассмотрена и обоснована на материале истории физики в знаменитой книге Т. Куна «Структура научных революций».

Куновская концепция революционной динамики науки и несоизмеримости различных парадигм актуализировала проблему методологического релятивизма. В частности, в т. н. анархистской эпистемологии П. Фейерабенда наука утрачивает черты объективно-истинного знания, оценивается как обычное верование и своеобразная форма мифологических представлений.

В связи с этими тенденциями все более популярными становятся антикумулятивные теории научной динамики, изображающие развитие науки в виде перманентной борьбы и смены научных теорий, между которыми нет ни логической, ни содержательной связи и преемственности. Согласно доктрине антикумулятивизма, научный прогресс приводит к полной релятивизации картины мира и радикальной несоизмеримости исторически сменяющих друг друга научных теорий.

Прогресс науки — это имманентно свойственная ей тенденция концептуальных изменений, которая позволяет интерпретировать рост научного знания как направленное его развитие к более полным, точным и совершенным формам организации и функционирования науки. Можно выделить два содержательно-семантических аспекта проблемы научного прогресса. Первый из них связан с реконструкцией и объяснением генезиса нового знания, которое продуцируется в актах научного открытия. Как правило, новое знание появляется в процессе разрешения возникших в старой теории проблем и противоречий посредством разработки и обоснования нетрадиционной эвристики. Несмотря на многочисленные попытки разработать адекватные рационально-логические механизмы такой эвристики и генерации нового знания, чаще всего они интерпретируются в терминах интуитивно-бессознательных и недискурсивных познавательных процедур. Иными словами, появление нового знания и связанный с ним общий прогресс науки оцениваются при таком подходе как компетенция психологии научного открытия.

Второй аспект анализа проблемы научного прогресса предполагает рассмотрение общей направленности концептуальных изменений в науке, исследование ее исторической динамики с целью оценить основной вектор этой динамики в терминах прогрессивного, регрессивного или одноплоскостного развития.

Рассмотрим некоторые моменты проблемы научного прогресса в этом втором, историческом ее аспекте. Прежде всего необходимо дать общее определение понятия «прогресс» как особой формы развития сложно организованных системных объектов. Несмотря на дискуссионный характер этой проблемы и наличие различных определений прогресса, данное понятие может быть определено следующим образом: прогресс — тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, связанный с повышением уровня организации и сохранением эволюционных возможностей изменяющихся систем. Предложенная дефиниция позволяет сформулировать и обосновать системное представление о критериях прогресса. В рамках такого системного подхода можно выделить три критериальных параметра, интегральная совокупность которых позволяет с определенной долей полноты и репрезентативности оценить развитие как прогрессивное либо как не являющееся таковым.

Структурный критерий, означающий повышение уровня целостности системы, ее интегральности; такое повышение может осуществляться как за счет усложнения, так и за счет упрощения структуры развивающейся системы.

Функциональный критерий, который означает усложнение взаимосвязей системы со средой ее обитания и на этой основе повышение эффективности ее функционирования, степени ее адаптивности и относительной автономности.

Ценностно-информационный критерий, означающий увеличение количества информации, перерабатываемой системой в единицу времени, а также увеличение количества накопленной информации, способствующей стабилизации и сохранению эволюционной пластичности системы.

Такое комплексное рассмотрение проблемы прогресса создает необходимые методологические предпосылки для корректной интерпретации научного прогресса. В рамках этой интерпретации следует различать два важнейших параметра научного прогресса:

Рост научного знания с позиций его инструментально-объяснительных возможностей. Эти возможности могут трактоваться как увеличение проблеморазрешающей эффективности новой научной теории; как накопление объема полезной информации об исследуемой предметной области и т. д.

Эффективное использование нового научного знания в интересах стабилизации и гармоничного развития той социальной системы, в рамках которой осуществляется генерация этого нового знания.

Для того чтобы оценить новое научное знание в контексте указанных параметров прогрессивного развития науки (научной дисциплины, теории, картины мира и т. д.), необходимо осуществить процедуру его системной экспертизы. Она включает в себя ряд этапов, на каждом из которых оцениваются определенные характеристики нового знания и производится его сравнение с предшествующими концептуальными и когнитивными структурами.

Инструментальная экспертиза, в рамках которой оценивается проблеморазрешающая эффективность новой теоретической системы, т. е. ее способность решать конкретные задачи и проблемы, не прибегая к помощи ad hoc гипотез и допущений.

Методологическая экспертиза, позволяющая оценить новую теорию на ее соответствие эталонам и нормам научного исследования, доминирующим в конкретном научном сообществе либо характерным для определенной научной дисциплины.

Социокультурная экспертиза, основной задачей которой является оценка нового знания в аспекте возможностей его успешного освоения в социальной деятельности и перспектив интеграции в конкретно-исторический тип культуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]